СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«модель сопровождения профессиональной ориентации школьников в общеобразовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа в рамках образовательной программы:"Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в ОО"

Просмотр содержимого документа
««модель сопровождения профессиональной ориентации школьников в общеобразовательной организации»»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии

и педагогики





Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в ОО»





«Модель сопровождения профессиональной

ориентации школьников в общеобразовательной организации»





Автор проекта:




Кудрявцева Л.В.

учитель технологии

МБОУ «Красновидовская ООШ»







Проект допущен к защите:

«__»____________ 20__ г.




Казань, 2015 г.



Содержание


  1. Введение

  2. Цели и задачи проекта

  3. Целевая группа проекта

  4. Проектное решение

  5. Этапы реализации модели

  6. План мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО

  7. Ожидаемые результаты реализации модели

  8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

  9. Основные критерии и показатели эффективности реализации модели

  10. Заключение

  11. Список используемой литературы

  12. Приложение

  13. Приложение 1

  14. Приложение 2


  1. Введение


Актуальность проекта: Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в аспекте национальной инициативы «Наша новая школа», Программы «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» требует новых подходов к организации учебно-воспитательной работы в образовательных организациях. Модернизация образования и инновационные процессы в отрасли ставят приоритетной задачу обновления содержания, организационной структуры, форм работы, внедрения новых идей и современных технологий профориентационного сопровождения детей и подростков.

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока.

На помощь учащимся приходит профессиональная ориентация – научно обоснованная система мероприятий, направленная на содействие молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности.

Одна из главных проблем профориентации заключается в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях и дефициту в других. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития города Рыбинск. Востребованными на рынке труда в настоящий момент являются следующие специальности: строители, водители, электрогазосварщики, швеи, слесари, токари, продавцы и другие.

Поэтому главной задачей МБОУ «Красновидовская ООШ» является совершенствование форм и методов профориентационной работы и умения применять их на практике. Необходимым условием решения этой задачи является разработка и реализация моделей сопровождения профессиональной ориентации школьников для каждой общеобразовательной организации.

Практическая значимость профессиональной ориентации школьников на современном этапе определяется динамическими процессами в системе основного общего образования и требованиями общества к осознанному профессиональному выбору выпускника школы. Разрабатываемые модели сопровождения профессиональной ориентации школьников направлены на достижение результатов поставленных задач.


  1. Цель и задачи проекта


Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования.

Задачи:

  • Описать организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников.

  • Разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО.

  • Определить необходимую ресурсную базу (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.


  1. Целевая группа проекта


Директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор.


  1. Проектное решение


Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Поэтому, для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение, т.е. осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи:

− Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

− Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

− Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

− Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

− Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

Организация и проведение профориентационной работы основывается на использовании нормативной правовой документации Российской Федерации:

1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;

3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636/;

4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:

5. Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;

6. Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;

7. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);

8. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;

9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;

10. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;

11. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;

12. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;

13. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)

14. Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.

15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».16. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).

18. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897.

19. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413.

20. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025гг.

Данная работа планируется с учётом материально-технической базы и методического обеспечения МБОУ «Красновидовская ООШ».

Внедрение модели профориентационной работы базируется на следующих принципах:

- систематичность и преемственность;

- дифференцированный и индивидуальный подходы;

-сочетание групповых и индивидуальных практических;

-взаимодействие МБОУ «Красновидовская ООШ», семьи, ПЛ, ССУЗов, ВУЗов, ЦЗН, УДО, предприятий и организаций района;

- единство с потребностями города в кадрах.

При построении системы профориентации, являющейся комплексной проблемой, следует учесть основные аспекты:
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.
Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

На этапе планирования профориентационной работы с обучающимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри образовательного учреждения.

Структура деятельности педдколлектива.

На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, бытовое общение, средство массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школе. Поэтому необходимо так спланировать профориетационную работу в школе, чтобы различные направления и методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга и было организовано взаимодействие всех специалистов этой области.

Влияние социума на профессиональное самоопределение старшеклассников

Социальные центры

Учреждения дополнительного образования



Семья



Внешкольные интересы ребенка

Школьные интересы ребенка



Учреждения культуры



 

Школьник

Учреждения средне-профессионального



Учителя-предметники

Центр занятости населения

Предпрофильная подготовка



Военкомат, ОВД


Классные руководители

Профильное обучение


Средства массовой информации (СМИ)


Педагог-психолог

Дополнительное образование



Учреждения спорта (Акчарлак)

Фельдшер


Начальное профессиональное образование



Библиотекарь



Директор, ЗДУВР ,ЗДВР




Красновидовская основная общеобразовательная школа с.Харагун




При профориентации в школе разработан комплексный подход в деятельности педколлектива.

1. Координаторами деятельности – директор ОУ, заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе (ЗДУВР), заместитель директора по воспитательной работе (ЗДВР), в функции которых входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);

- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся;

− контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;

− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);

2. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся своего класса. В плане отражаются разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

3. Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

− показывают учащимся роль труда в жизни человека;

− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

− организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;

− проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;

− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

− проводят работу по формированию портфолио учащихся;

− знакомят учащихся с миром профессий.

4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

6. Психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.

8. Фельдшер, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.












СХЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ






- СБОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

- СБОР ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

- ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ И В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

- КЛАССНЫЕ ЧАСЫ И РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

СОДЕЙСТВИЕ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

- ФОРМИРОВАНИЕ ИТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

- МИНИ-ПРОФПРОБЫ







-ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА

-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЗН

- СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

- КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

- ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

- ТРЕНИНГИ, КЛАССНЫЕ ЧАСЫ, ИГРЫ

- ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

-ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

- АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

-СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ


С целью осуществления наиболее эффективного управления профессиональным развитием учащихся создана структура деятельности членов педагогического коллектива учреждения по организации профориентационной работы.

  • психологическая диагностика;

  • занятия по технологиям профвыбора;

  • профконсультации;

  • консультативная работа с родителями;

  • выступления на родительских собраниях;

  • сопровождение профориентации учащихся.

  • анализ контингента родителей учащихся;

  • построение информационного поля занятости родителей;

  • организация встреч представителей разных профессий с учащимися и родителями;

  • анализ интересов учащихся.

  • определение стратегии сопровождения профориентации;

  • координация деятельности всех участников образовательного процесса по вопросу сопровождения профориентации;

  • обеспечение работы и наполнения школьного сайта.




Родители Цель: информационная и психологическая поддержка



  • информация о профессиях на уроке;

  • встречи с выпускниками;

  • анонсирование факультативов на уроках и родительских собраниях;

  • организация факультативных занятий предмету.



  • анонсирование профессий на классных часах;

  • организация экскурсий по своей специальности;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • помощь в сборе информации о профессиях.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ Цель:

  • выбор профессии;

  • самоопределение с учётом личностных особенностей, интересов.

Администрация Цель: обеспечение процессов личностного и профессионального самоопределения

Психологическая служба (совместно с СРЦ «Наставник») Цель: самопознание и освоение технологий выбора

Зам. директора по ВР

Цель: информационная поддержка





Педагоги Цель: формирование интереса к предмету



Классный руководитель Цель: информационная и психологическая поддержка



педагоги дополнительного образования

Цель: деятельностные пробы





МУК УПК, САМ

Цель: информационная поддержка, деятельностные пробы



Заведующий библиотекой Цель: информационная поддержка



  • обучение в МУК УПК;

  • занятия в учреждениях допобразования;

  • информация о структуре занятости в районах;

  • информация о возможностях получения образования в городе;

  • сотрудничество в сопровождении трудового обучения.

  • самореализация в деятельности;

  • представление результатов работы;

  • анонсы творческих объединений.

  • подбор информации о профессиях;

  • подбор информации о ПЛ, ССУЗах, ВУЗах;

  • подбор литературы по профориентации для учащихся.

  • портфолио;

  • анализ интересов;

  • построение поля возможностей самореализации через участие в событиях;

  • организация поездок, экскурсий;

  • организация летней практики;

  • организация встреч с представителями разных профессий;

  • сопровождение трудового обучения;

  • организация взаимодействия с родителями, выпускниками, городскими службами по вопросу профвыбора.




При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп.

  1. Этапы реализации модели

Этапы реализации проекта:

1. Аналитический (подготовительный) – октябрь – декабрь 2015 года.

Учебно-методическое, информационное обеспечение проекта; организация системы обучения педагогического коллектива по данной проблеме; разработка технологии оценивания достижений с точки зрения компетентностного подхода и диагностического инструментария по выявлению уровня их сформированности.

2. Экспериментально-диагностический (основной) – январь – апрель 2016года.

Апробация контрольно-диагностических материалов. Активный сбор и накопление информации, при помощи специально подготовленного, комплексного психолого-педагогического наблюдения, углубленного целевого анализа имеющихся документов, посредством посещения мероприятий, классных часов, подсчета рейтинга, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки.

3. Обобщающий (заключительный) – май – август 2016 года.

Осуществляется обобщающая, аналитическая работа, ведется обработка и систематизация собранной ранее информации, в виде таблиц, схем и диаграмм. Выявление имеющихся педагогических проблем и разработка плана мероприятий по повышению качества организации воспитательного процесса в образовательной организации.




  1. План мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО

Перспективный план работы по профессиональному самоопределению учащихся на 2015 – 2018 годы (На 3 года)

Содержание деятельности

Дата

Ответственный


Организационная работа в школе



Оформление стенда. Рубрики: «Я и моя профессия», «Профессии и человек»\

«В помощь выпускнику»;

«В мире профессий»;

«Слагаемые выбора профессии».


ЗДВР, психолог

Изготовление буклетов: «Профессиональный тип личности», «Выбери свой тип профессии», «Правила общения» и т.д.


Психолог

Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX кл.).


ЗДУВР, классные руководители

Информирование об учебных заведениях


Классные руководители

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Анализ планов воспитательной работы по

профориентации.


ЗДВР, классные руководители , психолог


Обеспечение школы документацией и методическими

материалами по профориентации.


ЗДВР

Пополнение библиотечного фонда литературы по профориентации


Зав. библиотекой

Обеспечение участия школьников в работе ученических

трудовых бригад.


Администрация

Организация работы школьных кружков



ЗДВР

Введение элективных курсов и факультативов.


ЗДУВР

Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете «Портфельчик»


Библиотекарь, психолог

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами.


ЗДВР,

классные руководители

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, центром занятости


Зам. директора по ВР, классные руководители

- Работа с педагогическими кадрами



Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.


ЗД ВР, ЗДНМР

психолог

Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы».


ЗДВР,

психолог

Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.

Темы для обсуждения:

- «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»;

- «Система образования в России»;

- «Система профориентационной работы в городе и в школе»;

- «Методика профориентационной работы в различных

возрастных группах»;

- «Психологическая и социальная обусловленность выбора старшеклассниками профессии»;

- «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;

- «Работа с учащимися в группах, кружках и объединениям по интересам»;

- «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;

- «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»;

- «Профориентация в процессе изучения основ наук».


ЗДУВР, ЗДВР, психолог, классные руководители

Организовать для педагогов профконсультации по

изучению личности школьника:

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;


- «Изучение склонностей и интересов»;


- «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»;


- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».



1-4 кл.


5-6.кл.

7-8.кл.

9-11 кл.

Психолог

Отчет учителей-предметников, классных руководителей,

руководителей кружков о проделанной работе.


ЗДВР

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.


Психолог

Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении.


ЗД ВР,психолог

Скоординировать деятельность учителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.



Работа с родителями



Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей».


ЗД ВР,

классные руководители, психолог

Индивидуальные консультации родителей по вопросу

выбора учащимися их будущих профессий


Психолог,

классные руководители

Организовать встречи учащихся с их родителями –

представителями различных профессий.


Классные

руководители, учителя-

предметники

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий

учащихся на предприятия и в учебные заведения


классные руководители,

учителя-предметники

Родительские собрания

«Анализ рынка труда и востребованности профессий в городе и области».

«Медицинские аспекты при выборе профессии».


классные руководители,

психолог

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам

профориентации.


Психолог,

классные руководители

Работа с учащимися



Предпрофильная подготовка по программе элективных курсов (согласно плану школы)



ЗДУВР, Классные

руководители, учителя-

предметник

Факультативный курс по профориентации «Найди себя»

9 класс

Психолог

Экскурсии на предприятия


Классные руководители

Тестирование и анкетирование учащихся с целью

выявления их профнаправленности.


Психолог

Выявление методом опроса проблем учащихся в плане

профориентации.


Психолог

Классные часы по данному направлению (согласно возрастным особенностям) («Есть такая профессия – Родину защищать», «Гордое имя “учитель”» и др.)


Классные руководители, учителя-предметники

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.


Психолог

«Месячники профориентации», конкурсы, конференции интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д.


ЗД ВР

классные руководители,

учителя-предметники,

зав. Библиотекой, психолог

Предметные декады



ЗДУВР, руководители ШМО

Встречи с представителями различных профессий

5-6 кл

Классные

руководители

Организация экскурсий и встреч со специалистами

«Центра занятости».

7-8 кл.

ЗДВР

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых

дверей в учебных заведениях с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.

9-11 кл.

ЗДВР, классные руководители

Организация работы школьных кружков


1-4 кл.

5-6 кл.

ЗДВР,

учителя-предметники

Создание сети взаимодействия с учреждениями

дополнительного образования для обучения учащихся школы.


ЗД ВР

Диагностика выявления интересов учащихся


Психолог

Обеспечение участия учащихся в работе ученических ремонтных бригад, работа на пришкольном участке:

- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

- знакомство со строительными профессиями;

- пришкольный лагерь отдыха, детская площадка;

- лагерь труда и отдыха.


ЗДВР,

классные руководители,


Изучение читательских интересов школьников,

обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.


Зав. библиотекой

Защита проектов (рефератов) в 9кл.

- «Мой выбор профессии и реализация профессионального плана»;

- «Ступени мастерства»;

- «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

«Я выбираю…»


ЗДВР,

классные руководители,

учителя-предметники, психолог

Конкурс сочинений и рисунков «Моя будущая профессия» – 5-8 кл.

«Кем я хочу стать» – 1-4 кл.


ЗД ВР,

классные руководители,

учителя начальных

классов



План профориентационной работы МБОУ «Красновидовская ООШ»

на 2015-2016 учебный год

ЦЕЛИ: создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

ЗАДАЧИ:

− организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;

− развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения; организация предпрофильной, профильной, допрофессиональной, профессиональной подготовки совместно с учреждениями профессионального образования;

− занятия по химии, биологии, физике, математике, обществознанию с учениками;

−− обеспечение профориентационной направленности учебных программ, учебно-воспитательного процесса в целом.


Мероприятие

Сроки

Ответственный

Работа с учащимися



1) Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования.

2) Регулярное оформление стенда информационных материалов «Я выбираю профессию».

4) Организация обучения в профильных классах

5) Организация работы кружков дополнительного образования

6) Факультативный курс «Найди себя» для учеников 9-х классов.

7) Классные часы в 5-6 классах (знакомство с профессиями родителей), в 7-9 классах – «Мир профессий», в 9 классе – «Мы выбираем», «Роль самовоспитания при планировании карьеры».

8) Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 классы).

9) Викторина «Что? Где? Когда?» о профессиях (5-8 классы).

10) «Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (6-7 классы).

13) Проведение профессиональной диагностики учащихся 9-х классов.

14) Проведение диагностики учащихся 7-8 классов в рамках

предпрофильной подготовки.

18) Посещение дня открытых дверей в вузах, колледжах, профучилищах.

19) Поэтапное анкетирование учеников 9 классов.

21) Индивидуальное консультирование учеников, родителей, учителей

Сентябрь


В течение года





















Март-апрель

В течение года

ЗДУВР


ЗДВР, психолог


ЗДУВР, учителя-педметники


ЗДВР

психолог


ЗДВР

Психолог,

Классные руководители

Учитель ИЗО






Психолог


Психолог


Кл.руководители


Психолог


Психолог



    1. Ожидаемые результаты реализации модели


1. Создание системы комплексного мониторинга.

2. Повышение личностного самопознания школьников.

3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.

4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

5. Приобретение умений соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.


    1. Риски реализации проекта и пути их преодоления


Риски

Пути преодоления

1.Консервативный подход к профориентационной деятельности со стороны педагогов с большим педагогическим стажем.

1. Просветительская работа, проведение семинаров, круглых столов, посещение классных часов и мероприятий, курсы повышения квалификации, изучение литературы.

2.Низкий уровень сформированности устойчиво-позитивного отношения учащихся к предложенным ценностям

2. Расширение базы получения позитивного социального опыта через вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность

3.Доминирование потребительский установок родителей над ценностями педагогов

3.Реализация новых форм участия семей учащихся в проектной деятельности

4.Низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности

4.Создание условий для самореализации педагогов через систему морального и материального стимулирования

5.Низкое качество организации общешкольных событий воспитательной направленности

5.Повышение степени вовлеченности в организацию и рефлексию общешкольных событий всех участников воспитательного процесса

6.Недостоверность полученных данных, в результате диагностирования

6. Контроль со стороны администрации, руководителей школьных методических объединений за качеством проведения диагностик.


    1. Основные критерии и показатели эффективности реализации модели


Критерии:

Показатели:

- степень социально-психологической готовности школьников к выбору профиля обучения, причем важными параметрами готовности являются отношение к значимой деятельности

- коэффициент динамики развития учебных действий

- сформированность мотивации к обучению, поведенческой и эмоциональной саморегуляции


- нормативный показатель поведенческой и эмоциональной саморегуляции и уровень сформированности мотивации

- особенности и характер адаптации школьника к новым социально-психологическим условиям профессионального самоопределения;


- нормативные показатели адаптации школьников к социально-психологическим условиям профессионального самоопределения

- уровень готовности осуществлять профессиональный выбор

- возрастные показатели готовности осуществлять профессиональный выбор

- развитие временной перспективы, планирования и реализации своего будущего и др.


- нормативные показатели формирования целеобразования и планирования карьеры





    1. Заключение

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждения.

Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким-то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование - потребность в профессиональном самоопределении. Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии. Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:

1. Описаны организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на уровни основного общего обучения.

2. Разработан план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на основное общее обучения.

3. Определена необходимая ресурсная база (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.






    1. Список использованных документов и источников информации:


1. Воскобойников В.М.. Как определить и развить способности ребенка. В.М. Воскобойников. - С.-Петербург: «Респекс».1996.

2. Карнаух Ю.А.. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. Ю.А Карнаух. - Омск: «ООЦПО». 2002.

3. Климов Г.А.. Психология профессионального самоопределения. Г.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

4. Климов Е.А.. Как выбирать профессию. Е.А. Климов. - Москва: «Флинта». 1990.

5. Крюкова Е.П.. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. - Омск: «ООЦПО». 2001.

6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Л.М. Митина. - Москва: «Флинта». 1998.

7. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Осницкий А.К.. Журнал «Вопросы психологии» - 1992. № 10. - С. 30 -32.

8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8-9 классы. М. Просвещение. 1994.

9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию.Е.Н. Прошицкая - Москва: «Просвещение». 1991.

10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

11. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. Г.В. Резапкина - Москва: «Просвещение» 2000.



Приложение



Положение о профориентационной работе

в общеобразовательном учреждении

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Устава образовательного учреждения.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и содержание профориентационной работы в образовательном учреждении.

1.3. Профориентационная работа реализуется в образовательном учреждении за счет часов компонента и дополнительного образования.

1.4. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения личности.

1.5. Профориентационная работа осуществляется с учащимися школы.

2. Задачи профориентационной работы

2.1. Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся и формирование у них практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

2.2. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в приобретении ими представлений о жизненных и социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

2.3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

2.4. Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

3. Направления профориентационной работы

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов.

– Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

– Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

4. Методы и формы профориентационной работы

4.1. Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

4.2. Формы профориентационной работы: рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, создание банка данных по профессиям, связь с предприятиями края.

5. Критерии эффективности профориентации

5.1 Предварительная классификация учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов, выбор профиля обучения на старшей ступени обучения.

5.2 Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.



































Приложение 1

Положение об уголке профориентации

I. Общие положения

1. Уголок профессиональной ориентации организуется в образовательных учреждениях в соответствии с региональной концепцией профориентационной работы.

2. Уголок является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.

3. Основной целью организации уголка профориентации является создание условий для организации и проведения организационно-методической работы с учителями, учащимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.

4. Основными задачами являются:

- подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей рынка труда;

- формирование у школьников профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора;

- профессиональное просвещение учащихся, их родителей;

- координация профориентационной деятельности педагогических работников в образовательном учреждении, оказание им организационной и методической помощи.

II. Организация и содержание работы кабинета

1. Ответственный за уголок назначается приказом руководителя общеобразовательного учреждения

2. Основные направления профориентационного уголка:

- ознакомление школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.

- информирование о потребностях регионального рынка труда, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;

- информирование об учебных заведениях района, края.

III. Оборудование кабинета

1. Уголок создан на базе образовательного учреждения.

2. Оформление уголка следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики.

3. В создании, оформлении и оснащении кабинета оборудованием принимают участие образовательное учреждение, муниципальный центр занятости, учреждения профессионального образования и др.

5. Информационные и учебно-методические материалы уголка должны систематически обновляться.

Рекомендации по материалами

1. Информационные материалы:

- сведения об учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), информация о предприятиях и организациях района, города, выпускаемой ими продукции, о потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;

- профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, о мире профессий, людях труда;

- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства и пр.

2. Учебно-методические материалы:

- примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей;

- рекомендации и различные методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, секций, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;

- рекомендации на литературу, дидактические материалы для проведения занятий курсов по профориентации.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая

поддержка

социальной

адаптации



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая

поддержка

социальной

адаптации













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!