СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моря, как крупные природные комплексы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Моря, как крупные природные комплексы.

Цели и задачи урока:

      Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.

Просмотр содержимого документа
«Моря, как крупные природные комплексы.»

Моря, как крупные природные комплексы.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.

Оборудование:

Физическая карта России, карта океанов, таблица моря России, картины с изображением побережья морей, кинофильм «Моря России».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

-Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.

-Почему природные комплексы разнообразны?

-Назовите компоненты любого ПТК. (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)

-Какие компоненты являются ведущими? (Климат, рельеф.)

-Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов.)

-Кто основал науку, изучающую ПТК? (Докучаев В.В.). Как она называется? (Ландшафтоведение.)

-Приведите примеры зональных ПТК? (Природные зоны.)

-Приведите пример глобального ПТК? (Географическая оболочка.)

-Что такое антропогенные ПТК? (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности: поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)

-Приведите примеры антропогенных комплексов.

III. Изучение нового материала.

-Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря является природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.

-Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.

-В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

- В Белом море – пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы – Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму – их называют эстуарии, а местные жители – губы.

-Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются с Белым морем.



Знакомство с ПТК Белого моря.

На берегах этого моря живут мужественные люди, рыбаки – поморы. Белое море соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).

-Назовите и покажите их на карте: Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина – 60 м.

-Почему море имеет небольшую глубину? (Находится на шельфе материковой отмели.)

-Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10-14%. На севере соленость выше (30%) , чем на юге- 20-26%. Почему, как вы думаете? (На юге в море впадают реки Онега, С.Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах.)

-Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Почему? ( Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.)

Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие. В Белом море приливы достигают высоты от 1 до 3,5 м. А в Мензенской губе до 10 м.

-Вспомните, какая сила вызывает приливы и отливы? (Притяжение Луны.)

В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги.

Знакомство с ПТК Азовского моря.

Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:

1) К бассейну какого океана относится море?

2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

3) Площадь в сравнении с другими морями.

4) Температура (замерзает?)

5) Соленость воды.

6) Глубины преобладающая т наибольшая (вывод – глубокое, мелкое).

7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

8) Реки, впадающие в море.

9) Биологические ресурсы.

10) Проблемы моря.

Или ответить на вопросы:

-Почему Азовское море после шторма долго остается мутным? (Оно мелководное, глубина – 5 - 7 м. Волнение захватывает и донный ил.)

-К каким проблемам привело строительство водохранилищ и расходование воды Дона и Кубани на орошение? ( Азовское море мелеет; прогревается сильнее, воды с полей вместе с удобрениями попадают в Азов, вызывая цветение воды. Водоросли, живые организмы, отмирая, гниют на дне, выделяя сероводород . Уровень Азова ниже уровня Черного моря и через Керченский пролив, который соединяет Азовское и Черное моря в Азов поступает более соленая вода Черного моря. Нарушение солевого баланса моря приводит к снижению рыбных ресурсов моря. )

-Почему в Сиваше соленость 60%, хотя в самом Азове 11-13%.

(Очень сильное испарение прогретых вод, залив мелководный и поступление уже соленой воды Азова.)

В конце урока можно в качестве закрепления и создания образа моря показать фильм «Моря России», фрагмент – Белое море или Азовское море.

Домашнее задание.

Б.: параграф 22.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!