СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монолог и диалог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Монолог и диалог»

 Что представляет собою этот текст? - Папа, а ты смог бы писать в темноте? - Конечно, а почему тебя это интересует? - Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник! В чём особенность подобных текстов?

Что представляет собою этот текст?

- Папа, а ты смог бы писать в темноте?

- Конечно, а почему тебя это интересует?

- Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!

В чём особенность подобных текстов?

Монолог и диалог Работа учителя МОУ «Зимстанская сош»,  п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми Кочановой В.В..

Монолог и диалог

Работа учителя

МОУ «Зимстанская сош»,

п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми

Кочановой В.В..

Составляем словарь урока Монолог - … Диалог - … Реплика - …

Составляем словарь урока

  • Монолог - …
  • Диалог - …
  • Реплика - …
I. Речевое общение может проходить в форме монолога и диалога. Монолог — речь одного человека. Это может быть ваш ответ на уроке или сочинение, рассказ о прочитанной книге или об увиденном фильме. Монолог — это и выступление по радио и телевидению, статья в журнале или в газете, Монолог — от греч.  monos «один» + logos «речь» доклад. Монологическая речь бывает и устной, и письменной. Эта речь часто заранее подготовлена, продумана. Диалог  — от греч. dialogos «беседа»  Диалог — разговор двух или более лиц. Он обычно употребляется в устной разговорной речи.      В письменной речи встречается в художественной литературе. Это — разговор действующих лиц.

I. Речевое общение может проходить в форме монолога и диалога.

Монолог — речь одного человека. Это может быть ваш ответ на уроке или сочинение, рассказ о прочитанной книге или об увиденном фильме. Монолог — это и выступление по радио и телевидению, статья в журнале или в газете,

Монолог — от греч. monos «один» + logos «речь»

доклад.

Монологическая речь бывает и устной, и письменной. Эта речь часто заранее подготовлена, продумана.

Диалог — от греч.

dialogos «беседа»

Диалог — разговор двух или более лиц. Он обычно употребляется в устной разговорной речи.

В письменной речи встречается в художественной литературе. Это — разговор действующих лиц.

Сколько персонажей участвуют в разговоре? Кому из персонажей вы сочувствуете и почему? Зачерпнул Емеля воды из проруби ведром, глядь, а там Щука! Обрадовался Емеля, а щука и говорит ему человеческим голосом: - Не губи меня, Емелюшка! Выпусти обратно в воду! - Нет, я тебя домой отнесу, мамка из тебя ухи сварит, - отвечает Емеля. Не губи, Емеля, у меня щурята маленькие, ждут меня, дожидаются. Прочитайте материал под цифрой I – II (с. 24,25). Докажите, что записанный текст - диалог
  • Сколько персонажей участвуют в разговоре?
  • Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

Зачерпнул Емеля воды из проруби ведром, глядь, а там Щука! Обрадовался Емеля, а щука и говорит ему человеческим голосом:

- Не губи меня, Емелюшка! Выпусти обратно в воду!

- Нет, я тебя домой отнесу, мамка из тебя ухи сварит, - отвечает Емеля.

  • Не губи, Емеля, у меня щурята маленькие, ждут меня, дожидаются.

Прочитайте материал под цифрой I – II (с. 24,25).

Докажите, что записанный текст - диалог

Речь Монолог  ← от греч. monos «один» + logos «речь» = речь одного человека Диалог  ← от греч. dialogos «беседа» = разговор 2 и  ☺ письмо рассказ об увиденном или прочитанном ответ на уроке = из реплик и слов автора сочинение выступление По радио и телевидению статья в ж-ле или газете доклад, сообщение

Речь

Монолог ← от греч. monos «один» + logos «речь» = речь одного человека

Диалог ← от греч. dialogos «беседа» = разговор 2 и ☺

письмо

рассказ об

увиденном

или прочитанном

ответ на уроке

= из реплик и слов автора

сочинение

выступление

По радио и

телевидению

статья в ж-ле или газете

доклад, сообщение

✍ Рассмотрите рисунки. Пофантазируйте, о чём могут разговаривать ребята. А учитель с учеником? Придумайте и запишите диалоги.

Рассмотрите рисунки. Пофантазируйте, о чём могут разговаривать ребята. А учитель с учеником? Придумайте и запишите диалоги.

Упражнение 28. На уроках литературы вы изучали басни И.Крылова. Вспомните басню «Ворона и Лисица». Какой вид речи – монолог или диалог – использует баснописец? Каким видом речи чаще всего пользуетесь на уроках русского языка вы и учитель? А на уроках физкультуры? Расскажите.

Упражнение 28.

  • На уроках литературы вы изучали басни И.Крылова. Вспомните басню «Ворона и Лисица». Какой вид речи – монолог или диалог – использует баснописец?
  • Каким видом речи чаще всего пользуетесь на уроках русского языка вы и учитель? А на уроках физкультуры? Расскажите.
Уж сколько раз твердили миру,  Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,  И в сердце льстец всегда отыщет уголок.  Вороне где-то бог послал кусочек сыру;  На ель Ворона взгромоздясь,  Позавтракать было совсем уж собралась,  Да позадумалась, а сыр во рту держала.  На ту беду, Лиса близехонько бежала;  Вдруг сырный дух Лису остановил:  Лисица видит сыр, -  Лисицу сыр пленил,  Плутовка к дереву на цыпочках подходит;  Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит  И говорит так сладко, чуть дыша:

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!«

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

II. Диалог состоит из взаимосвязанных р е п л и к двух собеседников (вопросов, замечаний и ответов на них).    Реплика — это слова каждого участника диалога. Каждый из собесед-ников становится то говорящим, то слушающим.  Каждая реплика пишется с новой строки и с прописной буквы. Перед репликой ставится тире.  Реплика и слова автора — это разные самостоятельные предложения, поэтому между ними ставится тире, а перед тире обязателен один из знаков: запятая, точка, вопросительный или восклицательный знак.   Реплика — от фр.  reрliquer «отвечать,  возражать»    Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие:

II. Диалог состоит из взаимосвязанных р е п л и к двух собеседников (вопросов, замечаний и ответов на них).

Реплика — это слова каждого участника диалога. Каждый из собесед-ников становится то говорящим, то слушающим. Каждая реплика пишется с новой строки и с прописной буквы. Перед репликой ставится тире. Реплика и слова автора — это разные самостоятельные предложения, поэтому между ними ставится тире, а перед тире обязателен один из знаков: запятая, точка, вопросительный или восклицательный знак.

Реплика — от фр. reрliquer «отвечать, возражать»

Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие:

Ко мне подошла бездомная собака, похожая на Каштанку, а возможно, её дочка или внучка.  Я спросил:  — Как дела?  — Кручусь, — ответила Каштанка.  — Есть хочешь?  — Вообще-то я завтракала, — деликатно сказала Каштанка и посмотрела мне в руки.  (В. Токарева)

Ко мне подошла бездомная собака, похожая на Каштанку, а возможно, её дочка или внучка. Я спросил:Как дела?Кручусь,ответила Каштанка.Есть хочешь?Вообще-то я завтракала,деликатно сказала Каштанка и посмотрела мне в руки.

(В. Токарева)

Речь Монолог - речь одного человека Диалог - разговор 2 и  ☺ Цель – общение, обмен Цель - сообщение  мыслями, чувствами

Речь

Монолог -

речь одного человека

Диалог -

разговор 2 и ☺

Цель – общение, обмен

Цель - сообщение

мыслями, чувствами

Диалог состоит из реплик. Реплика- это слова, обращенные к собеседнику У меня зазвонил телефон.  Кто говорит?  Слон.  Откуда?  От верблюда.  Что вам надо?  Шоколада.  Для кого?  Для сына моего. Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог? Какое правило ведения разговора по телефону нарушено в данном диалоге?

Диалог состоит из реплик.

Реплика- это слова, обращенные к собеседнику

У меня зазвонил телефон.

  • Кто говорит?
  • Слон.
  • Откуда?
  • От верблюда.
  • Что вам надо?
  • Шоколада.
  • Для кого?
  • Для сына моего.

Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог?

Какое правило ведения разговора по телефону нарушено в данном диалоге?

Графика диалога. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.  П.  П, - а.  П!  П! - а.  П?  П? - а. Например: - Здравствуй, Вера!  Здравствуй, Лена.  Куда ты идешь, Вера? – спросила Лена.  В библиотеку, - ответила Вера.  П!  П.  П? - а.  П, - а.

Графика диалога.

  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
  • П.
  • П, - а.
  • П!
  • П! - а.
  • П?
  • П? - а.

Например:

- Здравствуй, Вера!

  • Здравствуй, Лена.
  • Куда ты идешь, Вера? – спросила Лена.
  • В библиотеку, - ответила Вера.
  • П!
  • П.
  • П? - а.
  • П, - а.
Работа в группах - Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел. - Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка. - Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки. - Совсем нет. - Почему же ты сейчас живой?  (С. Покровская « Не буду просить - Так он же меня потом выплюнул.  прощения».)  Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -  (Н. Носов «Фантазёры.) - Какой из текстов монолог, а какой диалог? - Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос? - Составьте памятку, как записать диалог.

Работа в группах

- Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.

- Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.

- Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки.

- Совсем нет.

- Почему же ты сейчас живой?

(С. Покровская « Не буду просить

- Так он же меня потом выплюнул.

прощения».)

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -

(Н. Носов «Фантазёры.)

- Какой из текстов монолог, а какой диалог?

- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?

- Составьте памятку, как записать диалог.

Правила оформления диалога При диалоге каждая реплика (прямая речь) начинается с новой строки, с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора пишутся с большой буквы и отделяются двоеточием, если они стоят перед репликами. Если слова автора стоят после реплики, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы. Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением.

Правила оформления диалога

  • При диалоге каждая реплика (прямая речь) начинается с новой строки, с большой буквы, перед ней ставится тире.
  • Слова автора пишутся с большой буквы и отделяются двоеточием, если они стоят перед репликами. Если слова автора стоят после реплики, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы. Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением.
Где используется диалог? В разговоре В драматическом произведении Я спросил Дениса:  Козёл. Ты пойдешь сегодня в школу? Нет , я заболел.  Давным-давно  - Да-а-а, тебе повезло, ведь сегодня контрольная по математике.  Жил-был козел…  - Не горюй, напишешь.  Петух.  Клевал пшено…  Коза.  Капусту ел…  Свинья.  И рыл навоз,,,  Курица.  И как-то раз яичко снес! ✒ Найдите отличия в двух этих диалогах

Где используется диалог?

  • В разговоре
  • В драматическом произведении

Я спросил Дениса:

Козёл.

  • Ты пойдешь сегодня в школу?
  • Нет , я заболел.

Давным-давно

- Да-а-а, тебе повезло, ведь сегодня контрольная по математике.

Жил-был козел…

- Не горюй, напишешь.

Петух.

Клевал пшено…

Коза.

Капусту ел…

Свинья.

И рыл навоз,,, Курица.

И как-то раз яичко снес!

Найдите отличия в двух этих диалогах

Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.  Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору: – Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь . Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.  Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает: – А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?  Кот отвечает: – Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. ✍ Составьте схему текста.

Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь . Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:

– А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвечает:

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

Составьте схему текста.

Упражнение 29. Прочитайте рассказ. Найдите диалоги. Объясните знаки препинания в них.

Был не крайний случай

В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу. Анна Петровна сказала мне:

— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.

— А если я не запомню?

— Пиши, как запомнишь.

— А третий раз ни за что нельзя?

— В крайнем случае — можно.

Пришел я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.

— Этот случай не крайний, — сказал папа. — Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.

Правило я забыл. Пришлось наугад писать.

Анна Петровна прочла рассказ.

— Что же ты слово «окно» через «а» написал?

Я говорю:

— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

Виктор Голявкин.

Задание по тексту 2. Как вы думаете, почему писатель так назвал свой рассказ?

Задание по тексту

2. Как вы думаете, почему писатель так назвал свой рассказ?

Запоминаем! ! Если слова автора находятся в середине реплики , то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением: - Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел. - П, - а. – П. - Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка. - Совсем нет. - Почему же ты сейчас живой? - Так он же меня потом выплюнул.  Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -  (Н. Носов «Фантазёры.)

Запоминаем!

! Если слова автора находятся в середине реплики , то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением:

- Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.

- П, - а. – П.

- Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.

- Совсем нет.

- Почему же ты сейчас живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -

(Н. Носов «Фантазёры.)

Упражнение 30. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны соблюдать определённые правила. Какие? Сформулируйте и запишите их Беседа не состоялась, - сказал Иа. – Не было обмена мыслями. Ты сказал: «Здорово!» – и промчался дальше. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов за сто отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?» – но понял, конечно, что уже поздно. Ну, я очень спешил. Должен говорить сперва один, потом другой, - продолжал Иа. – По порядку. Иначе это нельзя считать беседой. «Здорово!» - «Что? Что?» На мой взгляд, такой обмен репликами ничего не даёт. Особенно если, когда приходит ваша очередь говорить, вы видите только хвост собеседника. И то еле-еле. 2. Объясните знаки препинания в репликах

Упражнение 30. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны соблюдать определённые правила. Какие? Сформулируйте и запишите их

  • Беседа не состоялась, - сказал Иа. – Не было обмена мыслями. Ты сказал: «Здорово!» – и промчался дальше. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов за сто отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?» – но понял, конечно, что уже поздно.
  • Ну, я очень спешил.
  • Должен говорить сперва один, потом другой, - продолжал Иа. – По порядку. Иначе это нельзя считать беседой. «Здорово!» - «Что? Что?» На мой взгляд, такой обмен репликами ничего не даёт. Особенно если, когда приходит ваша очередь говорить, вы видите только хвост собеседника. И то еле-еле.

2. Объясните знаки препинания в репликах

Говорим правильно Сняв трубку, говорят Алло или Слушаю. Разговор по телефону лучше начать так: Здравствуйте, вам звонит (или вас беспокоит) Оля. А потом обратиться с просьбой: Пожалуйста, позовите к телефону Серёжу или Будьте добры, позовите, пожалуйста, Серёжу. Невежливо начинать разговор словами: Кто это? Кто это говорит?

Говорим правильно

Сняв трубку, говорят Алло или Слушаю. Разговор по телефону лучше начать так: Здравствуйте, вам звонит (или вас беспокоит) Оля. А потом обратиться с просьбой: Пожалуйста, позовите к телефону Серёжу или Будьте добры, позовите, пожалуйста, Серёжу. Невежливо начинать разговор словами: Кто это? Кто это говорит?

Правила ведения диалога Правила для того, кто говорит: Доброжелательность, уважение к собеседнику. Вежливость, избежание категоричности. Скромность в самооценке, ненавязчивость. Ориентация на партнера. Стимулирование интереса партнера к проблемам общения. Логичность изложения своих взглядов и предложений. Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики.

Правила ведения диалога

Правила для того, кто говорит:

  • Доброжелательность, уважение к собеседнику.
  • Вежливость, избежание категоричности.
  • Скромность в самооценке, ненавязчивость.
  • Ориентация на партнера.
  • Стимулирование интереса партнера к проблемам общения.
  • Логичность изложения своих взглядов и предложений.
  • Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики.
Правила ведения диалога Правила для того, кто слушает: Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника. Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит. Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца. Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность. Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.

Правила ведения диалога

Правила для того, кто слушает:

  • Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.
  • Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.
  • Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
  • Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.
  • Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Вежливые слова Прошу тебя (Вас)   Если тебе не трудно  Если можешь    Будь другом Будь так добр    Будь добр Будь так любезен   Пожалуйста

Вежливые слова

Прошу тебя (Вас) Если тебе не трудно

Если можешь Будь другом

Будь так добр Будь добр

Будь так любезен Пожалуйста

Причина отказа Извините Прости (те) Я бы с удовольствием Я бы с радостью Мне бы очень хотелось Жаль, но

Причина отказа

Извините

Прости (те)

Я бы с удовольствием

Я бы с радостью

Мне бы очень хотелось

Жаль, но

Упражнение 31.  Прочитайте рассказ Алисы, а затем запишите его в форме диалога с писателем … Бах! – и я в другой комнате. Тут сидит дядя и пишет что-то. Он меня спросил: «Ты, девочка, из 21 века?» Я говорю, что наверно, только я наш век не считала, потому что ещё плохо считаю, я хожу в детский сад, в среднюю группу. Дядя сказал, что очень приятно. Потом я спросила, как его зовут, а он сказал, что Аркадий, и он писатель, и пишет фантастические рассказы о будущем.  Он, оказывается, не всё придумывает, потому что к нему иногда приходят люди из нашего времени и рассказывают о нашей жизни. Только он не может об этом рассказать никому, потому что это страшный секрет. Он мне подарил свою книжку… А потом я вернулась. (К.Булычёв)

Упражнение 31. Прочитайте рассказ Алисы, а затем запишите его в форме диалога с писателем

… Бах! – и я в другой комнате. Тут сидит дядя и пишет что-то. Он меня спросил: «Ты, девочка, из 21 века?» Я говорю, что наверно, только я наш век не считала, потому что ещё плохо считаю, я хожу в детский сад, в среднюю группу. Дядя сказал, что очень приятно. Потом я спросила, как его зовут, а он сказал, что Аркадий, и он писатель, и пишет фантастические рассказы о будущем.

Он, оказывается, не всё придумывает, потому что к нему иногда приходят люди из нашего времени и рассказывают о нашей жизни. Только он не может об этом рассказать никому, потому что это страшный секрет. Он мне подарил свою книжку… А потом я вернулась. (К.Булычёв)

Анализ диалога Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки….Перебивая друг друга, затараторили : - Рой ямку.  Клади золотые.  Посыпь солью.  Зачерпни из лужи, полей хорошенько.  Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс». Буратино почесал нос, испачканный в чернилах. А вы уйдите все-таки подальше…  Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги, -  сказала лиса. - Боже сохрани, - сказал кот.   1. Сколько героев разговаривают?  2. Как оформлен диалог?  3. Как записываются реплики героев?

Анализ диалога

Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки….Перебивая друг друга, затараторили :

- Рой ямку.

  • Клади золотые.
  • Посыпь солью.
  • Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
  • Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс».

Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.

  • А вы уйдите все-таки подальше…
  • Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги, -

сказала лиса.

- Боже сохрани, - сказал кот.

1. Сколько героев разговаривают?

2. Как оформлен диалог?

3. Как записываются реплики героев?

Творческое задание 1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят?  Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые. 2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.

Творческое задание

1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят?

Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые.

2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.

Попробуем составить диалог. ✍ Составьте диалог по иллюстрации к сказке.

Попробуем составить диалог.

Составьте диалог по иллюстрации к сказке.

Рефлексия Заполните таблицу  ДИАЛОГ  МОНОЛОГ 1. 1. 2. 2. 3. 3.

Рефлексия

Заполните таблицу

ДИАЛОГ

МОНОЛОГ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Проверяем!  ДИАЛОГ  МОНОЛОГ 1. Диалог – от греч. «dialogos»- разговор двух или нескольких лиц. 1.Монолог – от греч. monos – «один» + logos – «речь». 2. Диалог состоит из реплик. Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или к самому себе. 2. Не предполагает непосредственного отклика. 3. На письме реплики разных лиц даются с новой строки.   Перед каждой репликой ставится тире.

Проверяем!

ДИАЛОГ

МОНОЛОГ

1. Диалог – от греч. «dialogos»- разговор двух или нескольких лиц.

1.Монолог – от греч. monos – «один» + logos – «речь».

2. Диалог состоит из реплик.

Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или к самому себе.

2. Не предполагает непосредственного отклика.

3. На письме реплики разных лиц даются с новой строки.

 

Перед каждой репликой ставится тире.

Заглянем в словарь Диалог  - разговор двух или нескольких лиц⁴. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. Реплика  - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге. Каждая реплика пишется с новой строки. Монолог  - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе.

Заглянем в словарь

Диалог - разговор двух или нескольких лиц⁴.

Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.

Каждая реплика пишется с новой строки.

Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе.

Итог урока: Диалог – разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик и слов автора. Каждая реплика пишется с новой строки через тире. Знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи, но без кавычек. Диалог используется в разговорном и художественном стилях. В диалоге следует избегать слов-паразитов.

Итог урока:

  • Диалог – разговор двух и более лиц.
  • Диалог состоит из реплик и слов автора.
  • Каждая реплика пишется с новой строки через тире.
  • Знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи, но без кавычек.
  • Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
  • В диалоге следует избегать слов-паразитов.

Домашняя работа Выпишите из сказки диалог, с помощью схемы объясните постановку знаков препинания.

Домашняя работа

  • Выпишите из сказки диалог, с помощью схемы объясните постановку знаков препинания.
Правила разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.

Правила разговора по телефону

  • Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
  • Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
  • Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
  • Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
  • Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
  • На работе говорите по телефону коротко.
  • Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
  • Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
  • Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
  • По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Пожалуйста! Вежливые слова Здравствуйте! До свидания! Извини! Спасибо!

Пожалуйста!

Вежливые слова

Здравствуйте!

До свидания!

Извини!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!