СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие мира профессий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие мира профессий»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский педагогический колледж»

















ПРОЕКТ
на тему: «Многообразие мира профессий»

(учебная дисциплина: «Обществознание»)

Студентки группы ПНК-1А

Кузиной Ирины Михайловны





















Руководитель проекта:
Преподаватель обществознания
Лунёва Юлия Сергеевна













Дзержинск - 2019

Стр.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………………..3

Глава 1. История появления термина «профессия»……….…………..4

Глава 2. Классификация профессий…………………………………….7

Глава 3. Актуальные профессии былых времён……………………….11

Глава 4. Актуальные профессии современности……………………...16

Глава 5. Роль профессии в жизни человека…………………………....23

Заключение……………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………...25



















































Пояснительная записка

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. От выбора профессии зависит дальнейшая жизнь людей и её благополучность. Мир профессий насчитывает свыше 50 тысяч профессий и продолжает динамично изменяться. Появляются и развиваются новые виды деятельности и исчезают устаревшие.

Современные абитуриенты зачастую находятся в затруднительном положении. На фоне стремительного изменения рынка труда и соответственно перечня популярных профессий, им необходимо выбрать именно то направление, которое актуально не только в данный момент, но и будет высоко цениться через несколько десятилетий. Но, как показывает практика, далеко не всегда получается найти работу по своему желанию. И тогда, выбирать приходится из тех вакансий, которые считаются наиболее распространенными.

В 90-х годах прошлого века очень популярными были профессии юриста, бухгалтера и экономиста – этих специалистов в массовом порядке штамповали не только в вузах, но также в техникумах и лицеях. Сегодня рынок перенасыщен представителями этих профессий, причем качество образования будущих сотрудников не всегда соответствует требованиям потенциальных работодателей. И люди, зачастую вложившие немалые деньги за полученное образование, вынуждены работать не по специальности, получая гораздо меньший доход, чем более квалифицированные специалисты. Между тем, этих проблем можно избежать и уже сегодня выбрать профессию, которая будет востребованной и высокооплачиваемой в будущем.  

Цель: изучение самых востребованных профессий сегодня и 50 лет назад. Проблема исследования заключается в профессиональном самоопределении человека в жизни.                                                                                                      
Задачи:
1. Изучить историю появления термина «профессия»;

2. Рассмотреть классификацию профессий;                                                           
3. Изучить статистику популярных в мире профессий;                                                
4. Познакомиться с различными современными профессиями и профессиями былых времён;

5. Проанализировать, какова роль профессии в жизни человека;                        
6. Создание информационного буклета.                                                                 
Методы исследования:

1. Наблюдение;                                                                                                          
2. Сравнение;

3. Анализ;

4. Обобщение;

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Продукт: буклет + реферат.



Глава 1. «История появления термина «Профессия»»


Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 50 тысяч.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

Информационные материалы о профессиях, опубликованные в различных изданиях, являются наиболее полными и точными. Однако, не везде и не всегда в Вашем распоряжении может иметься удобный доступ ко всем этим материалам. Кроме того, поиск необходимой информации может быть достаточно трудным занятием, требующим определенных навыков и терпения. Иногда может потребоваться помощь других людей. Наибольший интерес могут представлять следующие источники информации:

• книги;

• газеты и журналы;

• телевидение и радио;

• видеофильмы;

• информация в глобальных компьютерных сетях.

Книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые содержат систематические сведения о разных профессиях, можно найти в библиотеках, книжных магазинах, киосках и на книжных полках у своих знакомых. Иногда в поиске и выборе необходимых книг могут помочь библиотекари, продавцы, преподаватели и профконсультанты. Литературные данные о профессиях являются самыми объективными и исчерпывающими, хотя не всегда они в должной мере современны.

В газетах и журналах иногда публикуется информация об отдельных профессиях, но чаще сообщается о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни. Правда, не все профессии в одинаковой мере представлены в прессе, а только те, которые привлекают самих журналистов и интересуют читателей.

В наше время, наряду с большим количеством художественных, развлекательных и музыкальных видеофильмов начинают появляться видеокассеты с учебными фильмами. Некоторые из них представляют собой видеоописания конкретных профессий. Вы можете узнать, как можно познакомиться с такими фильмами, у профконсультантов в центрах профориентации и центрах занятости.

О профессиях вы можете узнать в образовательных учреждениях на дне открытых дверей; в центре занятости населения, когда проходит ярмарка вакансий; от друзей и близких. Также в школах проводится тестирование на профориентацию.

Ну и наконец, пока еще самый распространённый источник информации - это глобальные компьютерные сети, такие как общепланетная компьютерная сеть INTERNET. В настоящее время в INTERNET можно найти любую информацию, какая только существует в мире. О профессиях можно узнать на специализированных интернет-ресурсах, например: career.ru, hh.ru, superjob.ru.; Компьютерная сеть позволяет не только получать любую информацию с различных узлов сети - компьютеров-серверов, но и обмениваться сообщениями с различными людьми с помощью электронной почты, а в некоторых случаях даже получать высшее образование прямо за своим компьютером.

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных. [1]



























Глава 2. «Классификация профессий»

Типы профессий



Классифицировать профессии можно по разным признакам. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Первый ярус классификаций.

Типы профессий. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда (на что направлен труд), цель труда (какова конечная цель труда), орудия труда (каким инструментом работает человек) и условия труда (где работает человек).

По первому признаку - предмет труда - все профессии и специальности можно разделить на пять типов:

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда.

Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек - техника (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций - это тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техник-сантехник). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек - Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами

4. Человек - знаковая система (З). Объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

5. Человек - художественный образ (Х). К типу "человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). [3]



Классы профессий



В пределах каждого типа профессий выделяются их класс по признаку целей. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

Второй ярус классификации.

Классы профессий.

1. Гностические профессии (Г) – (от др. греческого «гнозис» - знание). Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической.

Примеры:

Ч-П: лаборант, дегустатор.

Ч-Т: контролер готовой продукции, мастер-диагност.

Ч-Ч: следователь, социолог.

Ч-З: корректор, бухгалтер-ревизор.

Ч-Х: искусствовед, театровед.

2. Изыскательные профессии (И). В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий.

Примеры:

Ч-Т: инженер-конструктор.

Ч-Ч: воспитатель, агент по снабжению.

Ч-З: программист, математик.

Ч-Х: дизайнер, композитор.

3. Преобразующие профессии (П). Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах.

Примеры:

Ч-П: зооинженер, агроном.

Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель.



Отделы профессий



Третий ярус классификации.

Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.



Группы профессий



Четвертый ярус классификации.

Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и другие.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О). К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник, инспектор ГИБДД.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н). Наиболее яркие представители этой группы профессий: водолаз, пожарный, шахтер, космонавт.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь. [2]













































































Глава 3. «Актуальные профессии былых времён»

Почтальон



Когда мы слышим почтальон кто это, то сразу представляем человека с толстой сумкой, полной писем. С развитием интернета и сотовой связи люди стали больше общаться по электронной почте и по мобильному телефону. Однако профессия почтальон, несмотря на это печальное обстоятельство совсем не устарела. По сути, за столетия существования этой профессии все осталось по-прежнему.

Рабочий день современного почтальона начинается рано утром с раскладывания корреспонденции по «ходовику», т.е. по маршруту. Почтальон группирует газеты, журналы по улицам и домам, подписывая адреса. Сортирует письма, извещения. Также почтальон доставляет ценные письма и бандероли, пенсии, денежные переводы и пр. – их он получает под расписку и отвечает за их целостность.

Зарплата у почтальона складывается из оклада и «сдельщины», поэтому помимо корреспонденции он разносит некоторые товары (по заказу), рекламу, оформляет подписку. Чтобы поклажа не казалась почтальонам невыносимо тяжелой, им выдают специальные тележки. Так, от дома к дому они разносят почту, денежные переводы и пенсии.

Минусы профессии:

Среди минусов можно выделить явное несоответствие зарплаты затраченным усилиям. Почтальон входит в перечень самых низкооплачиваемых должностей, что, конечно, несправедливо, ведь ему весь день приходится быть на ногах и зачастую поднимать тяжелые грузы.

Еще один минус — частые встречи со злобными собаками и невменяемыми адресатами. Собаки чаще встречаются в сельских местностях, а невменяемых адресатов полно повсюду. На случай нападения почтальонам предписывается всегда иметь под рукой газовый баллончик.

Основные достоинства профессии таковы:

1) Постоянное движение. Серьезные физические нагрузки спасают от гиподинамии, застоя крови в венах, а частое пребывание на свежем воздухе способствует отличной вентиляции легких;

2) Не требуется высшего образования. В принципе для работы почтальоном вообще никакого образования не требуется, вполне достаточно владеть грамотой на уровне школьника младших классов;

3) Приятное общение. По роду службы почтальон за годы работы обрастает огромным количеством знакомств — многие с нетерпением ждут его прихода и всегда готовы напоить чаем или чем покрепче. [4]





Машинистка



Машинистка – работница, печатающая тексты на пишущей машинке.

Относится к категории технических исполнителей.

Должностные обязанности:

Выполняет машинописные работы (включая подготовку матриц для получения копий материала) с рукописных, машинописных и печатных оригиналов на пишущих машинах различных систем. Воспроизводит на пишущей машине записи, сделанные на магнитных носителях (с применением диктофонов, магнитофонов), или печатает под диктовку. Следит за состоянием пишущей машины, обеспечивает сохранность и правильный уход за ней.

Машинистка должна знать:

  • Машинопись, правила орфографии и пунктуации;

  • Стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

  • Порядок расположения материала при печатании различных документов;

  • Правила печатания деловых писем с использованием типовых форм;

  • Правила эксплуатации пишущих машинок, диктофонов, магнитофонов и т.п;

  • Основы организации труда;

  • Законодательство о труде;

  • Правила внутреннего трудового распорядка;

  • Правила и нормы охраны труда;

  • Положением о машинописном бюро; канцелярии; отделе документационного обеспечения. 

В настоящее время печатную машинку с успехом заменяют компьютеры и ноутбуки, а профессия людей осуществляющих печатание текста называется оператор компьютерного набора. [5]

























Чертёжник



Чертёжники — это люди, выполняющие любой план, схему или чертеж.  

Чертежник относится к категории технических исполнителей.

Должностные обязанности:

Выполняет чертежные работы (чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизным документам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения. Составляет схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы. Оформляет чертежи, делает необходимые надписи и проставляет условные обозначения.

Чертёжник должен знать:

  • методы и средства выполнения чертежных работ, основы технического черчения;

  • инструменты и приспособления, применяемые при черчении;

  • стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей и другой конструкторской документации;

  • основы организации труда;

  • основы законодательства о труде;

  • правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

На должность чертежника назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Сегодня компьютеры полностью заменили людей. Сейчас не встретишь человека с ватманом и станком. Многочисленные профессиональные программы для архитекторов, дизайнеров строителей-проектировщиков сделают расчеты точнее, линии четче. Человеку остаётся управлять компьютерной мышкой. [6]























Телеграфист

На сегодняшний день телеграф уже становится архаичностью. Изобретенный очень давно, он уступает свое место более совершенным приборам и оборудованию. Но даже – очень древнее изобретение человечества, остается одним из важных устройств, которые продолжают применяться в практической жизни и по сей день.

Особенности профессии:

Стоит понимать, что интернет-технологии постепенно вытесняют телеграф из жизни. Основная задача телеграфистов заключается в передаче сообщений, передаваемых от одного аппарата к другому.

Специалист должен уметь выполнять следующие действия:

  • принимать сообщения;

  • сортировать их;

  • выполнять передачу телеграмм;

  • проводить контроль, за перемещением и доставкой сообщений.

В отдельных случаях может проводиться переписка между телеграфистами, для получения защищенной информации, что используется для организации военной связи.

Для того чтобы стать телеграфистом необходимо:

  • хорошо разбираться в устройстве оборудования;

  • уметь его настраивать;

  • уметь осуществлять передачу информации, используя телеграфную связь.

Телеграфист должен:

  • правильно рассчитывать тарификацию;

  • вести учет и контроль за расходами материалов и электроэнергии;

  • вести точный и подробный учет рабочей документации.

При получении телеграммы, специалист обязан правильно ее классифицировать, отмечая категорию. От того, какая будет выбрана, зависит и скорость обработки, а так же время, затраченное на ее передачу.

Кроме того важны следующие качества:

  • хорошо знать сенсорные системы;

  • обладать хорошим вниманием;

  • отличной памятью;

  • умение контролировать свой мысленный процесс и эмоции;

  • отличаться эрудированностью;

  • быть в меру любознательным;

  • отличаться аналитическим складом ума.[7]



Ткач



Ткач (ткачиха) – мастер по производству тканей на ткацком станке.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Ткачу необходимо:

  • навыки работы на станках;

  • знать устройство станков;

  • свойства используемых волокон, получаемых тканей;

  • уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.

Важные качества:

  • Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев;

  • При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка;

  • Требуется физическая выносливость;

  • Здоровье. Ткацкий цех – очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе;

  • Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы. [8]







































Глава 4. «Актуальные профессии современности»

Статистика популярных в мире профессий на сегодняшний день



  1. Юристы. Весьма востребованы на рынке труда, но здесь необходим серьезный опыт, который приходит с годами. Это, так сказать, работа на перспективу. Профессионалы с юридическим образованием нужны практически в любой организации. Также набирает популярность профессия полицейского. Связано это с повышением зарплаты и недавними реформами.

  2. Маркетологи. Необходимы практически в любой сфере деятельности. Перенасыщенному товарами и услугами рынку требуются грамотные маркетологи, которых сейчас очень мало. Эти специалисты призваны проводить мониторинг рынка и прогнозировать, какая продукция или услуга необходимы в настоящее время.

  3. IT-специалисты. Наиболее востребованными остаются профессионалы в области информационных технологий. Потребность в таких кадрах превышает все мыслимые пределы. Компании нуждаются в системных администраторах, программистах и веб-программистах. А учитывая постоянное развитие этой сферы, спрос на IT-специалистов будет расти с каждым годом.

  4. Врач. Несмотря на то что и в прошлом профессия врача была популярной и недостатка в абитуриентах мединституты не испытывали никогда, сейчас наблюдается потребность в работниках медицинской сферы. При этом особенно востребованы специалисты узкого профиля: диетологи, логопеды, офтальмологи, отоларингологи. Но врачей, как и учителей, наблюдается явный дефицит, и эта отрасль встретит с радостью специалиста любого профиля. Наиболее же высокооплачиваемыми остаются стоматологи.

  5. Педагог - сложная, но востребованная профессия. В обязанности входит составление планов учебного процесса, обучение молодого поколения. Помимо хороших знаний определённого предмета, потребуются крепкие нервы и психологические навыки общения с детьми.

  6. Инженер. Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.

  7. Профессиональный рабочий. Речь идет о квалифицированных машинистах, слесарях, электриках, сварщиках, на которых в последние годы наблюдается постоянный спрос.

  8. Сфера сервиса и обслуживания. Сфера сервиса и обслуживания это пожалуй самая большая ветвь профессий. Она включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг, оказываемых организациями, предприятиями и физическими лицами. Сюда можно отнести все профессии занимающиеся обслуживанием, например: агент, администратор, аниматор, бариста, водитель, горничная, колорист, закройщик-портной, курьер, менеджер по персоналу, официант, охранник, парикмахер, почтальон, продавец, стилист и множество других профессий. [9]

  9. Переводчик. Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.

В 2019 году в России рискуют остаться без трудоустройства бухгалтеры, продавцы, кассиры. Это связано с автоматизацией труда и сокращением штатов. Поэтому лучше всего выбирать такое образование, которое не сузит возможности на рынке труда, а, наоборот, позволит вовремя перестроиться.[10]





























Востребованные профессии современности

Программист

Программист — специалист, занимающийся непосредственной разработкой программного обеспечения для различного рода вычислительно-операционных систем.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.

Должностные обязанности:

  • На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач разрабатывает программы выполнения вычислительных работ.

  • Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык.

  • Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений.

  • Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.

  • Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий.

  • Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями.

  • Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.

Плюсы профессии программист:

  • Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.

  • Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.

  • Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.

  • Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.

  • Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в "Силиконовую" долину (более точно ее называть "Кремниевой") для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Минусы:

  • Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.

  • Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет. [11]





















Педагог

Если расшифровать слово педагог, то с греческого перевода получится «ведущий ребенка», тот кто следит за детьми и всюду за ними следует. Еще раньше, в Древней Греции, педагогами становились рабы, потому что тогда только дети из богатых семей могли получить образование. В Риме, помимо детей, педагоги обучали новых рабов военному мастерству.

На данный момент профессия педагога является одной из востребованных профессий на всей планете. Ее можно разделить на несколько специальностей: воспитатель, учитель, вожатый, преподаватель, психолог. Все они, так или иначе, занимаются педагогикой и взаимодействуют с детьми.

В их обязанности входит обучение этикету, воспитание любви к прекрасному, развитие личных способностей ребенка, просветление в необходимых науках, выработка у своих юных подопечных уважение и интерес к дисциплине и добрым делам. Чтобы работать в сфере образования, нужно окончить высшее учебное заведение по специальности, которой хотелось бы в будущем обучать подрастающее поколение.

Требования профессии:

  • Педагоги должны заниматься организацией и проведением учебных занятий и мероприятий. Нужно знать основную информацию о каждом из обучающихся, которая поможет при взаимодействии с отдельным ребенком.

  • Учебная и воспитательная работа проводится по определенным программам, которые берутся или составляются лично специалистом этой области. Каждый раз после нового пройденного материала, который педагог объясняет учащимся, он должен повторить уже пройденное ранее для того, чтобы оно не забывалось.

  • Также учителя организовывают дополнительные занятия, на которых ребенок может проверить и дополнить свои знания, разобрать не усвоенный материал, в чем ему будет помогать, конечно же, педагог.

  • Кроме того, он следит за отношениями в коллективе, помогает учащимся преодолевать социальные проблемы, и разрешать возникшие конфликты. Для большей помощи детям, педагоги должны общаться с их родителями и вместе решать все накопившиеся вопросы.

Главное качество педагога – умение общаться с детьми, заинтересовать их учебой, правильно и доступно донести и помочь усвоить проходимый материал. Именно в этом и заключается профессия педагог. [12]









Маркетолог

Маркетолог — это специалист, который занимается изучением рыночного спроса и предложения на те или иные товары и услуги, а также организовывает сбыт продукции компании.                                                           
Ни одна компания, производящая какие-либо товары или услуги, не может обойтись без специалиста по изучению вкусов потребителей и продвижению продукции, если, конечно, она заинтересована в увеличении продаж. Поэтому профессия маркетолога перспективна и в плане карьерного роста, и в плане заработной платы.

Должностные обязанности:

  • Мониторинг и анализ текущей ситуации на рынке. Составление прогнозов развития рынка;

  • Составление рекомендаций по повышению продаж и узнаваемости бренда:

  1. рекомендации по ценообразованию;

  2. координация эффективного создания рекламы и ее использования;

  3. рекомендации мерчендайзерам по раскладке товаров;

  4. Разработка и последующая реализация стратегий продаж.

Помимо вышеперечисленных обязанностей от специалиста иногда требуется:

  • Аудит розничных торговых точек (обычно в крупных компаниях, занимающихся продажей потребительских товаров);

  • Написание статей, пресс-релизов и их публикация в профильных СМИ;

  • Участие в выставках и конференциях;

  • Поддержка и развитие интернет-сайтов (как правило, консультативного характера).

Требования к маркетологу:

  • Знание особенностей исследуемого рынка;

  • Умение заниматься аналитической работой, собирать и обрабатывать статистические данные, составлять отчеты;

  • Уверенное владение ПК и офисной техникой;

  • Умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Профильное высшее образование.

Помимо этих основных, некоторые работодатели выдвигают дополнительные требования:

  • Готовность к командировкам (поездки на конференции и выставки);

  • Знание английского языка (уровень upper-intermediate);

  • Наличие водительских прав категории В.

Профессия маркетолог – сфера деятельности творческих, неординарных личностей, но с коммерческой жилкой, не боящихся трудностей, готовых к развитию и профессиональному росту. [13]


Дизайнер

Должностные обязанности:

1. Осуществляет своевременное и качественное выполнение художественно-оформительских работ по заказам клиентов.

2. Разрабатывает проекты художественного и технического оформления изданий исходя из информации, полученной от руководителя или клиента (об адресной аудитории, о цели издания, о сроках выполнения, о требуемом качестве, пр.).

3. Составляет эскизы и выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера (в журналах, книгах, иных изданиях), проектов, отчетов, информационных и рекламных материалов; разрабатывает эскизы упаковки, товарных знаков, пр.

4. Консультирует своего непосредственного руководителя (клиента) о принципах и вариантах решения поставленных дизайнерских задач.

5. Согласовывает эскизы с непосредственным руководителем (клиентом) и подготавливает окончательные макеты информационных изданий (объявлений, ведомостей, прайс-листов, справочников, пр.), идентифицирующих материалов (визитных карточек, этикеток, упаковки, бланков, пр.), справочных изданий (адресных книг, учебных и иных пособий, пр.), художественно-публицистических изданий (книг, журналов, газет, пр.).

6. Создает иллюстрации к текстам (рисунки, схемы, графики, диаграммы, пр.), разрабатывает новые шрифты, стили оформления и пр.

7. Вносит исправления в проекты художественного и технического оформления по указанию художественного редактора.

8. Осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений персоналом предприятия (верстальщиками, художественными редакторами, пр.).

Должен знать: скульптуру; технику рисунка и живописи; основы композиции; технологию производства изделий; основы социологии, психологии и полиграфического дизайна; графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress и др.).

Профессионально важные качества:

• художественное воображение;

• пространственно-образное мышление;

• коммуникабельность;

• глазомер.[14]



Глава 5. «Роль профессии в жизни человека»



Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа обеспечивает средствами к существованию, на нее уходит много времени, она определяет круг знакомых, приносит материальное удовлетворение. От того, где, кем и как работает человек, зависит и то, как он себя чувствует, и то, как к нему относятся другие. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.

Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.

От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.





































Заключение



В современном мире очень сложно четко обозначить, что такое профессия с учетом революционных сдвигов в развитии цивилизаций и многообразия мнений людей, представляющих разные профессии и разные точки зрения на эти профессии.

Огромное количество профессий охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор.

Найти свое место в нём, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный, требующий от человека: адекватной оценки собственных возможностей; знаний, как о своих сильных сторонах, так и личностных затруднениях; овладения культурой самопознания; готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.

На сегодняшний день насчитывается более пятидесяти тысяч профессий, и у каждой из них – свое предназначение. Вместе они представляют собой общество, которое ведет человечество по пути к светлому будущему.



















































Список используемых источников



  1. История появления профессии [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1237554.html, свободный.

  2. Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» [Текст] / Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1979. – С. 264-270

  3. Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии» [Текст] / М.: Просвещение, 1983. – С. 10-13

  4. Почтальон кто это такой. Описание профессии. Особенности [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://oksait.ru/professiya/pochtalon-kto-eto5/

  5. Чертёжник::Профессия [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.joblove.ru/superjob/213501.html#.XFM6hx-3rIV, свободный.

  6. Машинистка::Профессия [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.joblove.ru/superjob/213217.html#.XFM6_B-3rIW, свободный.

  7. Телеграфист кто это: что такое, чем занимается [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://oksait.ru/professiya/telegrafist-kto-eto/, свободный.

  8. Профессия Ткач: описание, где учиться, необходимые качества [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/tkach.html, свободный.

  9. Самые востребованные профессии в России 2019 [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://edunews.ru/professii/rating/vostrebovannie-russia.html, свободный.

  10. Востребованные профессии: рейтинг специальностей на рынке труда, какую профессию выбрать? [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.aif.ru/boostbook/vostrebovannye-professii.html, свободный.

  11. Профессия программист [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-programmist.html, свободный.

  12. Педагог кто это: определение, описание профессии, особенности [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://oksait.ru/professiya/pedagog-kto-eto/, свободный.

  13. Профессия маркетолог [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: https://enjoy-job.ru/professions/marketolog/, свободный.

  14. Дизайнер::Профессия [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.joblove.ru/superjob/213099.html#.XFbv_x-3rIU, свободный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!