СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой край родной

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мой край родной»

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюждетное общеобразовательное учреждение

Татарская школа имени В. А. Матросова

Монастырщинского района

Смоленской области






Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор

от «__» __________ 20____г. __________________/Евсеенкова Л. В./

Протокол № ____ Приказ от «___» 20___г. №___






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Мой край родной»









Возраст обучающихся: 11–17 лет

Срок реализации: 2 года






Автор-составитель:

Солдатенкова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования







Татарск,

2023 год





Пояснительная записка

Направленность

Программа «Мой край родной» туристско-краеведческой направленности, модифицированная, создана на основе программы для системы дополнительного образования детей «Юные краеведы», 2006г., авторы Смирнов Д. В., Константинов Ю. С., Маслов А.Г., базовая

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03. 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  5. Устав Учреждения.



Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что Смоленская земля – наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знаний своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление. Основной источник впечатлений детей - их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Знание доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев. Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край. Учитывая, что дети восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача педагога - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля - наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.

Данная программа позволит всесторонне изучить свою малую Родину- Смоленщину, территорию Татарского сельского поселения. Программа будет давать дополнительные знания в области краеведения, способствовать внедрению проблемного обучения в образование детей.

Программа разработана по заявкам родителей и обучающихся.

Программа в равной степени доступна и создает благоприятные условия для организации обучения детей с ОВЗ, детей - инвалидов (с частичными нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения), детей из многодетных семей, малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также для одаренных детей и детей, проявляющих выдающиеся способности.




Отличительные особенности программы


Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка на историческом прошлом своей малой Родины - Смоленщины и, конкретно, Татарского сельского поселения средствами исследовательской деятельности, приобретения дополнительных знаний в области краеведения, внедрения проблемного обучения в образование школьников.


Адресат программы

В объединение принимаются обучающиеся 11 - 17 лет.

Запись и прием в объединение осуществляется на добровольной основе при наличии заявления родителей.

Количество обучающихся в объединении 10 человек.



Объём программы 204 часа

Форма организации образовательного процесса - очная

Виды занятий по программе основные виды - учебное занятие, учебное занятие с воспитательными фрагментами, экскурсии, посещение ветеранов.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года.

1 год обучения: 102 часа в год

2 год обучения: 102 часа в год



Режим занятий - количество часов в неделю 3, 2 раза в неделю: 1 раз- 2 часа, 2 раз - 1 час,102 часа в год.




Цель программы: приобщение детей и подростков к самостоятельной поисковой деятельности средствами краеведения.


Задачи:



Образовательные (предметные)

-углубление и расширение знаний обучающихся по истории родного края;

- обучение детей самостоятельной поисковой деятельности


Развивающие (метапредметные)

-развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных

Воспитательные (личностные)

-воспитывать активную жизненную позицию;

-воспитание патриотизма.

-воспитание потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе.

-формирование ЗОЖ




Планируемые результаты:



Предметные результаты:

Выпускник научиться:
  • понимать сущность и значение краеведения;

  • истории и символике Смоленска и Монастырщины;

  • приобретать самостоятельно, путем исследовательской деятельности

  • знания о Героях Советского Союза Монастырщинского района

  • знаниям правил оформления творческих и исследовательских работ;

  • анализировать исторические события, происходившие на территории города и района, понимать их связь и последовательность;

  • исследовать памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;

  • умению составлять свою родословную;

  • понимать историю, направления деятельности и традиции школы

Выпускник получит возможность научиться:

-проводить краеведческие исследования своей местности;

-работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;

-грамотно оформлять творческие и исследовательские работы;

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;




Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Выпускник научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

  • использовать знаково­символические средства на занятиях;

  • строить сообщения в устной и письменной форме по собранной информации;

  • устанавливать причинно­следственные связи прошлого с настоящим;

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • составлять план работы в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей;

Личностные:

Выпускнику объединения должны быть

-привиты следующие базовые национальные ценности:

уважения к товарищам, педагогам, объединению, учреждению, землякам, чувство гордости за свою малую Родину.

следовать правилам безопасного образа жизни

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы имеется:

-помещение школьного историко-краеведческого музея и оборудование для обучающихся;

-рабочее место;

-рабочий материал (магнитофон, тетрадь для записей, альбомы, фотоаппарат.) Из технических средств имеется магнитофон «Samsung», аудио и видеозаписи.


Формы аттестации/ контроля Аттестация:
  • промежуточная аттестация

цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов за год;

формы аттестации: итоговые тестовые задания, выставки исследовательских работ).

  • итоговая аттестация

цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов по всей программе.

формы аттестации: зачет, выставки исследовательских работ.

Контроль:
  • входной контроль (проводится в начале учебного года)

цель: диагностика имеющихся знаний;

формы оценки: анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование и др.;

  • текущий контроль (проводится на каждом занятии)

цель: оценки качества усвоенного материала на каждом занятии;

формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, наблюдение, опрос, карточки-задания, самостоятельная работа и др.;

  • тематический контроль (проводится по окончании темы или модуля программы) цель: оценка качества усвоения материала и выявление трудностей по темам изучаемого материала;

формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, устный и письменный опрос и др.


Учебный план (1-й год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

2

1

Собеседование

2.

Край мой Смоленский

72

24

48

Зачёт

3.

Мой дом. Моя родословная

24

8

16

Творчекая работа

4.

Итоговое занятие

3

-

3

Творческая работа

5.

Итого

102

34

68




Учебный план (2-ой год обучения)


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

2

1

Анкетирование

2.

Родная школа, её

история и традиции

21

8

13

Творческая работа

3.

Педагоги разных

поколений

12

4

8

Творческая работа

4.

Судьбы воспитанников

18

6

12

Опрос

5.

Традиции школы

11

4

7

Опрос

6.

Школа в судьбах

воспитанников

12

4

8

Опрос

7.

Итоговое занятие Итоговая аттестация

3

-

3

Выставка работ.

Анкетирование и опрос


Итого:

102

28

74




Содержание учебного плана ( 1-й год обучения)


1 . Вводное занятие (3 часа).

Введение в программу, техника безопасности и инструктаж по ОТ, ЗОЖ Входной контроль

  1. Край мой Смоленский (72 часов).

Цель: знакомство с историей родного края, памятники и памятные места поселка, символика района и области.

Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.

Практика: организация творческой и поисковой работы, встречи с ветеранами войны и труда, старожилами села, уборка памятных мест, подготовка и проведение викторин , выставок.

Результат: подготовка и оформление материалов для школьного музея

  1. Мой дом. Моя родословная (24 часов).

Цель: знакомство с жизнью предков, своей родословной

Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.

Практика. Составление генеалогического древа. Организация творческой и поисковой работы, встречи со старожилами села (жилище, убранство, утварь)

  1. Итоговое занятие(3 часа).

Подведение итогов поисковые и исследовательские работы обучающихся за год. Промежуточная аттестация. Анкетирование и опрос обучающихся


Содержание учебного плана ( 2-ой год обучения)



1. Вводное занятие (3 часа).

Анализ работы 1-го года обучения, планирование работы на новый учебный год, ТБ и инструктаж по ОТ. ЗОЖ.

  1. Родная школа, её история и традиции (34 часа).

    Цель - знакомство с деятельностью родной школы

    Теория: обучение правилам работы по теме.

Практика - поисковая и исследовательская работа как собирательный материал. Результат - оформление альбомов, стендов, витрин.

3. Педагоги разных поколений (12 часов).

Цель - обобщить собранный материал обучающихся для музея.

Теория: Биографический материал о педагогах разных лет

Практика: обработка исследовательского материала (монтаж, тесты, доклады, фотографии.)

Результат - оформление постоянных и временных выставок, витрин, альбомов.

4. Судьбы воспитанников (18 часов).

Цель - знакомство с биографией воспитанников школы разных лет.

Теория: правила работы с биографическими данными и дополнительной литературой.

Практика - организация поисковой и исследовательской работы, встречи с ветеранами войны, труда.

5. Традиции школы (11 часов)

Цель: знакомство с традициями школы, руководителями разных лет.

Теория: Знакомство с биографическими материалами руководителей школы разных лет.

Практика - организация поисковой и исследовательской работы, обработка исследовательского материала (монтаж, тесты, доклады, фотографии.)

Результат - оформление постоянных и временных выставок, витрин, альбомов.

6. Школа в судьбах воспитанников (12 часов)

Цель - знакомство с биографией воспитанников школы разных лет, роль школы в формировании жизненного пути её учеников.

Теория: правила работы с биографическими данными воспитанников школы.

Практика - организация поисковой и исследовательской работы

7. Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов поисковой и исследовательской работы за год обучающихся за год.

Итоговая аттестация. Анкетирование и опрос учащихся, встречи с ветеранами войны, труда, уборка памятных мест.

8. Итоговое занятие (2 часа).

Подведение итогов поисковой и исследовательской работы за год обучающихся за год.

Итоговая аттестация. Выставка исследовательских работ.





































Календарный учебный график 1-й год обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ. Входной контроль

МБОУ Татарская школа

Собеседовани е

2




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Край мой Смоленский. Наша Родина - Россия.

МБОУ Татарская школа

Опрос

3




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

К освобождению Смоленщины Уборка памятных мест

МБОУ Татарская школа

Опрос

4




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Подготовка материалов к выставке витрины « И помнит мир спасенный»

МБОУ Татарская школа

Опрос

5




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Выставка витрины « И помнит мир спасенный», экскурсия по музею

МБОУ Татарская школа

Опрос

6




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

В память о Денисе Байсунгурове

МБОУ Татарская школа

Опрос

7




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Память, которой не будет конца. В.А.Матросов.

МБОУ Татарская школа

Опрос

8




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Земляки, которыми мы гордимся. С.Ф.Белов

МБОУ Татарская школа

Опрос

9




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

М.Т. Мачульский.

МБОУ Татарская школа

Опрос

10




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

З.И.Солдатенков.

МБОУ Татарская школа

Опрос

11




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

А.П.Хорсеев.

МБОУ Татарская школа

Опрос

12




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Выставка экспозиции о ветеранах Великой Отечественной войны своего микрорайона

МБОУ Татарская школа

Выставка

13




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Ко Дню героев Отечества. Выставка художественной литературы, рисунков, фотографий

МБОУ Татарская школа

Выставка

14




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День Конституции РФ.

МБОУ Татарская школа

Тест

15




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

310 лет со Дня победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (беседа)

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

16




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Дыхание далеких лет Монастырщинского района. Проверка знаний

МБОУ Татарская школа

Зачёт

17




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Мой дом. Моя родословная. Инструктаж по ТБ и ОТ

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

18




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Мой семейный альбом.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

19




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Мой семейный альбом. Татьянин день

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

20




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Моя родословная. Генеалогическое древо.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

21




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Моя родословная.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

22




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Генеалогическое древо

МБОУ Татарская школа

Творческая работа

23




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День защитника Отечества

МБОУ Татарская школа

Анкетировани е

24




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. (Воспоминания Клинкова В.Н)

МБОУ Татарская школа Опрос

Опрос

25




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Международный женский день.

МБОУ Татарская школа

Опрос

26




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

К 150- летию со дня рождения Максима Горького.

МБОУ Татарская школа

Опрос

27




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Посещение сельской библиотеки

МБОУ Татарская школа

Опрос

28




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Подготовка материала для музея школы

МБОУ Татарская школа

Творческое задание

29




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Исчезающие деревни микрорайона

МБОУ Татарская школа

Опрос

30




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День космонавтики. ( Воспоминания Конаплева П., военнослужащего на космодроме Байконур)

МБОУ Татарская школа

Тест

31




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Памятные места войны 1941-1945гг.

МБОУ Татарская школа

Опрос

32




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Уборка памятных мест

МБОУ Татарская школа

Наблюдение

33




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Этот день Победы. Участие в митинге, возложение цветов.

МБОУ Татарская школа

Наблюдение

34




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Курской битве

МБОУ Татарская школа

Опрос

35




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

« Нам этот мир завещано беречь» - выставка творческих работ учащихся.

МБОУ Татарская школа

Выставка

36




Учебное занятие по проверке знаний

2

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

МБОУ Татарская школа

Зачёт


Календарный учебный график 2-ой год обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




Учебное занятие с игровыми и воспитательны ми фрагментами

2

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.

МБОУ Татарская школа

Анкетирование

2




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Продолжить участие в дне « Доброхота» (уборка памятных мест)

МБОУ Татарская школа

Наблюдение

3




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Подготовка выставки рисунков, творческих работ учащихся к дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.

МБОУ Татарская школа

Выставка

4




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

К 90-летию со дня образования области. (выпуск газеты)

МБОУ Татарская школа

Анализ рубрик для газеты

5




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Обновление стенда о Д.Байсунгурове, погибшему на Чеченской земле

МБОУ Татарская школа

Наблюдение

6




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Подготовка материалов музея к 100-летнему юбилею со дня рождения генерала армии В.А.Матросова, чье имя носит школа.

МБОУ Татарская школа

Оценка материалов

7




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

История нашего села.

МБОУ Татарская школа

Опрос

8




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Занятие жителей, с/х трудоснова жизни села.

МБОУ Татарская школа

Опрос

9




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

День народного единства.

МБОУ Татарская школа

Анкета

10




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Быт, национальные обычаи, народные праздники.

МБОУ Татарская школа

Опрос

11




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Быт, национальные обычаи, народные праздники.

МБОУ Татарская школа

Опрос

12




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Верование жителей. Местный храм.

МБОУ Татарская школа

Опрос

13




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Земляки, которыми мы гордимся.

МБОУ Татарская школа

Опрос

14




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Конаплев Ю.Д. (Афган)

МБОУ Татарская школа

Опрос

15




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Клинков С.Н.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

16




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Конаплев Ю.Д. ( Космодром Байконур)

МБОУ Татарская школа

Опрос

17




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Горбачева В.А. (заслуженный учитель)

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

18




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Инструктаж по ТБ и ОТ. Тематический контроль

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

19




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Положение о музее, его задачи

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

20




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Совет и актив музея.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

21




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Инвентарная книга музея. Единица хранения, шифрование музейных предметов

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

22




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Составление тематического плана, изготовление тестов, монтаж

МБОУ Татарская школа

Творческое задание

23




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, витрин, передвижных выставок

МБОУ Татарская школа

Творческое задание

24




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Культура ознакомления с музейной и выставочной экспозицией, отдельными экспонатами. Тематический контроль

МБОУ Татарская школа Опрос

Опрос

25




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Экскурсия в библиотеку.

МБОУ Татарская школа

Опрос

26




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Дыхание далеких лет Монастырщинского района.

МБОУ Татарская школа

Опрос

27




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Дыхание далеких лет Монастырщинского района.

МБОУ Татарская школа

Опрос

28




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Топонимика окрестных деревень.

МБОУ Татарская школа

Творческое задание

29




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Исчезающие деревни микрорайона

МБОУ Татарская школа

Опрос

30




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Исчезающие деревни микрорайона

МБОУ Татарская школа

Опрос

31




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Наши земляки. Ю.А.Гагарин.

МБОУ Татарская школа

Опрос

32




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Наши земляки. А.Т.Твардовский.

МБОУ Татарская школа

Устный опрос

33




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Подготовка выставочной экспозиции о ветеранах В.О. войны своего микрорайона.

МБОУ Татарская школа

Наблюдение

34




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

Памятные места войны 1941-1945 годов

МБОУ Татарская школа

Опрос

35




Учебное занятие с воспитательны ми фрагментами

2

« Нам этот мир завещано беречь» - выставка творческих работ учащихся. Тематический контроль

МБОУ Татарская школа

Выставка творческих работ

36




Учебное занятие по проверке знаний

2

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

МБОУ Татарская школа

Выставка исследовате льских и творческих работ



Методическое обеспечение программы

-разработка лекций, походов, экскурсий;

-рекомендации по проведению исследовательской работы, оформлению родословной, материалов для музея;

Содержание и материал программы будет организован по принципу дифференциации на базовом уровне.

Первый год обучения

Формируется интерес к выбранному направлению деятельности, приобретаются основы деятельности, обеспечивается подготовка к последующему изучению предмета.

Второй год обучения

Получение опыта самостоятельной деятельности, закрепление материала на практических занятиях, выполнение творческих работ, участие в творческих конкурсах различных уровней.

На занятиях теоретический материал дается педагогом в виде информации, кроме того обучающиеся самостоятельно добывают учебный материал.

а) методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.)

-методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;

б) формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.



в) формы организации учебного занятия: учебное занятие, учебное занятие с воспитательными фрагментами, экскурсии, посещение ветеранов.

г) педагогические технологии:

личностно-ориентированного обучения – изучение личности учащегося с целью реализации индивидуального подхода и эффективной работы с коллективом;

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

игрового обучения ОДИ используются в деятельности по всем направлениям для повышения интереса к учебным занятиям и роста активности; помогает формировать навыки принятия естественных решений в игровых, а затем в реальных ситуациях; формирует у детей опыт нравственного выбора и УУД.

развивающего обучения помогает способствовать умственному, физическому, психологическому, духовно – нравственному развитию ребенка;

творческой деятельности позволяет выявить, учесть, развить индивидуальные творческие способности детей и приобщить их к разнообразной творческой деятельности с выходом на конечный результат;

ИКТ (информационно коммуникативные технологии) помогает сформировать у обучающихся умение работать с информацией, что очень важно в современном мире компьютерных технологий;

педагогического мониторинга позволяет определить эффективность учебно- воспитательного процесса;

здоровьесберегающие позволят сформировать основы здорового образа жизни и основы безопасности жизнедеятельности у детей.


Диагностический инструментарий. Предметные результаты освоения программы

Диагностический инструментарий: опросники, анкеты, тесты, творческие и практические задания, карточки - задания и др.

Метапредметные результаты освоения программы (познавательные, коммуникативные, регулятивны), которые определяют умения обучающихся самостоятельно выполнять исследовательские и творческие работы.

Диагностический инструментарий:

  • задания: «Проверка читательской компетенции», «Межпредметные связи» (познавательные, регулятивные УУД);

  • творческие задания (познавательные, регулятивные УУД);

  • практические задания «Работа в паре, группе, коллективная работа» – (коммуникативные УУД);

  • методика «Навыки сотрудничества» (Н.Ю. Яшина);

  • методика «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчаровой).

Личностные результаты:
  • адаптированная методика «Диагностика личностного роста школьников». (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов).






Список литературы




  1. Боярский В.И. "Генерал армии Матросов: портрет на фоне границы"/ В.И. Боярский - М.: Граница, 2002.- 392 с.

  2. Воробьев, М. В. Смоляне - Герои Советского Союза / М.В. Воробьев. - М. : Московский рабочий, 1996.

  3. Куксин А.Н. В бассейне реки Вихры - С.: Смядынь, 2008.- 488 с.

  4. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности / О.В. Лебедева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с

  5. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы / В.Ю. Микрюков. – М.: ВАКО, 2009.- 192 с.

  6. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. – М.: УЦ «Перспектива», 2015.- 40 с.

  7. Рябков Г.Т. В бассейне Вихры - С.: Смядынь, 1993.- 400 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!