Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 29 августа 2018 г. Руководитель ШМО________ ( Н.Н. Гаврилова ) | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________(_А.Ю. Седова ) 1 сентября 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83» ___________Н.Н.Соловьева Приказ № 183 от 1 сентября 2018 г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Мой компьютер»
Класс 1 (1-й год обучения)
33 часов (1ч. в неделю)
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: Разинова А.С., учитель начальных классов
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год
Рабочая программа «Мой компьютер» разработана на основе программы автора Е.Л. Шаповаловой «Мой компьютер». (Программа внеурочной деятельности. 1-4 классы /авт.-сост. М.В.Васюкова, Е.А.Шаповалова.-Волгоград: Учитель, 2016.)
г. Ульяновск
2018 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её этническом и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
В 1 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограничены.
В результате внеурочной деятельности по программе «Мой компьютер» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
установка на здоровый образ жизни.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Обучающийся научится (или получит возможность научиться):
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использов анием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик научится (или получит возможность научиться):
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1 класс
1-2 часа. Введение. Прогресс и компьютер. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Дидактическая игра «Можно или нельзя».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. История создания компьютера. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Дидактическая игра «Компьютеры».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. Для чего используют компьютер. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Дидактические игры: «Угадай-ка», «Сосчитай-ка».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика, окружающий мир.
6 часов. Мой друг - компьютер. Клавиатура. Назначение клавиш. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Упражнение для рук «Пальчиковая гимнастика». Дидактические игры: «Перевозка», «Поймай мяч», «Собери картинку».
Межпредметные связи: уроки здоровья, окружающий мир.
1 час. Представление информации в компьютере. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Гимнастика для глаз. Игра «Двоичный тетрис».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Лаборатория инфознайки. Основные блоки, входящие в компьютер. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физкультминутка для глаз. Дидактическая игра «Лабиринт».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Микропроцессор. Оперативная память. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физкультминутка для глаз. Дидактическая игра «Собери грибочки».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. Монитор. Принтеры. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физкультминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи. Игра «Построй сеть».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
1 час. CD-ROM. Модем. Работа с обучающей программой «Дракоша и занимательная информатика». Электронная физкультминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи. Игра «Компьютеры».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
6 часов. Мышь. Всплывающее меню. Работа с обучающей программой «Мир информатики. 1-й год обучения». Электронная физкультминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи. Дидактические игры: «Перетащить и оставить», «Обведи рисунок», «Попадание на скорость», «Собери домик», «Убери кружки. Собери яблоки».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
8 часов. Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Работа с обучающей программой «Мир информатики. 1-й год обучения». Электронная физкультминутка для глаз. Упражнение для рук и шеи. Упражнения 1-19.
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика.
4 часа. Учимся логически мыслить. Работа с обучающей программой «Страна Фантазия». Электронные физкультминутки для глаз. Упражнение для рук и шеи. Дидактические игры: «Сосчитай предметы», «Собери картинку», «Найди отличия», «Лишний предмет».
Межпредметные связи: уроки здоровья, математика, окружающий мир.
Формы организации занятий.
С учётом психологических и возрастных особенностей, обучающихся 1 классов на внеурочной деятельности, используются следующие формы организации занятий:
фронтальная;
групповая;
работа в паре;
индивидуальная
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, путешествия, конкурсы, викторины, творческие проекты и т. п.
Основной метод - это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые, помимо определенной образовательной функции, непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке.
Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.
Система оценки планируемых результатов, подведение итогов реализации программы (формы контроля).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на оценку планируемых результатов обучающихся с целью итоговой оценки подготовки обучающихся к решению информационных задач на уроках информатики на различных ступенях общего образования и сформированности первоначальных представлений о видах, свойствах информации, способах работы с нею с использованием компьютера, обучающих и развивающих программ.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов (оценка метапредметных и личностных результатов);
оценка успешности освоения содержания программы на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению практических и познавательных задач;
оценка динамики личностных и метапредметных достижений обучающихся;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки личностных и метапред-метных достижений обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;
использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Предполагаемым результатом внеурочной деятельности «Мой компьютер» должна стать положительная динамика личностного развития каждого ребёнка, которая определяется расширением круга УУД, повышением уровня интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности.
Формы контроля: мониторинг динамики личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка (по результатам диагностики). Формирование портфолио обучающихся.
Тематическое планирование
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение. Прогресс и компьютер. | Введение. Прогресс и компьютер. Инструктаж по технике безопасности | 2 | | |
История создания компьютера | 1 | | |
Для чего используют компьютер | 1 | | |
Мой друг - компьютер. | Мой друг - компьютер. Клавиатура. Назначение клавиш. Игра «Перевозка» | 6 | | |
Представление информации в компьютере. Игра «Двоичный тетрис» | 1 | | |
Лаборатория инфознайки. Основные блоки, входящие в компьютер | 1 | | |
Микропроцессор. Оперативная память | 1 | | |
Монитор. Принтеры. Игра «Построй сеть» | 1 | | |
CD-ROM. Модем. Игра «Компьютеры» | 1 | | |
Мышь. | Мышь. Игра «Перетащить и оставить» | 1 | | |
Мышь. Всплывающее меню | 1 | | |
Мышь. Игра «Обведи рисунок» | 1 | | |
Мышь. Игра «Попадание на скорость» | 1 | | |
Мышь. Игра «Собери домик» | 1 | | |
Мышь. Игра «Убери кружки. Собери яблоки» | 1 | | |
Клавиатура. | Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 1-3 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 4-6 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 7-9 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 10-11 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 12-13 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 14-15 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 16-17 | 1 | | |
Клавиатура. Клавиатурный тренажёр. Упражнения 18-19 | 1 | | |
Учимся логически мыслить. | Учимся логически мыслить | 4 | | |
Итого | | 33 | | |