СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мудрость великого Абая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мудрость великого Абая

Ценность: Истина Качества: видеть хорошее в людях,скромность ,стремление к знаниям.

Цель: расширение понимания общечеловеческой ценности Истина через знакомство с мудростью жизни и творчеством А.Кунанбаева

Задачи:

1.расскрыть понятие «честность» как качество общечеловеческой ценности Истина.

2.Развивать умение видеть хорошее в других людях, жить в духе человечности и трудолюбия.

3.Воспитывать в детях скромность, стремление к знаниям.

Ресурсы: (материалы, источники)

ИКТ (презентация), музыка природы, песня «Лети лепесток» (муз. К.Костина, сл. И.Григорьевой, К.Костина) , учебники, рабочие тетради, стикеры, наглядный материал, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Приветствие. Знакомство с темой и целью урока.

Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

 

Обсуждение

- Поделитесь своими впечатлениями?

 

2.Позитивное высказывание (цитата).

 

Проверяй все сердцем.

Абай

 

Обсуждение:

- Как вы понимаете смысл мудрости?

 

3. Рассказывание истории (беседа).

Бабушка Зере всегда называла мальчика самыми нежными, самыми ласковыми словами. «Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое!» – бормотала она, едва внук оказывался в ее объятиях. Она была большим знатоком народной мудрости и сумела привить своему внуку стремление к знаниям: «Это хорошее дело, сын мой. Мало ли на свете людей, у которых в голове нет ничего, кроме еды и сна. Всю жизнь они суетятся без толку – и так и остаются пустоголовыми бездельниками! Не будь похож на них, не расставайся с этими мудрыми листами». Такое уважение бабушки к книгам всегда радовало Абая, и он еще больше углублялся в чтение.

Абай дни и ночи проводил рядом с бабушкой, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере с радостью раскрывала перед ним все богатство устного творчества. Зере была большой мастерицей устного рассказа. «Она говорила увлекательно, интересно», – позже вспоминал поэт. Абай не уставал слушать бабушку. Когда она уставала, Абай обращался к матери Улжан. Больше всего он любил, когда мать читала ему стихи.

Улжан была неграмотная, но она бережно хранила их в памяти, и это удивляло и восхищало Абая. Она целыми днями могла передавать жыры, айтысы, назидания в стихах. Данное отцом имя Ибрагим она заменила ласковым именем Абай. Оно означает «внимательный, вдумчивый». Под этим именем Абай прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Старая Зере никогда не забывала о своем долге. «Сумела ли я… в жизни… быть добрым примером для вас?.. Сумела ли… наставлять вас... – говорит она, обращаясь к своим внукам… И Абай, приложив обе руки к груди, склонялся перед нею со словами: «Все лучшее, все чистейшее в сердце моем – от тебя, святая мать».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему герою рассказа дали имя Абай?

2. Как бабушка Зере повлияла на жизнь Абая?

3. Как вы понимаете выражение: «быть добрым примером»?

4. Как вы общаетесь со своими родными?

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа в тетрадях

Страница 3 задание 1.

 

Расскажите, чему тебя научили твои родные.(по картинкам)

Творческая деятельность

Писатель Медеу Сарсекеев, размышляя о знаменитых людях Казахстана, отметил: «Их жизнь – благородный пример всем нам». Подумайте и расскажите, в чѐм Абай является примером для нас? Почему?

(Отразите в рисунке по желанию)  

 

На фоне звучит музыка природы.

6. Групповое пение

Тепло души

Сл. Е. Санина Муз. С. Ашимова

Как хорошо, что есть на свете, Среди бесчувственных людей, Такие, для кого все дети – Равны. И нет чужих детей!

Припев:

Здоровые или больные, Подростки или малыши – Неважно. Все для них родные, Всем отдадут тепло души.

Они их ласкою согреют, В болезни отдадут себя, И шалости простить сумеют, И наказать порой, любя.

Припев:

Как любят их за это дети, Я описать не в силах сам... Одно лишь знаю: люди эти Дороже многих пап и мам!

Припев:

 

7. Домашнее задание

Начните работу над проектом «Мой путь к счастью». Свои наблюдения записывайте в дневник, который находится в тетради ученика.

8. Заключительная минута урока

- Закройте глаза и постарайтесь вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке. Откройте глаза. Спасибо за урок.

 

Просмотр содержимого документа
«Мудрость великого Абая»

Тема: Мудрость великого Абая

Ценность: Истина Качества: видеть хорошее в людях,скромность ,стремление к знаниям.

Цель: расширение понимания общечеловеческой ценности Истина через знакомство с мудростью жизни и творчеством А.Кунанбаева

Задачи:

1.расскрыть понятие «честность» как качество общечеловеческой ценности Истина.

2.Развивать умение видеть хорошее в других людях, жить в духе человечности и трудолюбия.

3.Воспитывать в детях скромность, стремление к знаниям.

Ресурсы: (материалы, источники)

ИКТ (презентация), музыка природы, песня «Лети лепесток» (муз. К.Костина, сл. И.Григорьевой, К.Костина) , учебники, рабочие тетради, стикеры, наглядный материал, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Приветствие. Знакомство с темой и целью урока.

Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!




Обсуждение

- Поделитесь своими впечатлениями?



2.Позитивное высказывание (цитата).




Проверяй все сердцем.

Абай




Обсуждение:

- Как вы понимаете смысл мудрости?




3. Рассказывание истории (беседа).

Бабушка Зере всегда называла мальчика самыми нежными, самыми ласковыми словами. «Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое!» – бормотала она, едва внук оказывался в ее объятиях. Она была большим знатоком народной мудрости и сумела привить своему внуку стремление к знаниям: «Это хорошее дело, сын мой. Мало ли на свете людей, у которых в голове нет ничего, кроме еды и сна. Всю жизнь они суетятся без толку – и так и остаются пустоголовыми бездельниками! Не будь похож на них, не расставайся с этими мудрыми листами». Такое уважение бабушки к книгам всегда радовало Абая, и он еще больше углублялся в чтение.

Абай дни и ночи проводил рядом с бабушкой, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере с радостью раскрывала перед ним все богатство устного творчества. Зере была большой мастерицей устного рассказа. «Она говорила увлекательно, интересно», – позже вспоминал поэт. Абай не уставал слушать бабушку. Когда она уставала, Абай обращался к матери Улжан. Больше всего он любил, когда мать читала ему стихи.

Улжан была неграмотная, но она бережно хранила их в памяти, и это удивляло и восхищало Абая. Она целыми днями могла передавать жыры, айтысы, назидания в стихах. Данное отцом имя Ибрагим она заменила ласковым именем Абай. Оно означает «внимательный, вдумчивый». Под этим именем Абай прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Старая Зере никогда не забывала о своем долге. «Сумела ли я… в жизни… быть добрым примером для вас?.. Сумела ли… наставлять вас... – говорит она, обращаясь к своим внукам… И Абай, приложив обе руки к груди, склонялся перед нею со словами: «Все лучшее, все чистейшее в сердце моем – от тебя, святая мать».




Вопросы для обсуждения:

1. Почему герою рассказа дали имя Абай?

2. Как бабушка Зере повлияла на жизнь Абая?

3. Как вы понимаете выражение: «быть добрым примером»?

4. Как вы общаетесь со своими родными?






















4.Работа в тетрадях

Страница 3 задание 1.




Расскажите, чему тебя научили твои родные.(по картинкам)

Творческая деятельность

Писатель Медеу Сарсекеев, размышляя о знаменитых людях Казахстана, отметил: «Их жизнь – благородный пример всем нам». Подумайте и расскажите, в чѐм Абай является примером для нас? Почему?

(Отразите в рисунке по желанию)




На фоне звучит музыка природы.

6. Групповое пение

Тепло души

Сл. Е. Санина Муз. С. Ашимова

Как хорошо, что есть на свете, Среди бесчувственных людей, Такие, для кого все дети – Равны. И нет чужих детей!

Припев:

Здоровые или больные, Подростки или малыши – Неважно. Все для них родные, Всем отдадут тепло души.

Они их ласкою согреют, В болезни отдадут себя, И шалости простить сумеют, И наказать порой, любя.

Припев:

Как любят их за это дети, Я описать не в силах сам... Одно лишь знаю: люди эти Дороже многих пап и мам!

Припев:



7. Домашнее задание

Начните работу над проектом «Мой путь к счастью». Свои наблюдения записывайте в дневник, который находится в тетради ученика.

8. Заключительная минута урока

- Закройте глаза и постарайтесь вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке. Откройте глаза. Спасибо за урок.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!