СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моря, как крупные природные комплексы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.
  • Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.
  • В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

В Белом море - пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы - Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму - их называют эстуарии, а местные жители - губы.

Просмотр содержимого документа
«Моря, как крупные природные комплексы»

Моря, как крупные природные комплексы

Цели и задачи урока:

-Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей.

-Показать взаимосвязи между компонентами моря.

-Расширить знания о природных комплексах.

-показать отличительные особенности водных ПК.

Оборудование: Презентация «Белое и Азовские моря», И-8кл-8 «Водные ресурсы России», Физическая карта России, карта океанов, кинофильм «Моря России».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

  • Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.

  • Почему природные комплексы разнообразны?

  • Назовите компоненты любого ПТК. (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)

  • Какие компоненты являются ведущими? (Климат, рельеф.)

  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов.)

  • Кто основал науку, изучающую ПТК? (Докучаев В. В.) Как она называется? (Ландшафтоведение.)

  • Приведите примеры зональных ПТК. (Природные зоны.)

  • Приведите пример глобального ПТК. (Географическая оболочка.)

  • Что такое антропогенные ПТК? (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности: поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)

- Приведите примеры антропогенных комплексов.

III. Изучение нового материала

  • Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.

  • Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.

  • В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

В Белом море - пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы - Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму - их называют эстуарии, а местные жители - губы.

- Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми природными комплексами. Познакомимся подробнее с Белым морем.

Знакомство с ПТК Белого моря

На берегах этого моря живут мужественные люди, рыбаки - поморы. Белое море соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).

- Назовите и покажите их на карте: Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 60 м.

- Почему море имеет небольшую глубину? (Находится на шельфе - материковой отмели.)

  • Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14%о. На севере соленость выше (30%о), чем на юге - 20-26%о. Почему, как вы думаете? (На юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах.)

  • Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Почему? (Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.)

Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие.

В Белом море приливы достигают высоты от 1 до 3,5 м. А в Мензенской губе до 10 м.

- Вспомните, какая сила вызывает приливы и отливы? (Притяжение Луны.)

В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги. Знакомство с ПТК Азовского моря

Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:

  1. К бассейну какого океана относится море?

  2. Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

  3. Площадь в сравнении с другими морями,

  4. Температура (замерзает?)

  5. Соленость воды.

  6. Глубины преобладающая и наибольшая (вывод - глубокое, мелкое).

  7. Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

  1. Реки, впадающие в море.

  2. Биологические ресурсы.

  3. 10)Проблемы моря.

Или ответить на вопросы:

- Почему Азовское море после шторма долго остается мутным? (Они мелководное, глубина - 5-7 м. Волнение захватывает и донный ил.)

- К каким проблемам привело строительство водохранилищ и расходование воды Дона и Кубани на орошение? {Азовское море мелеет прогревается сильнее, воды с полей вместе с удобрениями попадают в Азов, вызывая цветение воды. Водоросли, живые организмы, отмирая, гниют на дне, выделяя сероводород. Уровень Азова ниже уровня Черного моря и через Керченский пролив, который соединяет Азовское и Черное моря в Азов поступает более соленая вода Черного моря. Нарушение солевого баланса моря приводит к снижению рыбных ресурсов моря.)

- Почему в Сиваше соленость 60%о, хотя в самом Азове 11-13%0. (Очень сильное испарение прогретых вод, залив мелководный и поступление уже соленой воды Азова.)

Качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря».

Домашнее задание. Б.: § 22.

Индивидуальные задания

Подготовить сообщения по природным зонам России.

Арктические пустыни

  1. Острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля.

  1. Птицы арктической пустыни.

  2. Схема взаимосвязей в этой природной зоне.

  3. 5-6 отличительных черт арктической пустыни.

Тундра

  1. 6-7 характерных черт тундры.

  2. Схема взаимосвязей в тундре.

  3. Таймырский заповедник.

  4. Влияние вечной мерзлоты на природные компоненты и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

  5. Трудностями, с которыми приходиться сталкиваться человеку в тундре.

  6. Богатство тундры.

Каждое сообщение можно дать на группу, назначить бригадира (консультанта), ответственного за распределение работы внутри группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!