Моря, как крупные природные комплексы.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.
Оборудование:
Физическая карта России, карта океанов, таблица моря России, картины с изображением побережья морей, кинофильм «Моря России».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
-Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.
-Почему природные комплексы разнообразны?
-Назовите компоненты любого ПТК. (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)
-Какие компоненты являются ведущими? (Климат, рельеф.)
-Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов.)
-Кто основал науку, изучающую ПТК? (Докучаев В.В.). Как она называется? (Ландшафтоведение.)
-Приведите примеры зональных ПТК? (Природные зоны.)
-Приведите пример глобального ПТК? (Географическая оболочка.)
-Что такое антропогенные ПТК? (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности: поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)
-Приведите примеры антропогенных комплексов.
III. Изучение нового материала.
-Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря является природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.
-Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.
-В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.
- В Белом море – пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы – Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму – их называют эстуарии, а местные жители – губы.
-Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются с Белым морем.
Знакомство с ПТК Белого моря.
На берегах этого моря живут мужественные люди, рыбаки – поморы. Белое море соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).
-Назовите и покажите их на карте: Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина – 60 м.
-Почему море имеет небольшую глубину? (Находится на шельфе материковой отмели.)
-Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10-14%. На севере соленость выше (30%) , чем на юге- 20-26%. Почему, как вы думаете? (На юге в море впадают реки Онега, С.Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах.)
-Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Почему? ( Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.)
Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие. В Белом море приливы достигают высоты от 1 до 3,5 м. А в Мензенской губе до 10 м.
-Вспомните, какая сила вызывает приливы и отливы? (Притяжение Луны.)
В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги.
Знакомство с ПТК Азовского моря.
Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:
1) К бассейну какого океана относится море?
2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).
3) Площадь в сравнении с другими морями.
4) Температура (замерзает?)
5) Соленость воды.
6) Глубины преобладающая т наибольшая (вывод – глубокое, мелкое).
7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).
8) Реки, впадающие в море.
9) Биологические ресурсы.
10) Проблемы моря.
Или ответить на вопросы:
-Почему Азовское море после шторма долго остается мутным? (Оно мелководное, глубина – 5 - 7 м. Волнение захватывает и донный ил.)
-К каким проблемам привело строительство водохранилищ и расходование воды Дона и Кубани на орошение? ( Азовское море мелеет; прогревается сильнее, воды с полей вместе с удобрениями попадают в Азов, вызывая цветение воды. Водоросли, живые организмы, отмирая, гниют на дне, выделяя сероводород . Уровень Азова ниже уровня Черного моря и через Керченский пролив, который соединяет Азовское и Черное моря в Азов поступает более соленая вода Черного моря. Нарушение солевого баланса моря приводит к снижению рыбных ресурсов моря. )
-Почему в Сиваше соленость 60%, хотя в самом Азове 11-13%.
(Очень сильное испарение прогретых вод, залив мелководный и поступление уже соленой воды Азова.)
В конце урока можно в качестве закрепления и создания образа моря показать фильм «Моря России», фрагмент – Белое море или Азовское море.
Домашнее задание.
Б.: параграф 22.