Урок № 11. Монолог, диалог, полилог – основные разновидности речи. Виды монолога. Виды монологической речи по цели высказывания. Бытовой диалог и деловая беседа.
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности. |
Планируемые результаты |
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации. Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах. | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация. |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. -Что такое деятельность? Виды деятельности. -Общение может быть деятельностью? -Попробуем составить модель общения. -Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять? Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую) - Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока? (Речевая деятельность) -Речевая деятельность может делиться на виды? (Да) Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника. Проблемная ситуация -Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике? К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать. - Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением) Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности. - Назовите их. (Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.) - А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется? Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо -хорошо разобраться в теме высказывания; -знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя; - чётко сформулировать её; -уметь импровизировать. В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Работа со статьей учебника «Основные способы чтения». Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.(текст) Вернемся к тексту о Коменском. -Почему получилось много неправильных ответов? (выбрали не тот способ чтения) -Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница? Письмо как вид речевой деятельности. (лекция) | Работа с текстом. Запись в тетрадь. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Какие виды речевой деятельности вы знаете? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Первичное закрепление | Аудирование (по вариантам). Ответы: №1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а №2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а | Читают, отвечают на вопросы. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учить §3, выполнить упр. 35. Решить 9 задание ЕГЭ (2 варианта) | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Над чем мы сегодня работали? Что было сложным? Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |