Моря, как крупные природные комплексы
Цели и задачи урока:
-Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей.
-Показать взаимосвязи между компонентами моря.
-Расширить знания о природных комплексах.
-показать отличительные особенности водных ПК.
Оборудование: Презентация «Белое и Азовские моря», И-8кл-8 «Водные ресурсы России», Физическая карта России, карта океанов, кинофильм «Моря России».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.
Почему природные комплексы разнообразны?
Назовите компоненты любого ПТК. (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)
Какие компоненты являются ведущими? (Климат, рельеф.)
Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов.)
Кто основал науку, изучающую ПТК? (Докучаев В. В.) Как она называется? (Ландшафтоведение.)
Приведите примеры зональных ПТК. (Природные зоны.)
Приведите пример глобального ПТК. (Географическая оболочка.)
Что такое антропогенные ПТК? (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности: поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)
- Приведите примеры антропогенных комплексов.
III. Изучение нового материала
Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.
Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.
В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.
В Белом море - пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы - Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму - их называют эстуарии, а местные жители - губы.
- Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми природными комплексами. Познакомимся подробнее с Белым морем.
Знакомство с ПТК Белого моря
На берегах этого моря живут мужественные люди, рыбаки - поморы. Белое море соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).
- Назовите и покажите их на карте: Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 60 м.
- Почему море имеет небольшую глубину? (Находится на шельфе - материковой отмели.)
Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14%о. На севере соленость выше (30%о), чем на юге - 20-26%о. Почему, как вы думаете? (На юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах.)
Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Почему? (Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.)
Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие.
В Белом море приливы достигают высоты от 1 до 3,5 м. А в Мензенской губе до 10 м.
- Вспомните, какая сила вызывает приливы и отливы? (Притяжение Луны.)
В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги. Знакомство с ПТК Азовского моря
Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:
К бассейну какого океана относится море?
Внутреннее или окраинное (связь с океаном).
Площадь в сравнении с другими морями,
Температура (замерзает?)
Соленость воды.
Глубины преобладающая и наибольшая (вывод - глубокое, мелкое).
Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).
Реки, впадающие в море.
Биологические ресурсы.
10)Проблемы моря.
Или ответить на вопросы:
- Почему Азовское море после шторма долго остается мутным? (Они мелководное, глубина - 5-7 м. Волнение захватывает и донный ил.)
- К каким проблемам привело строительство водохранилищ и расходование воды Дона и Кубани на орошение? {Азовское море мелеет прогревается сильнее, воды с полей вместе с удобрениями попадают в Азов, вызывая цветение воды. Водоросли, живые организмы, отмирая, гниют на дне, выделяя сероводород. Уровень Азова ниже уровня Черного моря и через Керченский пролив, который соединяет Азовское и Черное моря в Азов поступает более соленая вода Черного моря. Нарушение солевого баланса моря приводит к снижению рыбных ресурсов моря.)
- Почему в Сиваше соленость 60%о, хотя в самом Азове 11-13%0. (Очень сильное испарение прогретых вод, залив мелководный и поступление уже соленой воды Азова.)
Качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря».
Домашнее задание. Б.: § 22.
Индивидуальные задания
Подготовить сообщения по природным зонам России.
Арктические пустыни
Острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля.
Птицы арктической пустыни.
Схема взаимосвязей в этой природной зоне.
5-6 отличительных черт арктической пустыни.
Тундра
6-7 характерных черт тундры.
Схема взаимосвязей в тундре.
Таймырский заповедник.
Влияние вечной мерзлоты на природные компоненты и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Трудностями, с которыми приходиться сталкиваться человеку в тундре.
Богатство тундры.
Каждое сообщение можно дать на группу, назначить бригадира (консультанта), ответственного за распределение работы внутри группы.