Ход урок Орг. Момент Опрос домашнего задания Карточка 1 Какие типы равнин ты знаешь? Напиши их. Приведи примеры каждого типа равнин. Охарактеризуй один тип равнин Карточка 2 Почему Восточно-Европейская равнина получила такое название ? К какому типу равнин относится Восточно-Европейская равнина? Почему? Объяснения запиши. Карточка 3 Реши кроссворд Эту гору называют двуглавой. Название этих гор означает «золотой» Восточно-Европейская равнина относится именно к этому типу равнин Этот тип равнин характеризуется тем, что здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами Эти горы «перепоясывают» нашу страну, отделяя европейскую часть от азиатской Карточка 4 Какие горы нашей страны ты знаешь? Напиши их. Напиши, что ты знаешь об одном из этих географических объектов. Карточка 5 Равнины плоские Дополни схему. Напиши признаки каждого типа равнин. Фронтальный устный опрос - Какую тему готовили? - Как определить на карте, где располагаются горы, а где равнины? - назовите равнины, которые располагаются на территории нашей страны? - Расскажите, что вы знаете о Восточно-Европейской равнине, какая она, почему ее так назвали? - Что из себя представляет Западно-Сибирская равнина? - Почему Среднесибирское плоскогорье назвали плоскогорье, а не равниной, в чем особенность? - Какие горы в старину называли «Каменный пояс Земли Русской»? - Почему? Чем известны еще Уральские горы? - Продолжи фразу: Самые высокие горы России – это …. - Что вы узнали о Кавказских горах? - Название каких гор переводится как «золотой»? - О каких горах не вспомнили? Охарактеризуйте их. Задание на дом было у вас придумать географические загадки. – Какие придумали? Обобщение по домашнему заданию Мы изучали тему «Равнины и горы России», узнали, какие равнины есть на территории нашей страны, каких они типов, немного познакомились с горами нашей страны. Объяснение новой темы - Мы продолжим изучать географические объекты. Как вы думаете, кроме гор, равнин, чем знаменательна и уникальна наша страна? - Посмотрите на карту, они покрывают всю нашу страну как артерии, как кровеносные сосуды наше тело. Кроме рек, мы познакомимся с морями и озерами нашей страны Формирование новых знаний - Сегодня на уроке вы будите исследователями, путешественниками, которые открывают новые земли, изучают особенности самых разных уголков нашей страны. Сегодня вы будите сами изучать особенности морей, рек и озер нашей страны. - Как вы думаете, с помощью чего вы будите путешествовать? - Что нужно для путешествия? Маршрут исследования у вас изложен на листочках Это план ваших действий. Если написано выполнить устно – то ответьте про себя, если письменно – то запишите, а потом мы обсудим. Тему исследовательской работы запишите в тетрадь. На работу вам 15 минут. Если не успеете – не волнуйтесь мы все обсудим Алгоритм практической работы по теме: «Моря, озера и реки России» 1.Открой учебник на с. 64-65 и посмотри на карту России. Имеется ли выход в океаны с территории нашей страны? Запиши, в какие океаны имеется выход с территории нашей страны. Подумай, какими должны быть моря Северного Ледовитого, Тихого океанов (холодными или теплыми, суровыми или нет, покрытые льдами или без них). 2.Найди на карте моря Северного Ледовитого и Тихого океанов. Запиши эти моря так: Моря Северного Ледовитого океана – Моря Тихого океана – 3.С помощью карты полушарий убедись, что Балтийское и Черное моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко впадающих в сушу. 4.Найди и запиши моря, находящиеся на юге нашей страны6 5.Вспомни, что такое озеро. Найди на карте озера. Запиши все озера, которые ты нашел. 6.Найди на карте и запиши наиболее крупные реки европейской части России. 7.Найди на карте и запиши крупные сибирские реки 8.Научись правильно показывать реки на карте: их всегда показывают от истока к устью. Подготовиться показать: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. - Чему была посвящена работа, которую вы выполняли? _ Моря, каких океанов омывают берега России? Назови эти океаны. - Четко ли видно на вашей карте? - Где можно четко видеть?
- К какому океану есть выход с территории нашей страны? - Назовите моря Северного Ледовитого океана, Тихого океана? Покажите на карте - Какими должны быть моря Северного Ледовитого океана? - Какими должны быть моря Тихого океана?
- Назовите моря Атлантического океана, находящие на территории нашей страны? - Какое из этих морей располагается на юге нашей страны? - Каким должно быть это море?
- Все моря – это часть чего... - С чем всегда имеет связь море? - Есть ли такие водоемы, которые не связаны с океаном? Какие? - Чем отличается озеро и море? - Чем похожи? - Какие озера вы нашли на карте?
- Ладожское и Онежское озера в народе с любовью называют Онега-батюшка и Ладога-матушка. Почему?
- Нашли ли вы еще озера? Покажи на карте - Я утверждаю, что Каспийское море это не море, а озеро. Вы со мной согласны? Почему? - Найдите Каспийское море на большой карте. Связано ли оно с океаном? - А если не связано, то разве это море? - Каспийское море велико по сравнению с другими озерами, поэтому его трудно назвать озером, поэтому его называют озером-морем - А много ли у нас рек?
- Покажите Волгу на карте. Как показываем реки? - Что такое исток? - Что такое устье?
- Какие реки протекают в сибирской части России? Покажите Обь на карте
- Какие еще реки находятся в сибирской части России? Покажите их. 6.Заключительная беседа - Моря каких океанов омывают берега России? - Назови моря Атлантического океана? - Какое самое крупное озеро нашей страны? - Назови самое глубокое озеро? - Как правильно показать реку на карте? - С какими реками вы сегодня познакомились? Самостоятельная работа - придумай загадку о каком-либо географическом объекте: озере, море, реке. Укажите те признаки, по которым можно было бы узнать этот географический объект.
7.Домашнее задание Ответь на вопросы с. 72-77, научись на карте показывать географические объекты: равнины, горы, моря, озера, реки 8.Рефлексия | Индивидуальная работа учеников по карточкам – 5 человек Равнины и горы России Коллективные ответы учеников Я загадаю вам географические загадки, а вы отгадывайте. Этот географический объект находится между реками Енисей и Лена. На территории этого объекта преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью (Среднесибирское плоскогорье) - на территории этого географическое объекта находится гора, которую называют двуглавой? (Кавказские горы) - они тянутся с севера на юг через всю страну. Они самые низкие в нашей стране? (Уральские горы) - Этот географически объект был создан в 1920 г. специально для охраны минеральных богатств Урала? (Ильменский заповедник) Реки С помощью карты Маршрут Ребята работают по алгоритму Нет На карте полушарий Атлантическому Называют и показывают моря Холодные, суровые, почти всегда покрыты льдом Тоже довольно холодные, над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы Балтийское и Черное море Ответы детей Теплое, даже зимой большая часть Черного моря не замерзает С океаном Есть, озера Сообщение: Байкал – самое глубокое в России озеро. Его наибольшая глубина 1637 метров. Они связаны друг с другом. Из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладогу Нет Нет Сообщение: да много, их более двух миллионов. Из них 200 большие – более 500 км. К некоторым из них относится: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. В Европейской части России находится Волга. От истока к устью Начало реки Место, где река впадает в другую реку, озеро, море Сообщение: Самая длинная река – Обь, ее протяженность 5410 км. Представить это расстояние можно, если проехать на поезде от Москвы до Иркутска Енисей, Лена, Амур Дети думают и кто готов поднимает руку Например, эта река берет свое начало в озере Байкал, по ней проходит западная граница Среднесибирского плоскогорья, и впадает она в море Лаптевых |