Тема: Моря, озера и реки России
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.
Задачи:
-обучающие: дать представление о морях, озерах, реках России и их местонахождении;
-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Оборудование:
Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече рада я!
Сегодня нас ждут (наверно, не зря)
Озера, реки и моря.
Чтобы о водах России знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным, уметь наблюдать,
И, конечно, рассуждать.
II. Проверка знаний и умений
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Тест «Равнины и горы России»
1. Наш город расположен на…
а) Средне-Сибирском плоскогорье;
б) Восточно-Европейской равнине;
в) Западно-Сибирской равнине.
2. Самые высокие горы России – это…
а) Саяны;
б) Алтай;
в) Кавказские горы;
г) Вулканы Камчатки.
3. Восточно-Европейская равнина – это..
а) холмистая равнина;
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки;
б)Кавказские горы;
в)Уральские горы.
5. Соедини стрелками тип гор и их название.
Молодые горы Старые горы | Уральские горы Кавказские горы Саяны Алтай Вулканы Камчатки |
III. Работа над новой темой.
У вас было творческое домашнее задание
- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?
На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)
Какие моря относятся к Тихому океану?
Перечислите моря Северного Ледовитого океана.
А какие моря относятся к Атлантическому океану?
Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.
Показ слайдов «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).
IV. Физкультминутка
Игра «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте – замри!
V. Продолжение новой темы
Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.
Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».
Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.
- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.
Показ слайдов с изображением рек.
Работа в группах
Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:
I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....
// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....
III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.
VI. Закрепление изученного материала
Групповая работа
- Заполните контурную карту.
I группа подписывает названия морей;
II группа подписывает названия рек;
III группа подписывает названия озер.
Игра «Капитаны»
- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.
Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.
VII. Подведение итогов работы
-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).
Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?
Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.
VIII. Домашнее задание
Учитель дает на выбор творческие задания:
Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.
2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.
3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.