Добрый день, ребята! Тема нашего урока – «Музыкальная палитра осеннего пейзажа». Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года», среди них – поэт и писатель А.С.Пушкин, художник И.И.Левитан и композитор П.И Чайковский. Вопросы: - «Что такое палитра?» - (Дощечка для смешивания красок» - «Что такое пейзаж?» - (Картины, изображающие природу). - «Почему наша палитра музыкальная?» - (потому, что мы будем слушать музыку). - «Почему наша музыкальная палитра осенняя?» (потому, что наступила осень». Прежде, чем начать урок, давайте вспомним, повторим самые главные музыкальные термины, которые нам будут сегодня нужны. Тест письменный. (подчеркнуть правильный ответ) 1.Настроение мелодии. ( темп, динамика, лад) 2. Скорость движения мелодии. ( темп, тембр, мажор) 3. Громкость звучания мелодии. ( лад, темп, динамика) 4. Веселый лад в музыке. ( мажор, минор, темп) 5. Окраска звука. (темп, тембр, динамика) 6. Грустный лад в музыке. (минор, мажор, темп). Кроссворд. | | 1 | м | а | ж | о | р | | | | 2 | т | е | м | п | | | | | 3 | с | о | л | ь | | | | | | м | и | н | о | р | | | | | | 5 | л | а | д | | | | | | | | 6 | д | и | н | а | м | и | к | а | 7 | р | о | я | л | ь | | | | | 1.Веселый лад 2.Скорость движения мелодии. 3.Нота. 4. Грустный лад. 5. Настроение мелодии. 6. Громкость звучания мелодии. 7. Разновидность фортепиано, в переводе «королевский». Молодцы, хорошо справились с заданием. И так, продолжаем наш урок. Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года». Среди них русский композитор – П.И.Чайковский, , художник И. Левитан, поэт А.С.Пушкин, и многие другие. Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе. Где бы человек не жил, будь то – пустыня или степь, тундра или горы, природа родного края кажется человеку самой красивой. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Композиторы писали музыку о природе, художники – картины, поэты – стихи. Большое место в творчестве людей искусства занимала тема осени. Осень!.. Прекрасное время года. Об осени поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, художники рисовали картины. Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин из всех времён года любил осень, называл её золотой. Сегодня нас ждет встреча с образами родной природы, которые запечатлели художники разных поколений, используя разные виды искусства – Музыку, Поэзию и Живопись. П.И.Чайковского называют «певцом родной природы». У композитора природа «живет» удивительной таинственной жизнью. Произведения Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года, будь то поздняя осень или ранняя весна. Сегодня мы с вами послушаем произведение Чайковского из альбома «Времена года» - «Октябрь». «Времена года» Чайковского – это альбом из 12 пьес. Почему в альбоме 12 пьес, а не меньше и не больше? - (потому, что 12 месяцев в году». Пьеса имеет второе название –«Осенняя песнь» и раскрыть суть произведения нам поможет поэзия. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. – Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку? (Ответ - «Желтые, коричневые, темноватые») – У какого времени года есть такие краски? ( Ответ – «У осени») – Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку? ( Ответ – «Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато») – Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский? ( ответ –« Тишину осени, задумчивость природы, грусть человека») Музыка умеет передавать настроение радости или печали. Предлагаю игру «Словарик эмоций». Если слово подходит к музыке «Октябрь» вы должны повторить его, а если нет, сидите тихо, без движений. Игра. « Я думаю, я считаю» Я считаю, что эта музыка …. После игры один из учеников подводит итоги анализа музыки. Какой лад в пьесе, темп, настроение? (Ответ – лад минорный, темп медленный, настроение грустное, печальное, задумчивое) Созвучно ли произведению «Октябрь» стихотворение поэта А.С.Пушкина «Унылая пора…»? Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Золотая осень»? ( Ответ – «Не совсем, «Октябрь» Чайковского рисует позднюю осень, а у Левитана – ранняя золотая осень») Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Осень»? (Ответ – да, созвучна, и музыка и картина рисуют позднюю осень) Физминутка. Левитан – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень» Давайте представим, что мы с вами вышли на прогулку и оказались в поле где очень много урожая. Какой урожай принесла нам осень…. А теперь споем песню «Урожайная» Филипенко. Какое настроение в этой песне? ( Ответ – веселое, радостное) Есть отличие от пьесы «Октябрь» Чайковского? (Ответ – «Отличие есть, в песне «Урожайная» мажорный лад, быстрый темп, праздничное настроение) Мы с вами послушали музыку, которая рисует осенние пейзажи, познакомились с произведениями художника Левитана, произведениями композиторов П.И, Чайковского, читали стихи об осени поэта А.С. Пушкина. Что же общего между искусствами музыки, поэзии и живописи? (Ответ –«Музыка, поэзия и живопись могут рисовать образы родной природы» Для чего нужны произведения искусства? ( Ответ – «Чтобы лучше видеть красоту окружающего мира. Чтобы воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.) Если человек чувствует и понимает музыку, живопись, если любит стихи, любит петь, это значит, что человек любит окружающий мир и не может быть грубым, черствым и безжалостным.) Как можно назвать наш урок по другому? («Осенняя музыка», «Музыка природы», «Осеннее настроение», «Осенняя природа») Что больше всего понравилось? Что удивило? |