Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии
и педагогики
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в ОО»
«Модель сопровождения профессиональной
ориентации школьников в общеобразовательной организации»
Автор проекта:
Кудрявцева Л.В.
учитель технологии
МБОУ «Красновидовская ООШ»
Проект допущен к защите:
«__»____________ 20__ г.
Казань, 2015 г.
Содержание
Введение
Цели и задачи проекта
Целевая группа проекта
Проектное решение
Этапы реализации модели
План мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО
Ожидаемые результаты реализации модели
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Основные критерии и показатели эффективности реализации модели
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность проекта: Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в аспекте национальной инициативы «Наша новая школа», Программы «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» требует новых подходов к организации учебно-воспитательной работы в образовательных организациях. Модернизация образования и инновационные процессы в отрасли ставят приоритетной задачу обновления содержания, организационной структуры, форм работы, внедрения новых идей и современных технологий профориентационного сопровождения детей и подростков.
В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока.
На помощь учащимся приходит профессиональная ориентация – научно обоснованная система мероприятий, направленная на содействие молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности.
Одна из главных проблем профориентации заключается в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях и дефициту в других. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития города Рыбинск. Востребованными на рынке труда в настоящий момент являются следующие специальности: строители, водители, электрогазосварщики, швеи, слесари, токари, продавцы и другие.
Поэтому главной задачей МБОУ «Красновидовская ООШ» является совершенствование форм и методов профориентационной работы и умения применять их на практике. Необходимым условием решения этой задачи является разработка и реализация моделей сопровождения профессиональной ориентации школьников для каждой общеобразовательной организации.
Практическая значимость профессиональной ориентации школьников на современном этапе определяется динамическими процессами в системе основного общего образования и требованиями общества к осознанному профессиональному выбору выпускника школы. Разрабатываемые модели сопровождения профессиональной ориентации школьников направлены на достижение результатов поставленных задач.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования.
Задачи:
Описать организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников.
Разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО.
Определить необходимую ресурсную базу (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.
Целевая группа проекта
Директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-организатор.
Проектное решение
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Поэтому, для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение, т.е. осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цели профориентационной работы: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
− Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
− Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
− Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
− Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
− Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Организация и проведение профориентационной работы основывается на использовании нормативной правовой документации Российской Федерации:
1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;
3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636/;
4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:
5. Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;
6. Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;
7. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
8. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;
10. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;
11. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;
12. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;
13. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)
14. Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.
15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».16. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
18. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897.
19. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413.
20. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025гг.
Данная работа планируется с учётом материально-технической базы и методического обеспечения МБОУ «Красновидовская ООШ».
Внедрение модели профориентационной работы базируется на следующих принципах:
- систематичность и преемственность;
- дифференцированный и индивидуальный подходы;
-сочетание групповых и индивидуальных практических;
-взаимодействие МБОУ «Красновидовская ООШ», семьи, ПЛ, ССУЗов, ВУЗов, ЦЗН, УДО, предприятий и организаций района;
- единство с потребностями города в кадрах.
При построении системы профориентации, являющейся комплексной проблемой, следует учесть основные аспекты:
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.
Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
На этапе планирования профориентационной работы с обучающимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри образовательного учреждения.
Структура деятельности педдколлектива.
На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, бытовое общение, средство массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школе. Поэтому необходимо так спланировать профориетационную работу в школе, чтобы различные направления и методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга и было организовано взаимодействие всех специалистов этой области.
Влияние социума на профессиональное самоопределение старшеклассников
Социальные центры
Учреждения дополнительного образования
Семья
Внешкольные интересы ребенка
Школьные интересы ребенка
Учреждения культуры
Школьник
Учреждения средне-профессионального
Учителя-предметники
Центр занятости населения
Предпрофильная подготовка
Военкомат, ОВД
Классные руководители
Профильное обучение
Средства массовой информации (СМИ)
Педагог-психолог
Дополнительное образование
Учреждения спорта (Акчарлак)
Фельдшер
Начальное профессиональное образование
Библиотекарь
Директор, ЗДУВР ,ЗДВР
Красновидовская основная общеобразовательная школа с.Харагун
При профориентации в школе разработан комплексный подход в деятельности педколлектива.
1. Координаторами деятельности – директор ОУ, заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе (ЗДУВР), заместитель директора по воспитательной работе (ЗДВР), в функции которых входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:
- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);
- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся;
− контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;
− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);
2. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся своего класса. В плане отражаются разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
3. Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
− показывают учащимся роль труда в жизни человека;
− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
− организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
− проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
− проводят работу по формированию портфолио учащихся;
− знакомят учащихся с миром профессий.
4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
6. Психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
8. Фельдшер, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
СХЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
- СБОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- СБОР ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ И В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
- КЛАССНЫЕ ЧАСЫ И РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
СОДЕЙСТВИЕ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- ФОРМИРОВАНИЕ ИТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
- МИНИ-ПРОФПРОБЫ
-ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЗН
- СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
- КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
- ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
- ТРЕНИНГИ, КЛАССНЫЕ ЧАСЫ, ИГРЫ
- ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
-ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
-СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
С целью осуществления наиболее эффективного управления профессиональным развитием учащихся создана структура деятельности членов педагогического коллектива учреждения по организации профориентационной работы.
психологическая диагностика;
занятия по технологиям профвыбора;
профконсультации;
консультативная работа с родителями;
выступления на родительских собраниях;
сопровождение профориентации учащихся.
анализ контингента родителей учащихся;
построение информационного поля занятости родителей;
организация встреч представителей разных профессий с учащимися и родителями;
анализ интересов учащихся.
определение стратегии сопровождения профориентации;
координация деятельности всех участников образовательного процесса по вопросу сопровождения профориентации;
обеспечение работы и наполнения школьного сайта.
Родители Цель: информационная и психологическая поддержка
информация о профессиях на уроке;
встречи с выпускниками;
анонсирование факультативов на уроках и родительских собраниях;
организация факультативных занятий предмету.
анонсирование профессий на классных часах;
организация экскурсий по своей специальности;
индивидуальная работа с учащимися;
помощь в сборе информации о профессиях.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ Цель:
Администрация Цель: обеспечение процессов личностного и профессионального самоопределения
Психологическая служба (совместно с СРЦ «Наставник») Цель: самопознание и освоение технологий выбора
Зам. директора по ВР
Цель: информационная поддержка
Педагоги Цель: формирование интереса к предмету
Классный руководитель Цель: информационная и психологическая поддержка
педагоги дополнительного образования
Цель: деятельностные пробы
МУК УПК, САМ
Цель: информационная поддержка, деятельностные пробы
Заведующий библиотекой Цель: информационная поддержка
обучение в МУК УПК;
занятия в учреждениях допобразования;
информация о структуре занятости в районах;
информация о возможностях получения образования в городе;
сотрудничество в сопровождении трудового обучения.
самореализация в деятельности;
представление результатов работы;
анонсы творческих объединений.
подбор информации о профессиях;
подбор информации о ПЛ, ССУЗах, ВУЗах;
подбор литературы по профориентации для учащихся.
портфолио;
анализ интересов;
построение поля возможностей самореализации через участие в событиях;
организация поездок, экскурсий;
организация летней практики;
организация встреч с представителями разных профессий;
сопровождение трудового обучения;
организация взаимодействия с родителями, выпускниками, городскими службами по вопросу профвыбора.
При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп.
Этапы реализации модели
Этапы реализации проекта:
1. Аналитический (подготовительный) – октябрь – декабрь 2015 года.
Учебно-методическое, информационное обеспечение проекта; организация системы обучения педагогического коллектива по данной проблеме; разработка технологии оценивания достижений с точки зрения компетентностного подхода и диагностического инструментария по выявлению уровня их сформированности.
2. Экспериментально-диагностический (основной) – январь – апрель 2016года.
Апробация контрольно-диагностических материалов. Активный сбор и накопление информации, при помощи специально подготовленного, комплексного психолого-педагогического наблюдения, углубленного целевого анализа имеющихся документов, посредством посещения мероприятий, классных часов, подсчета рейтинга, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки.
3. Обобщающий (заключительный) – май – август 2016 года.
Осуществляется обобщающая, аналитическая работа, ведется обработка и систематизация собранной ранее информации, в виде таблиц, схем и диаграмм. Выявление имеющихся педагогических проблем и разработка плана мероприятий по повышению качества организации воспитательного процесса в образовательной организации.
План мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО
Перспективный план работы по профессиональному самоопределению учащихся на 2015 – 2018 годы (На 3 года)
Содержание деятельности | Дата | Ответственный |
Организационная работа в школе | | |
Оформление стенда. Рубрики: «Я и моя профессия», «Профессии и человек»\ «В помощь выпускнику»; «В мире профессий»; «Слагаемые выбора профессии». | | ЗДВР, психолог |
Изготовление буклетов: «Профессиональный тип личности», «Выбери свой тип профессии», «Правила общения» и т.д. | | Психолог |
Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX кл.). | | ЗДУВР, классные руководители |
Информирование об учебных заведениях | | Классные руководители |
Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Анализ планов воспитательной работы по профориентации. | | ЗДВР, классные руководители , психолог |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | | ЗДВР |
Пополнение библиотечного фонда литературы по профориентации | | Зав. библиотекой |
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых бригад. | | Администрация |
Организация работы школьных кружков | | ЗДВР |
Введение элективных курсов и факультативов. | | ЗДУВР |
Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете «Портфельчик» | | Библиотекарь, психолог |
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. | | ЗДВР, классные руководители |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, центром занятости | | Зам. директора по ВР, классные руководители |
- Работа с педагогическими кадрами | | |
Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | | ЗД ВР, ЗДНМР психолог |
Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы». | | ЗДВР, психолог |
Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. Темы для обсуждения: - «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»; - «Система образования в России»; - «Система профориентационной работы в городе и в школе»; - «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»; - «Психологическая и социальная обусловленность выбора старшеклассниками профессии»; - «Методические основы профориентации во внеклассной работе»; - «Работа с учащимися в группах, кружках и объединениям по интересам»; - «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»; - «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»; - «Профориентация в процессе изучения основ наук». | | ЗДУВР, ЗДВР, психолог, классные руководители |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: - «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»; - «Изучение склонностей и интересов»; - «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»; - «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся». | 1-4 кл. 5-6.кл. 7-8.кл. 9-11 кл. | Психолог |
Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе. | | ЗДВР |
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. | | Психолог |
Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении. | | ЗД ВР,психолог |
Скоординировать деятельность учителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. | | |
Работа с родителями | | |
Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей». | | ЗД ВР, классные руководители, психолог |
Индивидуальные консультации родителей по вопросу выбора учащимися их будущих профессий | | Психолог, классные руководители |
Организовать встречи учащихся с их родителями – представителями различных профессий. | | Классные руководители, учителя- предметники |
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учебные заведения | | классные руководители, учителя-предметники |
Родительские собрания «Анализ рынка труда и востребованности профессий в городе и области». «Медицинские аспекты при выборе профессии». | | классные руководители, психолог |
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. | | Психолог, классные руководители |
Работа с учащимися | | |
Предпрофильная подготовка по программе элективных курсов (согласно плану школы) | | ЗДУВР, Классные руководители, учителя- предметник |
Факультативный курс по профориентации «Найди себя» | 9 класс | Психолог |
Экскурсии на предприятия | | Классные руководители |
Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности. | | Психолог |
Выявление методом опроса проблем учащихся в плане профориентации. | | Психолог |
Классные часы по данному направлению (согласно возрастным особенностям) («Есть такая профессия – Родину защищать», «Гордое имя “учитель”» и др.) | | Классные руководители, учителя-предметники |
Индивидуальные и групповые консультации учащихся. | | Психолог |
«Месячники профориентации», конкурсы, конференции интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д. | | ЗД ВР классные руководители, учителя-предметники, зав. Библиотекой, психолог |
Предметные декады | | ЗДУВР, руководители ШМО |
Встречи с представителями различных профессий | 5-6 кл | Классные руководители |
Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости». | 7-8 кл. | ЗДВР |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей в учебных заведениях с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. | 9-11 кл. | ЗДВР, классные руководители |
Организация работы школьных кружков | 1-4 кл. 5-6 кл. | ЗДВР, учителя-предметники |
Создание сети взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для обучения учащихся школы. | | ЗД ВР |
Диагностика выявления интересов учащихся | | Психолог |
Обеспечение участия учащихся в работе ученических ремонтных бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениеводством; - знакомство со строительными профессиями; - пришкольный лагерь отдыха, детская площадка; - лагерь труда и отдыха. | | ЗДВР, классные руководители, |
Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | | Зав. библиотекой |
Защита проектов (рефератов) в 9кл. - «Мой выбор профессии и реализация профессионального плана»; - «Ступени мастерства»; - «Мои жизненные планы, перспективы и возможности» «Я выбираю…» | | ЗДВР, классные руководители, учителя-предметники, психолог |
Конкурс сочинений и рисунков «Моя будущая профессия» – 5-8 кл. «Кем я хочу стать» – 1-4 кл. | | ЗД ВР, классные руководители, учителя начальных классов |
План профориентационной работы МБОУ «Красновидовская ООШ»
на 2015-2016 учебный год
ЦЕЛИ: создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
ЗАДАЧИ:
− организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;
− развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения; организация предпрофильной, профильной, допрофессиональной, профессиональной подготовки совместно с учреждениями профессионального образования;
− занятия по химии, биологии, физике, математике, обществознанию с учениками;
−− обеспечение профориентационной направленности учебных программ, учебно-воспитательного процесса в целом.
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Работа с учащимися | | |
1) Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования. 2) Регулярное оформление стенда информационных материалов «Я выбираю профессию». 4) Организация обучения в профильных классах 5) Организация работы кружков дополнительного образования 6) Факультативный курс «Найди себя» для учеников 9-х классов. 7) Классные часы в 5-6 классах (знакомство с профессиями родителей), в 7-9 классах – «Мир профессий», в 9 классе – «Мы выбираем», «Роль самовоспитания при планировании карьеры». 8) Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 классы). 9) Викторина «Что? Где? Когда?» о профессиях (5-8 классы). 10) «Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (6-7 классы). 13) Проведение профессиональной диагностики учащихся 9-х классов. 14) Проведение диагностики учащихся 7-8 классов в рамках предпрофильной подготовки. 18) Посещение дня открытых дверей в вузах, колледжах, профучилищах. 19) Поэтапное анкетирование учеников 9 классов. 21) Индивидуальное консультирование учеников, родителей, учителей | Сентябрь В течение года Март-апрель В течение года | ЗДУВР ЗДВР, психолог ЗДУВР, учителя-педметники ЗДВР психолог ЗДВР Психолог, Классные руководители Учитель ИЗО Психолог Психолог Кл.руководители Психолог Психолог |
Ожидаемые результаты реализации модели
1. Создание системы комплексного мониторинга.
2. Повышение личностного самопознания школьников.
3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.
4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
5. Приобретение умений соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Пути преодоления |
1.Консервативный подход к профориентационной деятельности со стороны педагогов с большим педагогическим стажем. | 1. Просветительская работа, проведение семинаров, круглых столов, посещение классных часов и мероприятий, курсы повышения квалификации, изучение литературы. |
2.Низкий уровень сформированности устойчиво-позитивного отношения учащихся к предложенным ценностям | 2. Расширение базы получения позитивного социального опыта через вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность |
3.Доминирование потребительский установок родителей над ценностями педагогов | 3.Реализация новых форм участия семей учащихся в проектной деятельности |
4.Низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности | 4.Создание условий для самореализации педагогов через систему морального и материального стимулирования |
5.Низкое качество организации общешкольных событий воспитательной направленности | 5.Повышение степени вовлеченности в организацию и рефлексию общешкольных событий всех участников воспитательного процесса |
6.Недостоверность полученных данных, в результате диагностирования | 6. Контроль со стороны администрации, руководителей школьных методических объединений за качеством проведения диагностик. |
Основные критерии и показатели эффективности реализации модели
Критерии: | Показатели: |
- степень социально-психологической готовности школьников к выбору профиля обучения, причем важными параметрами готовности являются отношение к значимой деятельности | - коэффициент динамики развития учебных действий |
- сформированность мотивации к обучению, поведенческой и эмоциональной саморегуляции | - нормативный показатель поведенческой и эмоциональной саморегуляции и уровень сформированности мотивации |
- особенности и характер адаптации школьника к новым социально-психологическим условиям профессионального самоопределения; | - нормативные показатели адаптации школьников к социально-психологическим условиям профессионального самоопределения |
- уровень готовности осуществлять профессиональный выбор | - возрастные показатели готовности осуществлять профессиональный выбор |
- развитие временной перспективы, планирования и реализации своего будущего и др. | - нормативные показатели формирования целеобразования и планирования карьеры |
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждения.
Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким-то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование - потребность в профессиональном самоопределении. Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии. Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.
Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:
1. Описаны организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на уровни основного общего обучения.
2. Разработан план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на основное общее обучения.
3. Определена необходимая ресурсная база (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.
Список использованных документов и источников информации:
1. Воскобойников В.М.. Как определить и развить способности ребенка. В.М. Воскобойников. - С.-Петербург: «Респекс».1996.
2. Карнаух Ю.А.. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. Ю.А Карнаух. - Омск: «ООЦПО». 2002.
3. Климов Г.А.. Психология профессионального самоопределения. Г.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
4. Климов Е.А.. Как выбирать профессию. Е.А. Климов. - Москва: «Флинта». 1990.
5. Крюкова Е.П.. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. - Омск: «ООЦПО». 2001.
6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Л.М. Митина. - Москва: «Флинта». 1998.
7. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Осницкий А.К.. Журнал «Вопросы психологии» - 1992. № 10. - С. 30 -32.
8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8-9 классы. М. Просвещение. 1994.
9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию.Е.Н. Прошицкая - Москва: «Просвещение». 1991.
10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
11. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. Г.В. Резапкина - Москва: «Просвещение» 2000.
Приложение
Положение о профориентационной работе
в общеобразовательном учреждении
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Устава образовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и содержание профориентационной работы в образовательном учреждении.
1.3. Профориентационная работа реализуется в образовательном учреждении за счет часов компонента и дополнительного образования.
1.4. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения личности.
1.5. Профориентационная работа осуществляется с учащимися школы.
2. Задачи профориентационной работы
2.1. Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся и формирование у них практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
2.2. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в приобретении ими представлений о жизненных и социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
2.3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
2.4. Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
3. Направления профориентационной работы
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.
– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов.
– Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
– Социально-профессиональная адаптация.
– Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
4. Методы и формы профориентационной работы
4.1. Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
4.2. Формы профориентационной работы: рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, создание банка данных по профессиям, связь с предприятиями края.
5. Критерии эффективности профориентации
5.1 Предварительная классификация учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов, выбор профиля обучения на старшей ступени обучения.
5.2 Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.
Приложение 1
Положение об уголке профориентации
I. Общие положения
1. Уголок профессиональной ориентации организуется в образовательных учреждениях в соответствии с региональной концепцией профориентационной работы.
2. Уголок является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
3. Основной целью организации уголка профориентации является создание условий для организации и проведения организационно-методической работы с учителями, учащимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.
4. Основными задачами являются:
- подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей рынка труда;
- формирование у школьников профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора;
- профессиональное просвещение учащихся, их родителей;
- координация профориентационной деятельности педагогических работников в образовательном учреждении, оказание им организационной и методической помощи.
II. Организация и содержание работы кабинета
1. Ответственный за уголок назначается приказом руководителя общеобразовательного учреждения
2. Основные направления профориентационного уголка:
- ознакомление школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.
- информирование о потребностях регионального рынка труда, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;
- информирование об учебных заведениях района, края.
III. Оборудование кабинета
1. Уголок создан на базе образовательного учреждения.
2. Оформление уголка следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики.
3. В создании, оформлении и оснащении кабинета оборудованием принимают участие образовательное учреждение, муниципальный центр занятости, учреждения профессионального образования и др.
5. Информационные и учебно-методические материалы уголка должны систематически обновляться.
Рекомендации по материалами
1. Информационные материалы:
- сведения об учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), информация о предприятиях и организациях района, города, выпускаемой ими продукции, о потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;
- профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, о мире профессий, людях труда;
- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства и пр.
2. Учебно-методические материалы:
- примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей;
- рекомендации и различные методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, секций, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;
- рекомендации на литературу, дидактические материалы для проведения занятий курсов по профориентации.
Педагогическая
поддержка
социальной
адаптации
Педагогическая
поддержка
социальной
адаптации