СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моря, озера и реки России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с реками,озёрами и морями на территории России.

Просмотр содержимого документа
««Моря, озера и реки России»»



Тема: «Моря, озера и реки России»

Цель: познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научаться находить на карте моря, реки и озёра России; узнают о водном богатстве и многообразии водных ресурсов своей страны; углубят полученные ранее знания о водном пространстве России.

  • Метапредметные: научаться работать с картой; усовершенствовать навыки анализа, классификации, систематизации; улучшать навыки контроля и самоконтроля

  • Личностные: осознавать значимость бережного отношения к окружающей природе; научаться нести за нее ответственность.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Класс, успокоились, уже прозвенел звонок на урок. Выпрямились, на парты не опираемся. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь, как подобает ученикам 4 класса.




- Молодцы. А теперь садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны быть рабочие тетради, учебники, дневники и пеналы. Все сложено на углу парты.







Дети приводят себя в порядок. Поворачиваются к гостям и молча кивают.





Проверка рабочего места.

2. Актуализация знаний

Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке? Но я буду спрашивать только тех, кто правильно поднимает руку.


1. Назовите 3 главнейших равнины нашей страны.






Кто покажет нам их на карете?


2. Чем отличаются друг от друга Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины?











3. Почему Среднесибирское плоскогорье называют «плоскогорьем»?








4. Где мы живем?

5. А где она расположена? (На какой равнине она расположена?)


6. Вот мы с вами вспомнили равнины. А о чем еще мы говорили на прошлом уроке?

7. Какие горы в старину называли «каменным поясом Земли Русской»?

Кто нам их может показать?



8. А какие еще есть горы на территории нашей страны?


Кто нам их покажет?


9.Назовите самую высокую гору нашей страны.

Покажите мне ее на карте.


10. А что вы знаете про горы Алтай?




- Равнины и горы России.


- Восточно-Европейская (Русская) равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

Один ребенок показывает все равнины.



- Восточно-Европейская равнина не совсем ровная, на ней есть низменности, возвышенности, много холмов. Она является холмистой. А Западно-Сибирская равнина очень ровная, нет ни понижений, ни повышений.


-Потому что там преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность.

- В Москве.


- На Восточно-Европейской.



- О горах.



- Уральские горы.

Один ребенок выходит и показывает пояс Уральских гор.


- Кавказские горы, Алтай, Саяны.

Один ребенок выходит к карте.


- Эльбрус.

Вызвать одного ребенка к карте.


- Эти горы внесены в список Всемирного Наследия.

3. Изучение нового материала

- Мы с вами вспомнили равнины и горы. А как их можно назвать одним словом?

- Какими цветами она у нас обозначены на глобусе?



- А какой цвет у нас еще есть?

- Как вы думаете, что он обозначает?

- А воды у нас на планете больше, чем суши?

- (Шум воды) А теперь отгадайте загадки.

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Соленая вода.

Как вы думаете, что это?

- Верно, следующая загадка.

На поле небо отражается,

Но не зеркалом точно оно называется.

Что это?

- Правильно. И последняя загадка.

Летом бежит, зимой стоит,

Весна придет – опять побежит.

- Вы отгадали все загадки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема урока?


- Найдите в учебнике страницы, на которых говориться о нашей сегодняшней теме. Назовите.


- А сейчас переверните карточки, которые лежат у вас на столах.

- Первый ряд, какое у вас слово?

- Второй ряд, у вас какое слово?

- И, третий ряд, вам что выпало?

- Объясняю задание, слушаем внимательно. Вам нужно в парах найти информацию в учебниках на страницах 66-68, четко следуя плану, написанному на карточках. На это у вас есть 10 минут.


- Давайте заканчивать. Начнем с первого ряда. Кто хочет ответить, поднимаем руку.

Вызвать одного человека к доске.

- А все остальные внимательно слушают, в конце может быть кто-то захочет дополнить или исправить ошибку.


















- Никто не хочет добавить что-нибудь?


- А кто был на вышеперечисленных морях, поднимите руки.

- Следующим у нас отвечает второй ряд. Кто хочет ответить?

Вызвать одного человека к доске.

- Все остальные внимательно слушают.










- Извини, я тебя на секунду перебью. На самом деле не только из-за больших размеров, но из-за того, что это озеро соленое, а озера у нас обычно наполнены пресной водой. Продолжай, пожалуйста.








- Никто ничего добавить не хочет?

- Поднимите руки те, кто ездил на перечисленные озера.

- А теперь третий ряд расскажет нам про реки.











- Молодцы. Есть, что добавить?

- Хорошо.



- Суша.


- Зеленым, коричневым, желтым, оранжевым.

- Синий, голубой.


- Воду.


- Да.











- Море.





- Озеро.



- Река.



- Моря, озера и реки России.



Ищут страницы и называют 66-68.


Переворачивают.

- Моря.

- Озера.

- Реки.






Выполняют работу в парах.








Выходит один ученик к доске.

- Балтийское, Черное и Азовское моря (показывает их на карте) – это моря Атлантического океана, они глубоко вдаются в сушу.

Черное и Азовское моря теплые, а Балтийское – холодное.

Так же есть моря, которые относятся к Тихому и Северному Ледовитому океанам.

Эти моря холодные и не вдаются так глубоко в сушу.


По возможности дополняют.


Поднимают руки.





- В нашей стране есть такие озёра как Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское (показывает на карте). Самым большим озером называют Каспийское море. Морем его назвали из-за больших размеров.







Самым глубоким является озеро Байкал (его глубина 1642 метра). А на Европейской территории России есть крупные озера – Ладожское и Онежское.

По возможности.


Поднимают руки.


- На территории нашей страны есть такие крупные реки как Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур (показывает на карте). Издавна на берегах рек строились села, деревни и города. Наш город тоже стоит на реке, которая называется Москва-река.

По возможности.

4. Физкульт. минутка

- А теперь встали, мы с вами немного разомнемся.


- Садитесь.


5. Закрепление пройденного материала

- Давайте еще раз скажем, на какой реке стоит наш город.

- Почему в этой реке нельзя купаться?


- На нашей планете загрязнена только Москва-река загрязнена?


- А озера и моря у нас загрязняются?

- Кто и чем их загрязняет?



- А что нужно делать, чтобы водоемы были чистыми?



- А теперь все перечисленные реки, озёра и моря мы нанесем на наши контурные карты. Но для этого каждый откроет карту нашей страны на страницах учебника 58-59.

- Начнем с морей. Какие моря мы сегодня упоминали? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями).


- Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах.


- А теперь какие озера мы сегодня называли? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями).



- Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах.


- А какие реки мы сегодня называли? Обратите внимание на то, как они выглядят (показ слайдов с фотографиями).


- Находим их на карте в учебнике, а затем подписываем названия на контурных картах.


- А теперь сдаем с последних парт на первые.


- Москва-река.


- Потому что она грязная.


- Нет, другие реки тоже загрязняются.


- Да.

- Человек. Мусором и отходами производства.


- Не бросать в них мусор, не сливать отходы производства.









- Балтийское, Черное и Азовское моря.



Находят и подписывают.




- Ладожское, Онежское, Балтийское озёра и Каспийское море.



Находят и подписывают.




- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.



Находят и подписывают.


Сдают.

6. Рефлексия

- У вас на парте лежат смайлики, раскрасьте тот, который символизирует ваше настроение на уроке и покажите мне.


Спросить несколько человек, почему именно такое настроение.




Разрисовывают смайлики и показывают.

































Карточка 1 ряда.
«Море»
План:
1. Назовите моря, которые указаны в учебнике.
2. К какому океану они относятся?
3. Покажите на карте.
4. Какие это моря? (теплые или холодные)
5. К каким океанам еще могут относиться моря?
6. Чем отличаются эти моря?



Карточка 2 ряда.
«Озеро»
План:
1. Назовите озера, которые указаны в учебнике.
2. Покажите на карте.
3. Какое озеро является самым большим?
4. Почему его называют морем?
5. Какое озеро самое глубокое?
6. Какие есть крупные озёра находятся в Европейской части нашей страны?



Карточка 3 ряда.
«Реки»
1. Назовите реки, которые указаны в учебнике.
2. Покажите на карте.
3. Что издавна строили рядом с реками?
4. На какой реке стоит наш город?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!