СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Люблю тебя. мой край родной!

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

    Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края.

Основой содержания факультативного курса являются материалы школьного музея. Содержание курса предполагает различные формы работы с учащимися: практические работы, беседы, встречи, экскурсии, игры, драматические постановки, праздники, викторины. Каждое из занятий имеет творческое задание, будь то подготовка к экскурсии в музее, чтение какой-либо книги по теме, работа над рисунком, поисковую самостоятельную работу.

Содержание программы предполагает активное участие школьников в образовательном процессе. В основе реализации курса «Люблю тебя, мой край родной» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Данная программа факультативного курса рассчитана на четыре года обучения учащихся начальной школы (136 часов).

Просмотр содержимого документа
«Программа "Люблю тебя. мой край родной!»

МБОУ «Молотицкая СОШ»










Рабочая программа

факультативного курса по краеведению

«Люблю тебя, мой край родной»


Подготовил

Учитель Дылева А.В.











с. Молотицы

2015 г


Содержание



Введение

3

Пояснительная записка

4

Цели и задачи программы

4

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

6

Условия для реализации программы.

8

Отслеживание результатов

8

Содержание программы в 1 классе

8

Тематический план в 1 классе

9

Содержание программы во 2 классе

10

Тематический план во 2 классе

11

Содержание программы в 3 классе

12

Тематический план в 3 классе

13

Содержание программы в 4 классе

14

Тематический план в 4 классе

15

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

факультативного курса:


16

Литература

16




Введение

Ты помни:

мира не узнаешь,

не зная края своего.

М. Горький


Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

С.А. Конопкина



Малая Родина ребенка – это семья, дом, школа, памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации, это люди, гордость и слава родного села и природа, которая его окружает.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Программа «Люблю тебя, мой край родной!» направлена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, на становление гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям. Обучение по данной программе формирует экологическую культуру, способствует развитию креативных способностей учащихся, формированию толерантного поведения в обществе, укреплению семейных связей. На занятиях факультатива учащимся предоставляются возможности для индивидуального роста через определение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, ориентацию на дальнейшее образование, выбор профессии и места работы, формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни. Познание жизни края происходит через беседы, совместное чтение краеведческой литературы и книг местных писателей, семейные экскурсии, тематические акции, конкурсы и формирование способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности. Укрепление отношений между представителями разных поколений в семье, в социуме осуществляется через совместное решение задач, стоящих перед местными жителями, через совместную работу родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и культуры, через изучение семейных архивов и рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.














Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Молотицкая средняя общеобразовательная школа» является областной экспериментальной площадкой по теме «Педагогическое сопровождение становления идентичности сельского школьника». В школе создана и функционирует воспитательная система «Дорога в мир», работает творческое объединение «Юный краевед». В школе действует музей художника А.В.Морозова, Зал Боевой Славы.

В школе сложились благоприятные условия для краеведческой работы с учащимися, поэтому возникла необходимость факультативного курса для младших школьников «Люблю тебя, мой край родной!». Основой содержания факультативного курса являются материалы школьного музея. Содержание курса предполагает различные формы работы с учащимися: практические работы, беседы, встречи, экскурсии, игры, драматические постановки, праздники, викторины. Каждое из занятий имеет творческое задание, будь то подготовка к экскурсии в музее, чтение какой-либо книги по теме, работа над рисунком, поисковую самостоятельную работу.

Содержание программы предполагает активное участие школьников в образовательном процессе. В основе реализации курса «Люблю тебя, мой край родной» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Данная программа факультативного курса рассчитана на четыре года обучения учащихся начальной школы (136 часов).

Занятия курса проводятся один раз в неделю, 34 часа в каждый год обучения. Темы занятий повторяются, но уже в углубленном варианте по содержанию, в следующем классе (учебном году), учитывая возрастные особенности детей. Например, в 1 классе «Что такое музей», во втором – «Дома музеи», в третьем классе и четвертом классах – «Муромские святые».

Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края.

Задачи:

1. Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Муромского край, чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков;

2. Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

3. Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

4. Учить осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архивов и Интернета.


Программа разработана на основе:

  1. Учебное пособие для учащихся Владимирской области «Наш край» (Авторы- составители: С.А.Конопкина, Т.В.Мамушкина, Н.Ф.Поляк, Е.Л.Харчевникова)

2. Экспериментальная программа к факультативному курсу по экологии и краеведению для начальной школы «Люблю тебя, мой край родной!» ( авторы Субботина Е.А. - зам. директора Муромского историко-художественного музея по экспозиционно-массовой и научно-просветительской работе, Конопкина С.А., учитель начальных классов ср. школы № 13 г.Муром).




Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

Исходный этап: разработка проектного задания:

    • Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).

    • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)

    • Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

    • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

    • Выбор средств и методов выполнения.

    • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

    • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

    • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

    • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

    • Проведение исследования, выполнение расчетов,

    • Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

    • Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

    • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

    • Общественная презентация проекта.

    • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

    • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Владимирского края, контурные карты.

Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, основы православной культуры, основы светской этики, технология. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

История родного края тесно связана с православной культурой, именно поэтому курс тесно связан с курсом «Основы православной культуры».


Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В результате обучения по курсу «Люблю тебя, мой край родной» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

УУД

класс

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.


2

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.


3

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


4

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.


Воспитание чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;


эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.



планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;


самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;


использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;


самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;


вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;


узнавать символику города Мурома и района;


описывать достопримечательности Мурома и своей малой родины;


использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Владимирской области и атласом;


работать с атласом, глобусом и картой;


строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;



понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;


учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.


готовить и выступать с сообщениями


формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;


наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;


аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.





Условия для реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

1. Проведение занятий в классе и вне класса (в школьном музее, в сельском музее, в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу).

2.Привлечение к работе старшего поколения (родителей, бабушек и дедушек, представителей социума).


Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  • создания и защиты собственного проекта;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.



Содержание программы


Первый год обучения «На Муромской дорожке»

(34 ч., 1 ч. в неделю).

Тема 1.Моя малая Родина (8-9 ч.)

Что означает слово "Родина"? Мое село - моя малая Родина. Связь между значениями слов Русь, русичи, русские, Россия, россияне.

Название нашего села (экскурсия в школьный музей). Месторасположение, территория села."Как жили наши далекие предки" (экскурсия в школьный музей, начальные знания о музее и истории края).

Что такое музей. Как вещи попадают в музеи. Почему их надо беречь и сохранять. Какие музеи есть в нашем городе.

Произведения устного народного творчества (народные предания и былины об Илье Муромце - народном герое). "Илья Муромец - страж земли русской".Сказки Муромской земли (Чтение сказок дедушки Клима - муромского сказочника, В.А. Светозарова, сказок Натальи Суздальцевой).


Тема 2.Добрых рук мастерство. (7 ч.)

"Вещи из бабушкиного сундука" (экскурсия в музей).

"Своя хатка - родная матка" (русское деревянное зодчество). Планировка крестьянской избы. Интерьер крестьянского жилища. Печь как украшение интерьера и центр семейно-обрядовой жизни человека. Убранство красного угла. Хозяйский (мужской) угол. Печь и "бабий кут" - хозяйкин (женский) угол. Магическая и охранительная роль украшений интерьера, их символика. Резьба на неподвижной мебели (лавки, коник, припечный столик, полати). Роспись белой горницы. Экскурсия "У крестьянской избы". Творческое занятие (рисунки, лепка, плетение ,...) "Добрых рук мастерство" (экскурсия).

"Худо жить тому, у кого пусто в дому !" (практическое занятие, беседа). Искусство в быту народа. Мастерим и расписываем модели утвари деревянной, глиняной, плетеной - ковши, бочонки, горшки. Материал - глина, пластилин.


Тема 3.Традиции и праздники русского народа. (10ч.)

"Здравствуй, матушка Зима !" Что означает слово "праздник" Утренник "Рождество". Праздник в Панфиловском ДК

Календарь зимних народных праздников. В связи с чем появился праздник Рождества на Руси. Легенда о рождественской звезде. Что такое Святки. Какие традиции и обряды сопровождают праздник Рождества, (святочные увеселения, гадания, игры, ряжение, "колядки", праздничная трапеза). Образ праздника в живописи, литературе, музыке. "Встреча с Весной - Красной"

Календарь весенних традиционных праздников русского народа. Масленица. Символ солнца в масленичных обрядах. Обрядовые действа на масленицу (сожжение соломенного чучела, печение блинов, пение масленичных песен, "снежные" битвы). Обрядовые традиционные блюда.

"Благовещение. Воскресение Христово". Интегрированное занятие.

"На всякий случай свой обычай" (Практическое занятие: разучиваем масленичные песни, игры, готовим чучело Масленицы. Учимся печь блины)."Прощай, Масленица!" Праздник, посвященный проводам Зимы (чаепитие, игры, пение закличек).


Тема 4."Примечай да приглядывай " ( 8 ч.)

Окружающий нас мир. Что сегодня за день, как по нему можно судить о предстоящей погоде? (Народные пословицы, приметы, присловья о временах года и о погоде как энциклопедии народного естествознания).

Экскурсия "Как солнышко в дом пришло".

Пословицы и народные поверья о природе-предсказательнице в традициях литературы и устного народного творчества.

Природа родного края. Рассказ о природе Муромской земли.Экскурсия в школьный музей А.В.Морозова (природа родного села в произведениях художника).

"Поле Чудес" - викторина, проводимая в музее города, закрепляющая знания детей по пройденному курсу.


Тематическое планирование занятий


Тема

часы

I.

«Моя малая Родина»

9-10

1

«Мое родное село - моя малая Родина»

1

2

Экскурсия по селу

1

3

Что такое музей?

1

4

Экскурсия «Здравствуй, музей!»

1

5

Творческое занятие (рисунки, лепка ...)

1

6

Сказки Муромской земли

1

7

Народные предания и былины об Илье Муромце — народном герое

1

8

Викторина «Урок из сказки»

1

9

Экскурсия «Как жили наши далекие предки?» (в музее)

1

10

Творческое занятие

1

II.

Добрых рук мастерство

7-8

1

Своя хатка - родная матка

2

2

Экскурсия «У крестьянской избы» (в музее)

1

3

Практическое занятие (роспись моделей домашней утвари)

1

4

«Вещи из бабушкиного сундука» (экскурсия в музее)

1

5

А.В.Морозов - художник.

1

6

«Добрых рук мастерство» (экскурсия в музее).

1

7

Обобщающее занятие «Худо жить тому, у кого пусто в дому!» (викторина, вернисаж, творческий отчет ...)

1

III.

Традиции и праздники русского народа

10

1

Календарь зимних народных праздников

1

2

Экскурсия-утренник «Рождество» в Панфиловском ДК

1

3

Святки. Традиции и обряды.

1

4

Практическое занятие (разучивание игр, колядок, рецепты традиционных блюд ...)

1


5

Образ праздника в живописи и литературе

1

6

Календарь весенних праздников. Масленица

1

7

Обрядовые действа и традиционные блюда на Масленицу. (практическое занятие)

1

8

«Масленица!». Праздник, посвященный проводам Зимы.

2

9

Интегрированное занятие «Благовещение. Воскресение Христово»

1

IV.

Примечай да приглядывай

7-8

1

«Что за день сегодня?»

1

2

Экскурсия в музее «Как солнышко в дом пришло»

1

3

Творческое занятие

1

4

Природа - предсказательница (пословицы, народные поверья о природе, образ природы в произведениях устного народного творчества).

1

5

Экскурсия в школьный музей А.В.Морозова (образ природы в произведениях художника)

1

6

«Поле чудес» - викторина, проводимая в музее

1

7

Обобщающее занятие

1



Второй год обучения « Предания старины глубокой»

(34 ч., 1 ч. в неделю).

Тема 1.Там на неведомых дорожках (8 ч. -9 ч.)

Славянское язычество. Обожествление стихий ("Времена года" как живое воплощение стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество).

Верования, коими жили наши предки славяне. Велесова книга. Следы языческих дохри­стианских верований в современной народной жизни (славянские мифы, обряды и традиции древних славян, сохранившиеся в христианских праздниках, Велес – бог, Вий.). Понятия двоемирия и двоеверия (два громовника в одном лице - бог Перун в мифологической памяти славян и Илья-пророк в христианской религии).

"Сказка открывает нам свои тайны". "Прародители" героев русских народных сказок и муромских сказочников (образы Ветра, Воды, Ворона, Живой и Мертвой воды, Жар-цвета, Жар-птицы).

Древнеславянские сказания и поверья в русских народных сказках, былинах (Волхв - бог чудес и силы, предания о деревьях и их образы в русских народных сказках, образы: Мать-Сыра Земля, Месяцы, День и Ночь, Звезды).

Лиходеи древние и образы нечестивых в сказаниях и преданиях древней Руси (змей Го-рыныч, Волк, Василиск, Аспид). Злые духи. Заговоры и приговоры. Куда уходят корни русских пословиц и поговорок? (предания о Кошке, Лешем)

Тема 2.Летопись моего села в его памятниках (7ч.)

Что такое памятник? Что мы понимаем под словом памятник. Широкое и узкое значение слова "памятник". Объяснение значения слова С.И. Ожигова (работа со словарем и словарной статьей). Памятники древние и современные.

Экскурсия "Что такое памятник?". Современная тимология слова "храм", его древнеславянское происхождение. Древние памятники архитектуры села и их история. (Знакомство с храмом Успения в с.Молотицы)

Обзорная экскурсия "Памятники архитектуры".


Тема 3.В гостях у мастера (10ч.)

Что такое искусство? (выяснение значения слова, его происхождение). Что относят к предметам искусства. Понятие о народно-прикладном искусстве (муромские древние ремесла: резьба по дереву, плетение, хлебопечение, кузнечное). Муромский герб и его символика. Муромский калач - символ герба города.

"Мужские и женские ремесла", "Гончарная мастерская". Практическое занятие - вышиваем рушник для красного угла (или лепим кухонную посуду).

"Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан." (этическая и эстетическая норма в народной педагогической практике. Обучение девочек домашнему ремеслу. С семи лет девочки начинали учиться шить, вязать, вышивать.) Праздничная и будничная одежда. История русского костюма.

А.В.Морозов - мастер портрета (знакомство с картинами художника, отражающими быт народа и традиции родного села).Экскурсия "Русский костюм в картинах А.В.Морозова

Тема 4. Сюда не зарастет народная тропа" (8ч.)

Современные исторические памятники (экскурсия по селу:памятник погибшим воинам, храм Успения,).

Природные богатства земли Муромской. Заказники (охраняемые животные и растения).

Экскурсия "Ушна и ее богатства".

"Любимый село в гостях у времен года". Знакомство с картинами А.В. Морозова "И милый сердцу уголок" (экскурсия в школьный музей).



Тематическое планирование занятий


Тема

часы

I.

«Там на неведомых дорожках»

8-9

1

Славянское язычество

1

2

Славянские мифы, сказания и поверья в русских народных сказках, былинах

1

3

Экскурсия в школьный музей

1

4

Лиходеи древние и образы нечестивых в сказаниях и преданиях древней Руси

1

5

Экскурсия в музей: Илья Муромец - страж земли русской

1

6

Творческая работа (рисование, лепка)

1

7

«Сказка открывает свои тайны» - викторина

1

8

Итоговое занятие

1

II

Летопись города в его памятниках

7

1

Что такое памятник?

2

2

Экскурсия в музее «Что такое памятник?


3

Дома — музеи

1

4

Экскурсия в музей А.В.Морозова

1

5

Творческое занятие

1

6

Викторина «Знаешь ли ты?»

1

7

Итоговое занятие

1

III

В гостях у мастера

9-10

1

Что такое искусство?

1

2

Экскурсия в музее «Мужские и женские ремесла»

I

3

Практическое занятие. Вышиваем рушник для красного угла

1

4

«Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан» (Этическая беседа)

1

5

А.В.Морозов - мастер портрета.

1

6

Экскурсия в музее. «Русский костюм в картинах А.В.Морозова»

1

7

Практическое занятие

1

8

Творческий отчет (работа по материалам поисковой работы)

2

9

Экскурсия. «Гончарная мастерская»

1

IV

Сюда не зарастет народная тропа

8

1

Памятники - современники

1

2

Экскурсия по селу

1

3

Творческое занятие («Авторские» чтения: доклады, групповые сочинения)

1

4

Муромский край — край красот, земля природного богатства. Заказники

1

5

Экскурсия «Ушна» и ее богатства

1

6

Любимое село в гостях у времен года, (знакомство с пейзажами)

1

7

«И милый сердцу уголок»

1

8

Итоговое занятие. Встреча с местным поэтом Ю. И.Солониным

1


Третий год обучения "Родословие мое"

(34 ч., 1ч-внеделю)

Тема 1. Имя и родословная (8ч. -9ч.)

Мое имя (что такое рождение, индивидуальная временная единица - мера жизни человека: век (от рождения через брак к смерти), день рождения, именины (день ангела), святцы - список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке, словарь личных имен (узнаем значение и историю возникновения своего имени), тезка, отчество (что общего со словом "отечество"). Моя родословная (что это такое), родословное дерево (почему так называют схему родства), глубина родственной памяти, понятие о родословном поколении.

Фольклор моей семьи (семейные предания, легенды, традиции).

Герб моей семьи (практический элемент занятия).Экскурсия (о гербах знатных Муромских семей).

"Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек" (рождение ребенка в родном доме и сопутствующая этому радостному событию семейно-бытовые обряды). Крещение. Охранительная магия: пахучие травы, предметы - обереги (для девочек, для мальчиков). Роль крестных. Заговоры и приговоры. Эстетическое и практическое достоинства колыбели.

"Воспитывай лаской, а не таской" (поэзия пестования и ее роль в становлении эмоцио­нально-эстетической сферы ребенка, его физического и психического здоровья). Разучиваем колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

"Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец" (народная детская игрушка, ее эсте­тические качества и роль в становлении и всестороннем развитии личности ребенка). Разу­чиваем детские игры, мастерим детские игрушки.

Экскурсия в Дом народного творчества г. Мурома.

Тема 2."Мой дом - моя крепость "(7ч.)

Что такое дом? (общее понятие, общая композиция крестьянского дома с подворьем). За­стройка усадьбы: дом, амбар, овин, хлев, конюшня, баня ...

"Ходи, бука, под сарай, коням сена задавай!" (мифические существа, населяющие кресть­янскую вселенную - домашние духи: дворовой, домовой, запечник, злыдни, кикимора, клетник, овинник). Читаем, рассказываем былички и поверья о кикиморах, домовых, банниках. Рисуем, лепим зримые образы этих существ. Кто такой Банник (дух в крестьянской бане древнеславянской мифологии).

"На всякий случай свой обычай". (Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и с новосельем). Обряды при закладке фундамента, первый и последний венец, вздымки, "обложейное", при подьеме матицы, "матичное", "печебитье". Календарное приуроченье новоселья ко дню Симеона - летопроводца. Обряды приглашения домового на главное место. Преданья о печниках, каменщиках, плотниках в древнеславянской языческой вере.

Мой современный дом. В каком доме хотел бы жить. Что такое адрес. Кто такой адресат. Моя улица. Ее история. Экскурсия «Летопись моего села в названиях его улиц».


Тема 3."Христос Воскреси!" (понятие об иконе, как древнерусском памятнике искусства истории и религии). (10ч.)

Что такое икона. Почему икону можно назвать памятником (Вещественный и историче­ский источник, рассказывающий о древнем мастерстве человека, произведение искусства и культуры народа города).Что изображают иконы. Что отличает икону от картины. Что общего с картинами имеет икона. Икона - прежде всего предмет поклонения.

Кому поклонялись муромские верующие и почему. (Знакомство с рассказами о жизни му­ромских святых Петре и Февронии - покровителями города Мурома, князя Константина и его сыновей Федоре и Михаиле, о Июлиании Лазаревской, о покровителях ремесла святых Козьмы и Демьяне).

Об устройстве иконы. Изготовление небольших икон из единой доски, вырезание рамки "ковчега". По глубине "ковчега" судили о возрасте иконы. Натирание дерева хвощом -предосторожность о сохранении дерева от времени и жучков. Наклеивание "сорочки", льняной ткани (поволоки). Нанесение специального грунта, рисунка. Изготовление больших по размеру икон из нескольких досок, соединение их штырями - "ласточкин хвост". Размеры "полей" ковчега - свидетельство ее старины. Украшения икон (басма, оклады, даты). Экскурсия "Что такое икона?"

Русские обрядовые праздники (календарь весенних народных праздников). Пасха - основ­ной праздник Христианской церкви. Два источника христианской пасхи: языческий и христианский. Ритуалы освящения куличей, крашение яиц, изготовление творожной пасхи, ... - сохраненные от языческого праздника в честь умирающего и возрождающего божества - злака. Легенда о красном яйце - как знаке вечной жизни. Определение времени празднования Пасхи (промежуток между 22 марта и 25 апреля - по старому стилю (4 апреля и 8 мая по новому). Пасхальные гуляния ("хождение волочебников" - своеобразная пасхальная коляда), обря­ды (обмена яйцами, христосования), игры (стукание яйцами, катание яиц). Приметы на Пасху. Экскурсия.

Тема 4.Наши земляки - творцы истории моего народа (7-8)

«Их имена навеки в памяти народной». Встречи с ветеранами.

Наши земляки (знакомство с творчеством Ю.Мятлевского, Ю.Фанкина, Ю.Солонина работами художников, ныне живущих и работающих в городе).

Беседы об изобретателе в области радиоэлектронике В.К. Зворыкине, о крупнейшем кон­структоре академике Р.А. Белякове, об одном из первых русских археологов А.С. Уварове, писателе А.К. Гладкове, герое Великой отечественной войны Н.Ф. Гастелло, А.С.Рассказове


Тематическое планирование занятий


Тема

часы

I.

Имя и родословная

8-9

1

История моего имени

1

2

«Страницы семейного альбома» (моя родословная)

1

3

Семейный фольклор (практическое занятие)

1

4

Путешествие в геральдику. Муромский герб, его символика

1

5

Урок-экскурсия в музее. Гербы знатных Муромских семей.

1

6

«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек». Обряд крещения младенцев.

1

7

«Воспитывай лаской, а не таской». Практическое занятие. (разучивание колыбельных песен, прибауток, пестушек, ...)

1

8

Народная детская игрушка

1

9

Экскурсия в Дом народного творчества

1

II.

Мой дом - моя крепость

7

1

Что такое дом?

1

2

«Ходи бука под сарай, коням сена задавай!» (читаем, рассказываем былички и поверья о кикиморах, домовых, ...)

1

3

Творческое занятие, (рисуем, лепим образы мифических существ, населяющих крестьянскую вселенную)

1

4

На всякий случай свой обычай, (строительство дома, новоселья)

1

5

Мой дом, история моей улицы

1

6

Экскурсия по селу «Летопись моего села в названиях его улиц»

1

7

Викторина

1

III.

«Христос воскреси!»

10

1

Что такое икона?

1

2

Муромские святые

1

3

Устройство, украшение иконы.

1

4

Экскурсия в музее. «Что такое икона?»

1

5

Пасха

1

6

Обряды, традиции праздника Пасхи.

1

7

Интегрированное занятие

1

8

Творческое занятие (изготовление эскизов для пасхальных яиц, роспись деревянных моделей яиц)

1

9

Экскурсия в музее «Пасха»

1

IV.

Наши земляки

7-8

1

«Их имена навеки в памяти народной»

3

2

Экскурсия в школьный музей «Подвиг А.С. Рассказова»

1

3

Встреча с участником ВОВ Цыцеровым П.М.

1

4

Наши земляки - современники

1

5

Литературный вечер

1



Четвёртый год обучения «Кладовая истории»

(34 ч., 1 ч. в неделю).

Тема 1.У колыбели государства (8-9 ч.)

Древнее племя мурома. Название нашего города. (связь имени города с названием племени наших древних предков).

Месторасположение, территория древнего города Мурома. Изначальное назначение города - крепости. Охрана границы Древней Руси.

"Как жили наши далекие предки" (экскурсия в историко-художественный музей города Мурома. Начальные знания об истории края ).

Муромские святые Петр и Феврония - покровителями города Мурома

Тема 2.История Мурома в судьбе его памятников (7-8 ч.).

Русь. - «Гайдарика» - страна городов. Что такое город? Значение слова «город».

Назначение города, механизм власти, устройство города. Геральдика. Герб Мурома.

Развитие каменного зодчества.Зодчество, архитектура, шедевр - значения слов (работа со словарём - словарь С.И. Ожигова).(знакомство с центральными соборами и церквами г.Мурома: Николо-Набережная церковь, Троицкий монастырь, Благовещенский собор).


Тема 3. «Нигде красоты такой нет» (10 ч.).


Древнейшие ремёсла Муромской земли - деревообработка, гончарное ремесло, кожевенное и кузнечное дело.

Источники доказательств — археологические находки, произведения устного народного творчества (легенды, сказания).

Мотивы и главные персонажи в орнаменте изделий декоративно-прикладного искусства (Владимирская резьба - птица Сирии, берегини, фараонки, растительный орнамент).

Виды декоративно-прикладного искусства - тиснение по бересте, лозоплетение, резьба по дереву и т.д.

Традиционные художественные промыслы Муромской земли. Встречи с народными умельцами.


Тема 4. Загадки истории рек и их судьбы (8)

Географическое положение рек Муромского края.

Бассейн реки Оки.

Экономическое и политическое значение водного пути по рекам бассейна – древние торговые водные пути, исторические легенды.

Природное богатство рек - рыбный промысел, заливные луга берегов реки Оки, заповедник ценных видов трав, родники.

Целебные источники (родники)

Живое ископаемое - выхухоль - современник динозавров.

Очарование природой - произведения поэтов - земляков, посвященные рекам и красотам природы Муромского края.


Тематическое планирование занятий


Тема

часы

I

«У колыбели государства»

9-10

1.

Древнее племя мурома. Название нашего города

1

2.

Практическое занятие (по материалам домашнего поиска)

1

3.

Месторасположение, территория древнего города Мурома. Изначальное назначение города - крепости. Охрана границы Древней Руси

1

4.

Урок -экскурсия по городу

1

5.

Легендарные находки прошлого.

1

6.

Муром— город-крепость

1

7.

Творческое занятие - изготовление макета древней крепости.

1

8.

Муромские святые

1

9.

Экскурсия в монастырь

1

10.

Заключительное занятие. Викторина «Это интересно знать».

1

II

«История Мурома в судьбах его памятников»

7-8

1.

«Что такое город?»

1

2.

Путешествие в геральдику.

1

3.

Творческое занятие - изготовление древнего герба.

1

4-6.

«По страницам белокаменной книги».

3

7.

Экскурсия по центральным соборам и церквам г.Мурома


III

«Нигде красоты такой нет».

10

1.

Древнейшие ремёсла, занятия жителей Муромской земли.

1

2.

Декоративно-прикладное искусство Муромского края.

1

3.

Народные художественные промыслы края . Обзор.

1

4-5

Практическое занятие «В творческой мастерской».

1

6-7.

Художественная вышивка.

1

8-9

Практическое занятие.

1

10.

Вернисаж (обобщающее занятие - выставка).


IV

«Загадки, истории, судьбы рек»

8

1.

Река Ока.

1

2.

Природное богатство Оки и её притоков.

1

3.

«Живое ископаемое».

1

4.

Практическое занятие.

1

5.

«Природное очарование»- урок поэзии

1

6-7.

Практическое занятие, экскурсия

1

8.

Итоговое занятие .

1





Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

факультативного курса:

  1. «Муром – град» Набор открыток. Владимир. Посад 2000г.

  2. «Старый Муром» Набор открыток.

  3. Фотоальбом. Художник А.В.Морозов

  4. http://www.murom.ru/node/2723

  5. http://www.museum.murom.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=86

  6. Экспонаты музея по теме «История села», «Памятники «, «Путешествие в геральдику», «Наши земляки».

  7. Картины музея А.В.Морозова




Литература


  1. А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.

  2. Ю.Морозов. Муромское крещение. Статья из газеты «Муромский край».

  3. Ю. Смирнов Древний Муром – 1140 лет. МИХМ, 2002год

  4. 3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деталей. – М.: Эксмо, 2009. Стр. 7 – 8.

  5. В.В.Кириллов Отечественная история в схемах и таблицах. – Эксмо, 2010.

  6. «История Мурома и муромского края с древнейших времён до конца XX века». Муром 2001г.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!