СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа (научно-техническое направление) «Мой компьютер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная

общеобразовательная программа

(научно-техническое направление)

«Мой  компьютер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа (научно-техническое направление) «Мой компьютер»»

Дополнительная

общеобразовательная программа

(научно-техническое направление)

«Мой компьютер»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии. Позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Мой компьютер» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер»:

  • формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков , самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы

  • формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

      • системность;

      • гуманизация;

      • междисциплинарная интеграция;

      • дифференциация;

      • дополнительная мотивация через игру;


Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (10 мин)

  4. Физкультминутка (2 мин)

  5. Работа за компьютером (15 мин).

  6. Зарядка для глаз.

7. Завершение работы за компьютером (10 мин)

8. Подведение итога.





Форма обучения – очная.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы.

Учебно-методический план

п/п

Содержание Кол-во

часов (всего)

Теория Практика дата
Первый год обучения (первое полугодие 2017год)
1.,2 Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе 2 часа 1 час 1 час

15.09

22.09

3, Компьютеры вокруг нас.

Знакомство с рабочим столом, панелью задач.

1 час 20 мин 25 мин 29.09
4 Развитие внимания. Рабочий стол. Панель задач. Клавиатура.

Знакомство с особенными кнопками «shift», «backspace».

1 час 20 мин 25 мин 6.10
5, 6 Курсор. Диалоговое окно.

Знакомство и работа с графическими программами «Перволого». Создание открытки «Осень».

2 часа 1 час 1 час

13.10

20.10

7,8 Знакомство с понятием «пиктограмма».

Пиктограммы инструментов графического редактора «Перволого». Создание «пиктограмм». «Правила дорожного движения»

2 часа 1 час 1 час

27.10

10.11

9,10. Программа и ее окно. Знакомство с браузерами. Пиктограммы браузера и диалогового окна. Создание новогодней открытки в программе «Перволого» 2 часа 1 час 1 час

17.11

24.11

11,12 Знакомство с понятием «меню».

Компьютерное, пиктографическое, меню на кнопках, меню-разворачивающийся список. Создание новогодней открытки (продолжение)

2 часа 1 час 1 час 1.12

8.12

13-14 Практикум по изученному материалу.

Создание простейшей анимации. Конструирование в программе «Перволого».


2 часа 1 час 1 час 15.12

22.12

Второй год обучения (первое полугодие 2017)

п/п

Содержание Кол-во

часов (всего)

Теория Практика дата
1 Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе 1 часа 20 мин 20 мин

15.09


2

Знакомство с текстовым редактором Word.

1 час 20 мин 25 мин 22.09
3,4,5

Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа.

3 час 1 час 2 часа 29.09

06.10

13.10

6,7

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

2 часа 1 час 1 час

20.10

27.10

8,9

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

Нумерация и маркеры.

2 часа 1 час 1 час

10.11

17.11

10,11 Используем элементы рисования: автофигуры, заливка 2 часа 30 мин 1,5 часа

24.11

01.12

12,13,14

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

Используем элементы рисования: объект WordArt

Создание новогодней открытки.


3 часа 1 час 2 часа

8.12

15.12

22.12


Раскрытие содержания программы на I полугодие 2017 года Первый год обучения (14 ч)

Правила поведения и техника безопасности

в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (3 ч)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.


Развитие внимания.

Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (3 ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Мышь. Клавиши управления курсором, пробел


Решение практических задач. ИКТ-квалификация ( 8 ч)

  • Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).

  • Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).

  • Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

  • Изготовление графического изображения (весенней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Весна»).

  • Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

  • Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).


Планируемые результаты после 1 года обучения

В результате обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила поведения в компьютерном классе;

  • основные сферы применения компьютеров;

  • существенные признаки предметов;

  • различные формы курсора;

  • назначение клавиш , , ;

Уметь

  • ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз","вправо", "влево";

  • выполнять действия под диктовку учителя;

  • проводить анализ при решении логических задач;

  • приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

  • находить общий признак для группы предметов;


  • выделять существенный признак предмета и группы предметов;

  • выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

  • предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе од­нородных предметов;

  • использовать клавиатуру и мышь при работе с Программой «ПервоЛого»

  • управлять объектами на экране монитора.

Раскрытие содержания программы на I полугодие 2017 года



Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

  2. С.Н. Тур, Т. П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  3. И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  4. Дуванов А. Азы информатики. Знакомимся с компьютером.-Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург .2007»

  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 

  6. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

  7. Сборник «Задачи для развития логики».

  8. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Оснащение учебного процесса:


  1. Пакет компьютерных педагогических программных средств «ПервоЛого 3,0»

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!