СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме "В мире профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме "В мире профессий" предназначен для 9 класса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении, помочь избежать ошибок в выборе профессии, вовлечь в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "В мире профессий"»

В мире профессий




Эпиграфы:
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

(Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»
(Стендаль)



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:


- Познакомить ребят с многообразием мира профессий;
- Оказать помощь в профессиональном самоопределении;
- Помочь избежать ошибок в выборе профессии;
- Вовлечь в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме.


1.Вступительное слово

Классный руководитель.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начинается с перекрестка, от которого расходится не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился?

Ну хорошо определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистике, до 80% людей работают не по специальности. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? (Высказывания детей)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников.

Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

-Нужно получить 2-3 образования

-Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов

-Нужно овладеть очень редкой профессией.

2. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. Человек – природа

  2. Человек – техника

  3. Человек – человек

  4. Человек – знаковая система

  5. Человек – художественный образ жизни

Первый тип: П. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: Т. Для них характерен общий предмет труда – техника, технические устройства.

Третий тип: Ч.Характерной чертой деятельности – воздействие на других людей.

Четвертый тип: З. Специалисты такого типа используют различные знаки

Пятый тип: ХО. Люди этого типа обладают наличием живого образного мышления.

Задание: Подберите как можно больше примеров профессий 1 типа.

Примерные ответы детей:

- ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т.п.

Задание: Ко второму типу относятся какие профессии?

Ответы детей:

-водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий ит.п.

Задание: к третьему типу относятся какие профессии?

Ответы:

Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.

К четвертому типу профессий относятся бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, программист, нотариус и т. п.

К пятому типу профессий относятся

художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.


2. Игра «Кроссворд»

А чтобы вспомнить различные профессии, я предлагаю вам отгадать кроссворд:



1




Т






2



Р








3


У












4

Д









1. Профессия типа «человек – человек», связанная с высокой моральной ответственностью.

2. Профессия типа «человек – природа», требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.

3. Распространенная профессия типа «человек – знаковая система».

4. Профессия типа «человек – художественный образ»


3. Тест «Ты и твоя профессия»

А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. В тексте 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б), в)

Нарисовать табличку для подсчета результатов тестирования:

А

1 балл

Б

2 балла

В

3 балла


Тест на слайде

1.Новогодняя ночь для вас – лучше время, чтобы:

А) выспаться;

Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

В) оказаться в кругу друзей.

2.Из трех подарков вы предпочли бы:

А) удочку, набор для вышивания;

Б) коньки или лыжи;

В) турпутевку или билет на интересное представление.

3.Отправляться в путешествие лучше всего:

А) в одиночку;

Б) с семьей или друзьями;

В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

А) почувствовали бы полную свободу;

Б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

В) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5.В свободное время вы любите:

А) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

Б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем и вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.


А теперь подсчитаем количество набранных баллов.

  • Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит. Что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения. Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера.

  • А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

  • Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком много силы и энергии. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, учителя, дилера, брокера или тренера.


Этот тест – только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей.

4. Информационный блок «Самый лучший выбор».

Итак, профессий в мире де­сятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную.

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х б=S (Плошадь классной комнаты). А что получится, если сложить три слова: «хочу», «могу» и « надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии


Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № /).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

Н

надо

а первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения



хочу



могу





Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нра­вится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитате­лем. И попала в точку. (№2.)

Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой /дачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный вы­бор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.



5.Тестирование. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов, Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

4.«Что это за профессии?»



За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист -

1) Занимается логикой;

2) специалист по управлению транспортировкой продукции;

3) организует конференции и научные саммиты.

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб – мастер -

1) Работает на компьютере;

2) разрабатывает программы;

3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов

Веб – мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог -

1) Работает на рынке ценных бумаг;

2) тот, кто изучает рынок;

3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер -

1) Ищет деньги и возможности для организаций;

2) фанат, которого занимает звезда;

3) изучает пути развития предприятия.

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. PR - агент -

1) Связан с политикой;

2) специалист по рекламе и связям с общественностью;

3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR - агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

5.Алфавит


А много ли вы знаете профессий? Попробуйте в течение 3 минут в 3 столбика написать профессии, начинающиеся на следующие буквы: «м», «н», «с».


Итак, вы получили информацию о мире профессий.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!