2.4Мораль
Виды социальных норм
Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы.
Социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе.
Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социальной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.
Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства, форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.
У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также происходило неодинаково.
Например, рукопожатие как обычай приветствовать друг друга зародилось еще в период Античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжелательно, демонстрируя, что он не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, становились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед собой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии обменивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.
Рукопожатие — обычай приветствовать друг друга
Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей основаны на критерии прибыльности.
Социальными регуляторами поведения стали и семейные нормы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень различаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других — стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.
Политические нормы создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.
Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания. Свои корпоративные нормы существуют и в коммерческих организациях.
На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные нормы, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди, такие как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и другие, формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского епископа (IV в.), сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их называют ритуалами. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека.
С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окружить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрасному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.
По правилам этикета
Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме.
Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Средние века появились многочисленные пособия, поучающие как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».
В систему социальных норм входят и нормы права — правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отличаются от других социальных норм формальной определенностью (записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказался в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.
Функции и принципы морали
Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе. Добро — это созидание; зло — это разрушение, оно нарушает нормы морали. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.
Важную роль в разрешении любого конфликта играет вежливость. Она помогает достичь взаимопонимания между людьми, реализует принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
К нравственным категориям относятся понятия долга, совести, гуманизма.
Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.
Мораль выполняет несколько функций:
оценочную — рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;
регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;
контрольную — контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;
воспитательную — формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально-нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;
интегрирующую — поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.
Принципами морали являются:
гуманизм — признание человека как личности и его блага, прав и свобод высшей ценностью. В основе гуманизма лежит убеждение в безграничной способности человека к самосовершенствованию, праве человека на счастье, свободу, защиту своего достоинства;
милосердие — готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как, независимо от уровня его развития, останутся такие негативные для человека факторы, как старость, болезни, одиночество;
равенство — отношения внутри общества: люди имеют равные права и возможности в реализации своих способностей и удовлетворении потребностей независимо от условий жизни, материального и общественного положения;
альтруизм — бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага. Противоположностью альтруизма является эгоизм — убеждения и поведение человека, полностью сориентированные на удовлетворение исключительно собственных потребностей, иногда даже в ущерб интересам других людей;
справедливость — принцип, означающий степень распределения материальных и нематериальных благ между людьми, соотношение добра и зла как в обществе в целом, так и применительно к конкретному случаю. Понимание справедливости или несправедливости может быть неоднородным внутри общества. Например, то, что считается справедливым у одной социальной группы, может толковаться как несправедливое у другой.
С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творчества сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные системы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а другой — хороший (добрый, благородный). Например, ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении.
В области морали, в формировании новых нравственных ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.
Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизится к всеобщей гармонии.