СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль и ее критерии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мораль и ее критерии»

2.4Мораль

  • Ви­ды со­ци­альных норм

  • Фун­кции и прин­ци­пы мо­рали

Виды социальных норм

Од­ним из важ­ных эле­мен­тов культу­ры выс­ту­па­ют со­ци­альные нор­мы.

Со­ци­альные нор­мы — пра­вила по­веде­ния, об­разцы, стан­дарты де­ятельно­сти, вы­пол­не­ние ко­торых счи­та­ет­ся обя­зательным в об­ще­стве.

Со­ци­альные нор­мы кон­крет­но пред­пи­сыва­ют, ка­кие пос­тупки дол­жны со­вер­шать лю­ди в тех или иных си­ту­аци­ях. При­сущие со­ци­альной нор­ме об­ще­обя­зательность, схе­матизм и ти­пич­ность по­веде­ния име­ют большое прак­ти­чес­кое зна­чение, поз­во­ляя пред­ви­деть действия лю­дей в оп­ре­делен­ной си­ту­ации.

Со­ци­альные нор­мы по­мога­ют ус­та­новить по­рядок, сог­ла­совать ин­те­ресы раз­ных лю­дей, жи­вущих в од­ном кол­лекти­ве. В от­ли­чие от за­конов при­роды со­ци­альные нор­мы свя­заны с со­зна­ни­ем лю­дей и по­это­му мо­гут из­ме­няться по ме­ре то­го, как со­вер­шенс­тву­ет­ся че­лове­че­ское об­ще­ство. Та­кие нор­мы ад­ре­сова­ны не кон­крет­ным лю­дям, а всем, кто ока­зал­ся в ти­пич­ной си­ту­ации, ко­торую они ре­гули­ру­ют, пре­дус­матри­вая от­ветс­твен­ность в от­но­шении на­руши­телей (в од­них слу­ча­ях — не­одоб­ре­ние ок­ру­жа­ющих, а в дру­гих — ли­шение сво­боды). Со­ци­альные пра­вила по­веде­ния лю­дей вы­ража­ют­ся в оп­ре­делен­ной, по­нят­ной для большинс­тва, фор­ме. Пер­во­начально это бы­ли действия, ко­торые пов­то­ряли дру­гие, а за­тем та­кие нор­мы за­кре­пились в ус­тной и письмен­ной ре­чи.

У каж­до­го на­рода сло­жились свои обы­чаи — за­кре­пив­ши­еся в со­зна­нии лю­дей пра­вила по­веде­ния, ко­торые пе­реда­вались из по­коле­ния в по­коле­ние, прев­ра­тив­шись в ус­тойчи­вые тра­диции. Ис­сле­дова­ния по­каза­ли, что все на­роды, все лю­ди, на­селя­ющие на­шу пла­нету, весьма уни­кальны и не по­хожи друг на дру­га, а по­тому фор­ми­рова­ние пра­вил их сов­ме­стной жиз­ни так­же про­ис­хо­дило не­оди­нако­во.

Нап­ри­мер, ру­копо­жатие как обы­чай при­вет­ство­вать друг дру­га за­роди­лось еще в пе­ри­од Ан­тичнос­ти. Так, во­ин про­тяги­вал ру­ку то­му, к ко­му он был нас­тро­ен доб­ро­жела­тельно, де­монс­три­руя, что он не во­ору­жен. В бас­сейне ре­ки Кон­го сло­жил­ся обы­чай по­давать друг дру­гу обе ру­ки и, нак­ло­нив­шись, дуть на них. Жи­тели ос­тро­ва Пас­хи, что­бы поз­до­роваться, ста­нови­лись пря­мо, сжи­мали ру­ки в ку­лаки, вы­тяги­вая их пе­ред со­бой. В Но­вой Зе­лан­дии, здо­рова­ясь, тер­лись но­сами. В Ин­дии об­ме­нива­лись пок­ло­нами, скла­дывая ру­ки на гру­ди ла­доня­ми вверх. У пле­мен, жи­вущих на бе­регах озе­ра Тан­ганьика, хло­пали друг дру­га по жи­воту, за­тем уда­ряли в ла­доши и об­ме­нива­лись ру­копо­жати­ем.

Рукопожатие — обычай приветствовать друг друга

Эко­номи­чес­кие нор­мы ос­но­ваны на пред­став­ле­ни­ях лю­дей о том, как мож­но по­лучить при­быль и вы­год­но зак­лю­чить сдел­ку, ор­га­низо­вать де­ло. А по­тому эти пра­вила вза­имо­от­но­шений лю­дей ос­но­ваны на кри­терии при­быльнос­ти.

Со­ци­альны­ми ре­гуля­тора­ми по­веде­ния ста­ли и се­мейные нор­мы — пра­вила вза­имо­от­но­шений в семье. Они мо­гут очень раз­ли­чаться. В од­них семьях при­нято веж­ли­во и уч­ти­во раз­го­вари­вать друг с дру­гом, по­могать по хо­зяйству, прис­лу­шиваться к мне­нию ро­дите­лей. В дру­гих — ста­ли нор­мой гру­бость, нев­ни­мание к де­тям, от­сутс­тву­ют и се­мейные тра­диции.

По­лити­чес­кие нор­мы соз­да­ют­ся на ос­но­ве пра­вил вза­имо­от­но­шений лю­дей в по­лити­ке. Им сле­ду­ют ли­деры и чле­ны по­лити­че­ских пар­тий, ор­га­низа­ций, осу­щест­вля­ющих борьбу за власть ли­бо ре­ша­ющих на­сущ­ные проб­ле­мы стра­ны. В кон­крет­ной ор­га­низа­ции мо­гут соз­да­ваться свои ус­та­вы, где про­писа­ны пра­ва и обя­зан­ности их чле­нов. Соб­лю­дение этих ус­та­вов стро­го обя­зательно.

Кор­по­ратив­ные нор­мы — пра­вила об­ще­ствен­ных ор­га­низа­ций для ре­гули­рова­ния по­веде­ния тех, кто объеди­нил­ся с дру­гими людьми по ин­те­ресам, для ре­шения кон­крет­ных за­дач. Нап­ри­мер, об­ще­ство лю­бите­лей-ры­боло­вов ор­га­низу­ет­ся для сов­ме­стно­го про­веде­ния рыб­ной лов­ли, а его чле­ны обя­заны пла­тить взно­сы, по­сещать за­нятия, соб­ра­ния. Свои кор­по­ратив­ные нор­мы су­щес­тву­ют и в ком­мерчес­ких ор­га­низа­ци­ях.

На про­тяже­нии мно­гих сто­летий опо­рой нравс­твен­ности бы­ли ре­лиги­оз­ные нор­мы, ко­торые учи­ли сос­тра­данию, доб­ро­те, суп­ру­жес­кой вер­ности. Они по­яс­ня­ли, что нельзя де­лать дру­гим то­го, че­го се­бе не же­ла­ешь, а к лю­дям от­но­ситься нуж­но так, как хо­чешь, что­бы от­но­сились к те­бе. Хрис­ти­ан­ские за­пове­ди, та­кие как «не убий», «не ук­ра­ди», «воз­лю­би ближ­не­го сво­его» и дру­гие, фор­ми­рова­ли в об­ще­ствен­ном со­зна­нии ста­бильность и спо­койствие. В «Бе­седах на Еван­ге­лие» И­оан­на Зла­то­ус­та, кон­стан­ти­нопольско­го епис­ко­па (IV в.), ска­зано: «Нет ни­чего ху­же за­вис­ти и не­навис­ти, нет ни­чего бедс­твен­нее тщес­ла­вия. Гнев есть зверь, зверь жес­то­кий и лю­тый. Не от­ве­чай на гнев, что­бы мще­ни­ем за се­бя не по­губить се­бя». Вы­пол­няя ре­лиги­оз­ные пред­пи­сания, лю­ди бо­ялись ка­ры Божьей за неп­ра­вед­ный об­раз жиз­ни. Ре­али­зация ре­лиги­оз­ных норм час­то соп­ро­вож­да­ет­ся со­вер­ше­ни­ем ка­ких-ли­бо об­ря­дов. Их на­зыва­ют ри­ту­ала­ми. Ри­ту­алы мо­гут иметь мес­то и в дру­гих об­ластях жиз­ни че­лове­ка.

С дав­них вре­мен че­ловек стре­мил­ся не только удов­летво­рить свои са­мые прос­тые по­треб­ности (в пи­ще, одеж­де), но и ок­ру­жить се­бя кра­сивы­ми ве­щами. Так раз­ви­валось стрем­ле­ние к прек­расно­му, воз­ни­кала культу­ра одеж­ды, бы­та, от­но­шений друг с дру­гом. И в со­вре­мен­ном ми­ре су­щес­тву­ют пра­вила хо­роше­го то­на, нор­мы по­рядоч­ности, при­личия, ко­торые наш­ли свое вы­раже­ние в нор­мах эти­кета.

По правилам этикета

Дав­но до­каза­но, что от­ступ­ле­ния от пра­вил культу­ры по­веде­ния ве­дут к на­руше­ни­ям от­но­шений меж­ду людьми. По­это­му лю­ди всег­да стре­мились за­кре­пить эти пра­вила в письмен­ной фор­ме.

Пер­вым ру­ководс­твом по по­веде­нию бы­ла сос­тавлен­ная в 1204 г. ис­панцем Пет­ру­сом Альфон­сом «Дис­ципли­на кле­рика­лис». В Сред­ние ве­ка по­яви­лись мно­гочис­ленные по­собия, по­уча­ющие как се­бя вес­ти. Тре­бова­ния эти­кета бы­ли слож­ны, и в них мог­ли ра­зоб­раться только осо­бые лю­ди. Из­вес­тная в Рос­сии кни­га XVI в. «До­мос­трой» учи­ла «не красть, не лгать, не кле­ветать, не за­видо­вать, не осуж­дать, не браж­ни­чать, не нас­мешни­чать, не пом­нить зла, не гне­ваться ни на ко­го».

В сис­те­му со­ци­альных норм вхо­дят и нор­мы пра­ва — пра­вила по­веде­ния, ус­та­нов­ленные и ох­ра­ня­емые го­сударс­твом. Они от­ли­ча­ют­ся от дру­гих со­ци­альных норм фор­мальной оп­ре­делен­ностью (за­писа­ны в ка­чес­тве об­ще­обя­зательных для всех, кто ока­зал­ся в сфе­ре их действия), на­личи­ем юри­дичес­кой от­ветс­твен­ности за их не­ис­полне­ние.

Функции и принципы морали

Все ука­зан­ные со­ци­альные нор­мы име­ют в сво­ей ос­но­ве нравс­твен­ное на­чало и вза­имос­вя­заны, та­ким об­ра­зом, с нор­ма­ми мо­рали.

Мо­раль — при­нятые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­рошем и пло­хом, пра­вильном и неп­ра­вильном, доб­ре и зле, а так­же со­вокуп­ность норм по­веде­ния, вы­тека­ющих из этих пред­став­ле­ний.

Мо­раль про­яв­ля­ет­ся в ос­мысле­нии про­тиво­полож­ности доб­ра и зла. Доб­ро стре­мит­ся к гар­мо­нии во внут­реннем ми­ре че­лове­ка, в от­но­шени­ях меж­ду людьми в об­ще­стве. Доб­ро — это со­зида­ние; зло — это раз­ру­шение, оно на­руша­ет нор­мы мо­рали. Прак­ти­ка по­казы­вала, что че­ловек, не де­ла­ющий доб­ра, жи­вет ущер­бной жизнью. Нап­ро­тив, доб­рые пос­тупки уменьша­ют ко­личес­тво кон­флик­тов, объеди­ня­ют лю­дей, по­могая им из­ба­виться от стра­дания. Во все ве­ка це­нилась пре­дан­ность че­лове­ка, его стрем­ле­ние к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию.

Важ­ную роль в раз­ре­шении лю­бого кон­флик­та иг­ра­ет веж­ли­вость. Она по­мога­ет дос­тичь вза­имо­пони­мания меж­ду людьми, ре­али­зу­ет прин­цип «пос­ту­пай с дру­гими так, как хо­чешь, что­бы пос­ту­пали с то­бой».

К нравс­твен­ным ка­тего­ри­ям от­но­сят­ся по­нятия дол­га, со­вес­ти, гу­маниз­ма.

Долг — это не­об­хо­димость вы­пол­не­ния нравс­твен­ных обя­за­тельств да­же в ущерб сво­им ин­те­ресам. Че­ловек, об­ла­да­ющий раз­ви­тым чувс­твом дол­га, от­ли­ча­ет­ся спо­соб­ностью к са­мопо­жер­тво­ванию в пользу дру­гих лю­дей. Со­весть — это спо­соб­ность со­от­не­сения сво­их пос­тупков с об­щепри­няты­ми нор­ма­ми мо­рали. Со­вес­тли­вый че­ловек ни­ког­да не сде­ла­ет зла дру­гим лю­дям, не со­вер­шит под­лый пос­ту­пок. Гу­манизм — это при­зна­ние че­лове­ка как лич­ности и его бла­га выс­шей цен­ностью. На ос­но­ве мо­ральных прин­ци­пов воз­ни­ка­ет лю­бовь, друж­ба, т.е. те ка­чес­тва, ко­торые объеди­ня­ют лю­дей.

Мо­раль вы­пол­ня­ет не­сколько фун­кций:

  • оце­ноч­ную — рас­смот­ре­ние пос­тупков лю­дей с точ­ки зре­ния доб­ра и зла. Внеш­няя фор­ма вы­раже­ния оцен­ки мо­жет про­яв­ляться в одоб­ре­нии или не­одоб­ре­нии, сог­ла­сии или не­сог­ла­сии, пох­ва­ле или по­рица­нии и т.д.;

  • ре­гуля­тив­ную — ус­та­нов­ле­ние норм, прин­ци­пов, пра­вил по­веде­ния. В от­ли­чие от дру­гих норм мо­раль име­ет ряд осо­бен­ностей: ее пра­вила не за­креп­ле­ны ни в ка­ких до­кумен­тах, нет ор­га­нов, осу­щест­вля­ющих их за­щиту. Вы­пол­не­ние норм мо­рали в большей сте­пени свя­зано с внут­ренним убеж­де­ни­ем че­лове­ка в пра­вильнос­ти или неп­ра­вильнос­ти сво­их пос­тупков;

  • кон­трольную — кон­троль над вы­пол­не­ни­ем норм со сто­роны об­ще­ства (об­ще­ствен­ное осуж­де­ние) и са­мокон­троль со сто­роны лич­ности;

  • вос­пи­тательную — фор­ми­рова­ние ус­тойчи­вых мо­ральных прин­ци­пов лич­ности. Мо­рально-нравс­твен­ное вос­пи­тание ос­но­выва­ет­ся на опы­те пред­шес­тву­ющих по­коле­ний, вби­рая в се­бя из не­го все луч­шее;

  • ин­тегри­ру­ющую — под­держа­ние це­лос­тнос­ти ду­хов­но­го ми­ра че­лове­ка, мо­рально-нравс­твен­ной ос­но­вы все­го об­ще­ства.

Прин­ци­пами мо­рали яв­ля­ют­ся:

  • гу­манизм — при­зна­ние че­лове­ка как лич­ности и его бла­га, прав и сво­бод выс­шей цен­ностью. В ос­но­ве гу­маниз­ма ле­жит убеж­де­ние в без­гра­нич­ной спо­соб­ности че­лове­ка к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию, пра­ве че­лове­ка на счастье, сво­боду, за­щиту сво­его дос­то­инс­тва;

  • ми­лосер­дие — го­тов­ность по­мочь каж­до­му нуж­да­юще­муся. Ми­лосер­дие про­яв­ля­ет­ся как в пас­сивном сос­тра­дании (пе­режи­вание чу­жого го­ря), так и в стрем­ле­нии ока­зать ре­альную по­мощь. Ми­лосер­дие не дол­жно ис­чезнуть из жиз­ни об­ще­ства, так как, не­зави­симо от уров­ня его раз­ви­тия, ос­та­нут­ся та­кие не­гатив­ные для че­лове­ка фак­то­ры, как ста­рость, бо­лез­ни, оди­ночес­тво;

  • ра­венс­тво — от­но­шения внут­ри об­ще­ства: лю­ди име­ют рав­ные пра­ва и воз­можнос­ти в ре­али­зации сво­их спо­соб­ностей и удов­летво­рении по­треб­ностей не­зави­симо от ус­ло­вий жиз­ни, ма­тери­ально­го и об­ще­ствен­но­го по­ложе­ния;

  • альтру­изм — бес­ко­рыс­тное слу­жение лю­дям и го­тов­ность к са­мо­от­ре­чению во имя их бла­га. Про­тиво­полож­ностью альтру­из­ма яв­ля­ет­ся эго­изм — убеж­де­ния и по­веде­ние че­лове­ка, пол­ностью со­ри­ен­ти­рован­ные на удов­летво­рение ис­клю­чительно собс­твен­ных по­треб­ностей, иног­да да­же в ущерб ин­те­ресам дру­гих лю­дей;

  • спра­вед­ли­вость — прин­цип, оз­на­ча­ющий сте­пень рас­пре­деле­ния ма­тери­альных и не­мате­ри­альных благ меж­ду людьми, со­от­но­шение доб­ра и зла как в об­ще­стве в це­лом, так и при­мени­тельно к кон­крет­но­му слу­чаю. По­нима­ние спра­вед­ли­вос­ти или нес­пра­вед­ли­вос­ти мо­жет быть не­од­но­род­ным внут­ри об­ще­ства. Нап­ри­мер, то, что счи­та­ет­ся спра­вед­ли­вым у од­ной со­ци­альной груп­пы, мо­жет тол­ко­ваться как нес­пра­вед­ли­вое у дру­гой.

С са­мых дав­них пор че­ловек пы­тал­ся от­де­лить доб­рое от зло­го, хо­рошее от пло­хого. В про­из­ве­дени­ях на­род­но­го твор­чес­тва со­по­став­ля­лись пер­со­нажи, оли­цет­во­ряв­шие раз­ные сис­те­мы цен­ностей: один — пло­хой (жад­ный, злой, ко­вар­ный), а дру­гой — хо­роший (доб­рый, бла­город­ный). Нап­ри­мер, ле­нивая доч­ка злой ма­чехи и скром­ная тру­долю­бивая пад­че­рица, ко­вар­ный стар­ший сын и доб­рый млад­ший и т.д. Прак­ти­чес­ки все про­из­ве­дения за­кан­чи­вались по­бедой доб­ра. Та­ким об­ра­зом, фольклор по­могал вос­пи­тывать у лю­дей по­треб­ность в хо­рошем по­веде­нии.

В об­ласти мо­рали, в фор­ми­рова­нии но­вых нравс­твен­ных цен­ностей ог­ромную роль сыг­ра­ли ос­но­вопо­лож­ни­ки ре­лигий, учи­теля, про­роки, та­кие как Буд­да, Кон­фу­ций, И­исус, Му­хам­мед и дру­гие, об­ла­дав­шие да­ром пред­восхи­щения, пред­ви­дения. Они выд­ви­гали свои идеи в ос­новном в ре­лиги­оз­ной фор­ме, пред­ла­гая но­вые пу­ти ре­шения са­мых слож­ных воп­ро­сов со­ци­альной жиз­ни в ви­де мо­ральных за­пове­дей, про­пове­дей, уче­ний, ма­нифес­тов, трак­та­тов, прог­рамм. Они на мно­гие сто­летия пре­доп­ре­дели­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия той или иной культу­ры (И­исус — хрис­ти­ан­ской, Му­хам­мед — араб­ской, Кон­фу­ций — ки­тайской), пред­ло­жив собс­твен­ную сис­те­му цен­ностей и норм, оп­ре­делив смыс­ло­вое яд­ро, са­мобыт­ность этих культур.

Ес­ли каж­дый че­ловек бу­дет при­дер­жи­ваться об­щих нравс­твен­ных прин­ци­пов и в мыс­лях, и в по­ступ­ках, че­лове­че­ство приб­ли­зит­ся к все­об­щей гар­мо­нии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!