СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир вокруг нас" программа внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с зкологическими праздниками по календарю. 

Просмотр содержимого документа
«"Мир вокруг нас" программа внеурочной деятельности.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. г. т. Южно-Курильск»

Рекомендована Методическим «Утверждаю»

объединением учителей Директор МБОУ «СОШ п. г. т. Южно- Курильск»

МБОУ «СОШ п. г. т. Южно-Курильск» ________________ Павлюкевич Т.В.

Протокол №____ от «___» ______ 20___г. Приказ № ___ от «___» _______ 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мир вокруг нас»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


2019-2022 учебный год (135 часов)

1 класс – 33 часа (2015-2016 уч. год)

2 класс – 34 часа (2016-2017 уч. год)

3 класс – 34 часа (2017-2018 уч. год)

4 класс – 34 часа (2018-2019 уч. год)
















Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования, соответствует требованиям к со -держанию образовательных программ дополнительного образования детей, опирается на теорети- ческий, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружаю щий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология» на уроках.



Составитель: учитель Сысоева Татьяна Васильевна

п. г. т. Южно-Курильск

2019 год

Пояснительная записка


Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных универсальных учебных действий.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Мир вокруг нас» в 1 классе:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестома -тию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- анализировать объекты с целью выделения признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

- контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- действовать по плану и планировать свою деятельность;

- понимать и принимать учебные задачи, поставленные учителем;

Коммуникативные УУД:

- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.


Содержание курса (1 класс) Тема 1. Водное занятие. Экскурсия по школе. Первый учебный день первоклассника. Тема 2. Я – ученик! Правила поведения в школе. Традиции школы, класса. Законы школьной дружбы и жизни. Тема 3. Профилактика ДТП. Безопасный маршрут «Дом-школа». Создание маршрутных листов «Безопасный путь в школу и домой». Презентация. Составление памяток. Тема 4-5. Наша Родина – Россия. Россия – страна, в которой я живу, символы страны и ее достопримечательности. Конкурс рисунков. Тема 6. Моя малая родина.

Экскурсия на площадь.

Тема 7. Что такое экология? Беседа, сообщение учителя. Вопрос - ответ. Творческая работа детей. Тема 8. В гости к осени. Осенние изменения в неживой и живой природе (растительном мире). Изменения в жизни животных с приходом осени. Найти признаки осени. Тема 9. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.    

Наблюдение. Вопросы – ответы. Изготовление поделок из природного материала.

Тема 10. Комнатные растения. Беседа. Рассматривание растений. Практическая работа. Памятка о правилах ухода за растениями. Тема 11. Лес – наше богатство.

Беседа. Конкурс рисунков. Награждение победителей.

Тема 12. Лесные новости. Урок-игра. Стихи. Беседа. Спектакль «Кто живёт на дереве, кто под деревом?»

Тема 13. Воздух-невидимка. Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. Загрязнение воздуха и его охрана. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Презентация. Тема 14. Вода нужна всем. Значение воды в природе и жизни человека. Загрязнение воды и ее охрана. Итог.

Тема 15. Путешествие за капелькой воды.

Презентация. Сценка «Круговорот воды в природе».

Тема 16. «С кем дружит ель?» Конкурс стихов о елочке. Награждение победителей. Сюжетно-ролевая игра «В лес за ёлкой».

Тема 17. Мой остров. Презентация. Выставка-конкурс из фотографий. Подведение итогов.

Тема 18. Что в нашем крае растёт? Отрывок из фильма о Кунашире. Рассматривание гербария. Игра «Узнай по описанию».

Тема 19. Кто в нашем крае живёт? Песня. Вопросы – ответы. Выставка фотографий. Игры. Презентация (загадки).

Тема 20. Обитатели морей и океанов. Загадки. Рассматривание фотографий. Беседа «Влияние моря на обитателей моря и побережья». Рассказы, стихи детей о Кунашире.

Тема 21. Птицы нашего острова. Экскурсия в музей.

Тема 22. Как помочь птицам зимой? Беседа. Вопросы. Изготовление кормушек из бросового материала. Выставка работ.

Тема23. Курильский заповедник. Лекция о курильском заповеднике. Рассматривание карты заповедника. Презентация. Вопросы. Памятка «Правила поведения в заповеднике».

Тема 24. Знакомство с редкими видами животных и растений Курил. Экскурсия в музей. Вручение проспектов.

Тема 25. Береги природу! Беседа. Составление проспектов (работа парами). Выступление перед одноклассниками. Тема 26. Цветы Кунашира. Первоцветы. Презентация. Творчество детей (аппликация). Выставка.

Тема 27. День подснежника. Выставка рисунков. Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года». Рассматривание картин. Творчество детей (рисование акварелью). Выставка.

Тема 28. Вырасти сам!

Посадка и наблюдение за ростом гороха.

Тема 29-30. Планета заболела. Беседа. Презентация. Загадки. Конкурс рисунков. Выставка.

Тема 31. Трудовой десант. Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 32. Викторина «Знатоки природы».

Ответы на вопросы викторины. Разучивание физминутки «У жирафа…» Подведение итогов.

Тема 33. «Что мы узнали и чему научились за год?» Беседа. Разминка. Конкурсы. Подведение итогов. Награждение победителей.

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

№ п.п

Наименование разделов и тем

К-во ч.

В том числе


Дата


Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Я и школа (3ч)

1

Вводное занятие. Экскурсия по школе.

1


экскурсия



2

Я – ученик!

1

класс




3

Профилактика ДТП. Безопасный маршрут «Дом – школа».



1

класс





Я и мир вокруг меня (3 ч)

4-5

Наша Родина – Россия.

1

класс





6

Моя малая родина.

1



экскурсия



Времена года (10 ч)

7

Что такое экология?

1

класс





8

В гости к осени.

1



экскурсия



9

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.    

1



экскурсия



10

Комнатные растения.

1



экскурсия



11

Лес – наше богатство.

1



библиотека



12

Лесные новости.

1



библиотека



13

Воздух-невидимка.



1

класс





14

Вода нужна всем.

1

класс





15

Путешествие за капелькой воды.

1

класс









16

С кем дружит ель?

1

класс





Край, в котором я живу (14 ч.)

17

Мой остров.

1

класс





18

Что в нашем крае растёт?

1



библиотека



19

Кто в нашем крае живёт?

1



библиотека



20

Обитатели морей и океанов.

1

класс





21

Птицы нашего острова.

1



музей



22

Как помочь птицам зимой?

1

класс





23

Курильский заповедник.

1



заповедник



24

Знакомство с редкими видами животных и растений Курил.

1



музей



25

Береги природу!

1



школьная библиотека



26

Цветы Кунашира. Первоцветы.

1

класс





27

День подснежника. Выставка рисунков.

1

класс





28

Вырасти сам!

1

класс





29-30

Планета заболела.

2



библиотека



Повторение (3ч.)

31

Трудовой десант.

1



экскурсия



32

Викторина «Знатоки природы».

1



библиотека



33

«Что мы узнали и чему научились за год?»

1

класс









33








Требование к результатам обучения учащихся к концу 1 года обучения.

Учащиеся должны знать/ понимать:

- что такое экология;

- способы охраны природы;

- роль живой природы в жизни человека;

- многообразие природы;

- что такое экология; - правила поведения в природе;

- особенности природы родного края;

- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать экологические связи;

- устанавливать цепи питания;

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки; - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года; - участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Мир вокруг нас» во 2 классе:

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение структурировать знания;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение, извлечение информации;

- определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение договариваться, находить общее решение;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Содержание курса (2 класс)

Тема 1. Я – второклассник! Знакомство с программой работы кружка, с правилами поведения при проведении практических работ и наблюдений. Как правильно собирать свой портфель. Запись личных данных. Что мы можем рассказать о себе. Тема 2. Как я провёл лето? Обмен впечатлениями о проведенном лете. Выставка рисунков. Тема 3. Движение пешеходов и их обязанности. Безопасные маршруты в школу. Экскурсия. Игра «Узнай по описанию». Мини-конкурс. Работа детей. Тема 4. Общественный транспорт. Безопасность пассажиров. Правила поведения в автобусе. Беседа. Кроссворд. Инструктаж. Составление памятки. Тема 5. Моя малая Родина. Знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Отечество». Вопросы по содержанию. Песня «Что мы Родиной зовём». Рассматривание фотографий. Пословицы и поговорки о Родине. Герб Южно-Курильского района. Стихотворение «Я живу на Курилах…» Е. Сысоевой. Тема 6. Экскурсия в музей.

Тема 7. Растительный мир Курил.

Отрывок из фильма о Курилах. Работа с гербарием. Конкурс рисунков. Награждение победителей.

Тема 8. Животный мир Курил. Обитатели лесов, полей. Загадки. Презентация. Рассматривание фотографий. Работа в парах: рисунки, аппликация, лепка (по выбору). Выставка детских работ.

Тема 9. Устный журнал о птицах острова Кунашир. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы, занесённые в Красную книгу. Отрывок из фильма о птицах Курильских островов. Тема 10.Пластилиновая вазочка «Морские обитатели». Обитатели морей и океанов. Игра «Узнай по описанию». Пластилиновая вазочка «Морские обитатели». Рассматривание образца. План работы (совместно с детьми). Способы выполнения работы. Творческая деятельность детей. Выставка работ.

Тема 11. Исчезающие растения и животные родного края. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Рассматривание растений, занесенных в Красную книгу. Беседа о животных, занесенных в Красную книгу; вопросы. Презентация. Игра «Узнай по описанию».

Тема 12. Красная книга Курильских островов. Знакомство с редкими видами животных и растений Курил, мерами по их охране. Знакомство с Красной книгой. Презентация. Вопросы и ответы. Сообщения детей. Тема 13. Вулканы острова Кунашир. Фильм о нашем острове «Кунаширский дневник или с пером в руке» (режиссер Александр Вернер, Санкт-Петербург). Беседа о вулканах. Рассматривание фотографий.

Тема 14. Курильский заповедник. Знакомство с газетой «На пике вулкана». Проект «Правила поведения в заповеднике».

Тема 15. Экологические игры. Игра «Комары, лягушки, совы». Игры, подготовленные детьми. Чтение произведений художественной литературы.

Тема 16. Первые уроки экологической этики. Экологическая сценка. Игра-турнир «Что? Где? Когда?» Поздравление победителей.

Тема 17.Вода, её признаки и свойства. Проект «Сбережём капельку». Беседа. Загадки. Опыты. Сказка «Сбережём капельку». Работа в группах. Оформление книжки.

Тема 18. Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? К.И. Чуковский. Стихи.

Тема 19. Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Тема 20. Стихи, рассказы о воде и природе. Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Круговорот воды в природе.

Тема 21. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 22. Экология и мы. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком.

Тема 23. Погода. Климат.

Беседа. Рассматривание календаря природы. Правила работы с ним. Измерение температуры воздуха. Чтение рассказа о природе.

Тема 24. Предсказания погоды по народным приметам. Вопросы. Беседа. Сообщения о животных, предсказывающих погоду. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Составление книжки-малышки.

Тема 25. Почему нельзя. Будь природе другом. Занимательные задания. Беседа. Советы Эколога-гнома. Творческое задание. Конкурс рисунков. Тема 26. Экологические памятки. Загадки. Разбор экологических ситуаций. Презентация. Творчество детей (работа в парах). Выставка. Тема 27. Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Тема 28. Дом, в котором ты живёшь. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме. Выставка рисунков «Мой дом».

Тема 29. Проект «Любимые игрушки в моей семье».

Беседа. Вопросы. Выставка рисунков. Защита проектов.

Тема 30. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Работа учащихся. Выставка работ.

Тема 31. Солнце - источник тепла и света. Игра «Солнечные лучики». Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года». Презентация. Беседа. Вывод. Тема 32. Трудовой десант.

Инструктаж по ТБ. Распределение обязанностей. Работа учащихся. Подведение итогов.

Тема 33. КВН. Игра. Награждение победителей.

Тема 34. «Что мы узнали и чему научились за год?» Беседа. Разминка. Конкурсы. Подведение итогов.


Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п.п

Наименование разделов и тем

К-во час

В том числе


Дата



Аудитор- ные заня- тия

Вн



Я и школа (4 ч)

1

Я – второклассник.

1

класс



2

Как я провёл лето?

1


библиотека







3

Движение пешеходов и их обязанности. Безопасные маршруты в школу.

1


экскурсия


4

Общественный транспорт. Безопасность пассажиров. Правила поведения в автобусе.

1

класс



Край, в котором я живу (12ч.).

5

Моя малая Родина.

1

класс



6

Экскурсия в музей.

1




7

Растительный мир Курил.

1


заповед ник


8

Животный мир Курил.

1


заповед ник


9

Устный журнал о птицах острова Кунашир.

1


заповед ник


10

Пластилиновая вазочка «Морские обитатели».

1

класс



11

Исчезающие растения и животные родного края.

1



музей



12

Красная книга Курильских островов.

1

класс



13

Вулканы острова Кунашир.

1


библиотека


14

Курильский заповедник.



экскур- сия


15

Экологические игры.

1

класс



16

Первые уроки экологической этики. Принятие в юные экологи.

1


библио- тека


Вода – источник жизни на Земле (5 ч.)

17

Вода, её признаки и свойства. Проект «Сбережём капельку!» (сочинение сказки).

1

класс



18

Вода в жизни растений и животных.

1


заповед ник


19

Вода в моём доме и в природе.

1

класс



20

Стихи, рассказы о воде и природе.

1


библиотека


21

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

класс



Край, в котором я живу (5ч.)

22

Экология и мы.

1

класс



23

Погода. Климат.

1

класс



24

Предсказания погоды по народным приметам.

1


библиотека


25

Почему нельзя.

1

класс






26

Экологические памятки.

1


музей


Мой дом (4 ч.)

27

Моя семья.

1

класс



28

Дом, в котором ты живёшь.

1

класс



29

Проект «Любимые игрушки в моей семье».

1


библиоте ка


30

Дом моей мечты.

1

класс



Солнце и свет в нашей жизни (2ч.)

31

Солнце - источник тепла и света. Игра «Солнечные лучики».

1

класс



32

Трудовой десант.

1




Повторение (2 ч.)

33

КВН. Награждение победителей.

1


библиоте ка


34

«Что мы узнали и чему научились за год?» Подведение итогов.

1

класс





34





Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

- значение растений и животных для человека;

- сезонные изменения в природе;

- условия необходимые для развития растений;

- простейшие взаимосвязи в живой природе, использование этих знаний для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

- знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

Учащиеся должны уметь:

- ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопас- ности при проведении опытов;

- на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энцикло­педии);

- выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

- подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края;

- уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Мир вокруг нас» в 3 классе:

Познавательные УУД:

- умение работать с различными источниками информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор эффективных способов решения задач;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение, извлечение информации;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

Регулятивные УУД:

- преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать ориентиры действия и построение основы в сотрудничестве с учителем;

- различение способа и результата действий;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- работать в группе (распределять работу между участниками, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы).

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологии.

Личностные УУД:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Содержание программы (3 класс)

Тема 1. Вводное занятие. Я – третьеклассник. Знакомство с программой работы кружка, с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ и наблюдений.

Тема 2. Моя малая родина.

Знакомство с историей посёлка. Флаг Южно-Курильского района, герб п.г.т. Южно-Курильск. Символы Курил. Рисование по представлению. Выставка фотографий. Тема 3. Мы жители планета Земля. Создание ситуации понимания единства всех существ на Земле. Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях. Сочинение сказки «Фантастические приключения». Тема 4. Домашние животные. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Аппликация (работа в группах). Выставка работ. Тема 5.Всё о чёрном коте. Игровой аукцион «Кот в мешке». Загадка. Пословицы и поговорки. Разучивание песни «Чёрный кот». Знакомство с Матильдой и Клеопатрой. Игры - лоты (см. папку). Награждение победителей. Тема 6. Уход за домашними животными. Беседа. Вопросы. Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев. Тема 7. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Разучивание песни «Кошка беспородная» Андрея Пряжникова. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе за тех, кого приручили». Тема 8.М.М. Пришвин о природе. Знакомство с творчеством писателя. Выставка книг М.М. Пришвина. Чтение отрывков из художественных произведений. Мультфильм «Серая Шейка». Тема 9.Сочинение «Сказки о животных». Беседа о животных. Выставка книг. Составление плана. Творческая работа детей. Оформление работ. Издание книжки – малышки.

Тема 10-11. «Лесная газета» В.В. Бианки. Беседа о творчестве писателя. Презентация. Чтение отрывков из «Лесной газеты». О чем я узнала из книжек? Занимательные задачки. Мультфильм.

Тема 12.Иллюстрирование произведений В.В. Бианки. Знакомство с художниками – анималистами. Рассматривание иллюстраций к книгам писателя. Моя любимая книга. Работа детей. Выставка. Подведение итогов.

Тема 13. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Имунная защита человека. Мини-сочинение «Защити себя».

Тема 14. Экскурсия к морю. Расширить представление о жизни морских обитателей. Учить видеть красоту моря. Соблюдать технику безопасности во время прогулок и наблюдений.

Тема 15. Коллективная работа «В подводном царстве». Загадки о животных. Рассматривание обитателей подводного мира (презентация). Составление плана работы. Творчество детей. Выставка работ. Награждение победителей.

Тема 16. День моржа. Обитатели морей и океанов. Загадки. Презентация. Рассматривание фото - графий. Работа в группах: рисунки, аппликация, лепка. Выставка детских работ.

Тема 17.Река Тятинка (рисование + аппликация). Беседа о водоемах Кунашира. Знакомство с реками и озерами. Презентация. Творческая работа детей. Подведение итогов. Выставка детских

Тема 18.Вулканы острова Кунашир Я рисую вулканы… Фильм о нашем острове «Кунаширский дневник или с пером в руке» (режиссер Александр Вернер, Санкт-Петербург). Беседа о вулканах. Презентация. Работа детей. Выставка детских работ.

Тема 19.Лекция «Охрана наших недр». Знакомство с полезными ископаемыми.

Лекция. Практическая работа «Рассматривание полезных ископаемых». Кроссворд «Полезные ископаемые». Итог.

Тема 20.Экскурсия. «Следы. Фонологические наблюдения. Кто как проводит зиму».

Беседа. Наблюдения в природе. Рассматривание следов. Дидактическая игра. Мультфильм «Серая Шейка».

Тема 21.Прогноз погоды «Живые барометры» (Как предсказывают погоду собаки, кошки, гуси и т.д.).

Вопросы. Беседа. Сообщения о животных, предсказывающих погоду. Народные приметы. Выставка рисунков.

Тема 22. Водица-царица. Три состояния воды.

Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Тема 23. Спектакль «Зачем зимой снег?» Опыты со снегом. Кукольный спектакль. Опыты со снегом. Конкурс снежных фигур. Подведение итогов. Награждение победителей.

Тема 26.Конкурс плакатов «Берегите лес от пожаров!» Беседа. Презентация. Отрывок из мультфильма «Бемби». Работа детей (в группах). Награждение победителей.

Тема 27-28. Красная книга – способ защиты редких видов растений и животных.

Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок. Красная книга острова Кунашир.

Тема 29.Растения-лекари (устный журнал). Журнал «растения-лекари». Парад растений. Рецепты применения. Это нужно знать. Игротека: соревнование «Знатоки природы». Итог.

Тема 30.Зеленая аптека (выступление агитбригады). Сообщения (загадка; описание; рецепт применения; правила сбора)

Подорожник, ромашка аптечная, ландыш майский, липа Тема 31.Экологическая игра «Поле чудес» по теме «Охрана природы».

Беседа. Игра. Награждение победителей.

Тема 32. Трудовой десант.

Инструктаж по ТБ. Распределение обязанностей. Работа учащихся. Подведение итогов.

Тема 33.Экскурсия в музей. Тема 34. Что мы узнали за год? Подведение итогов. Награждение. Игра «Поле чудес».


Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

В том числе

Дата



Я и школа (2 ч.)

1

Вводное занятие. Я – третьеклассник.

1

класс



2

Моя малая родина.

1


библио тека


Человек и животные (11ч)

3

Мы жители планеты Земля.

1

класс



4

Домашние животные.

1


библио тека


5

Всё о чёрном коте. Игровой аукцион «Кот в мешке».

1

класс



6

Уход за домашними животными.

1

класс



7

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1


библио тека


8

М.М. Пришвин о природе.

1


библио тека


9

Сочинение сказки о животных.

1

класс



10-11

«Лесная газета» В.В. Бианки.

2


библио тека


12

Иллюстрирование произведений В.В. Бианки.

1

класс



13

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

1

класс



Вода – источник жизни на Земле (4 ч.)

14

Экскурсия к морю.

1


экскур- сия


15

Коллективная работа «В подводном царстве» (аппликация).

1

класс



16

День моржа. Обитатели морей и океанов.

1


библио тека


17

Река Тятинка (рисование + аппликация).

1

класс



Край, в котором я живу (13ч.)

18

Вулканы острова Кунашир. Я рисую вулканы…

1


музей


19

Лекция «Охрана наших недр». Знакомство с полезными ископаемыми.

1

класс



20

Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения. Кто как проводит зиму».

1


экскур- сия


21

Прогноз погоды «Живые барометры» (Как предсказывают погоду собаки, кошки, гуси и т.д.).

1


библио тека


22

Водица-царица. Три состояния воды.

1

класс



23

Спектакль «Зачем зимой снег?» Опыты со снегом.

1

класс



24-25

Экологические катастрофы. Экологические памятки для взрослых и детей.

2


музей


26

Конкурс плакатов «Берегите лес от пожара!»

1

класс



27-28

Красная книга – способ защиты редких видов растений и животных.

2


библио тека


29

Растения-лекари (устный журнал).

1


библио тека


30

Зеленая аптека (выступление агитбригады).

1


библио тека


Повторение (4 ч.)

31

Экологическая игра «Поле чудес».

1

класс



32

Трудовой десант.

1




33

Экскурсия в музей.

1


экскур- сия


34

«Что мы узнали и чему научились за год?»

1

класс





34





Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

- взаимосвязи в природе, место человека как части природы;

- свойства воды и воздуха;

- состав и свойства почвы;

- характеристику природных сообществ, влияние человека на сообщества;

- погодные явления края и условные знаки.

Учащиеся должны уметь:

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды;

- сравнивать свойства воды и воздуха;

- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- характеризовать кругооборот воды в природе;

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- проводить несложные наблюдения.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Мир вокруг нас» в 4 классе:

Личностные УУД:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

гуманистическое сознание;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные УУД:

- формулировать познавательную цель;

- формулировать проблему с помощью учителя;

- работать с разными видами информации;

- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание);

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- умение организовывать свою работу;

- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

- различение способа и результата действий;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

- освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слу­шания:

выразительно читать и пересказывать текст;

- задавать и уточнять вопросы;

- понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;

- использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


Содержание программы (4 класс). Тема 1. Вводное занятие. Я перешёл в 4 класс! Знакомство с программой работы кружка, с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ и наблюдений. Законы общения. Законы школьной дружбы и жизни. Мои учебные достижения. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Тема 2. Как, когда и почему возникли школы.

Первые школы. Чем они отличались от современных. Рисование на тему «Школа будущего». Выставка рисунков.

Тема 3. История нашей школы.

История Южно-Курильской школы. Традиции школы. Гордость школы. Воспоминания бывших учеников. Оформление альбома.

Тема 4. Профессии моих родных.

Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.

Альбом «Профессии моей семьи».

Тема 5. Герб моей семьи.

Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба.

Составление герба и девиза своей семьи.

Тема 6-7. Вредные привычки. Рассказывать о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Устный журнал «Как медведь трубку курил». Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!»

Тема 8-9. Секреты здоровья. Занимательные задания. Беседа. Советы Эколога-гнома страны Здоровья. Творческое задание. Конкурс рисунков. Награждение победителей. Игра. Награждение победителей. Тема 10. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов. Экологический проект «Почему нужно защищать природу». Вручение сертификатов. Тема 11. Книги – помощники исследователей. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с научно – популярной литературой о природе. Тема 12. Я – исследователь. О чём расскажет галька? Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации – эксперимент. Работа с природным материалом. Рисование гуашью (роспись). Выставка работ. Тема 13. Жизнь на Земле. Наша земля на карте полушарий. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным мирами в разные эпохи развития Земли. Работа по карте полушарий. Тема 14. Географическое положение нашей области. Поверхность нашего края. Работа с картой. Карта России, Сахалинской области, Курильских островов. Практичес- кая работа «Рассматривание полезных ископаемых». Кроссворд «Полезные ископае –мые». Итог. Тема 15. Времена года на Земле. Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе Курильских островов. Сравнение времён года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки осени. Рассказать о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 2-3 недели. Тема 16. Землетрясение 1994 года (Курильские острова). Правила поведения во время землетрясения. Презентация. Составление памяток. Тема 17. В гостях у ёлочки. Новогоднее турне «Как ёлка наряжалась». Как встречают Новый год люди всех земных широт. Экологическая сценка. Конкурс стихов о елочке. Презентация (история создания елочных украшений). Выставка новогодних игрушек. Поздравление победителей. Тема 18. Водные богатства нашего края. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов». Беседа, сообщения учеников. Презентация. Поэтапная работа детей. Защита проектов. Тема 19. День кита. Влияние человека на обитателей моря и побережья. Рассказы, стихи детей о Кунашире. Презентация. Работа в группах: аппликация. Подведение итогов. Тема 20. В гостях у жителей подводного царства (игра «Поле чудес»). Беседа. Выставка фотографий. Игра. Награждение победителей. Тема 21. Курильский заповедник. Лекция о курильском заповеднике. Презентация. Вопросы. Памятка «Правила поведения в заповеднике». Конкурс открыток ко Дню рождения заповедника. Тема 22. Вулканы острова Кунашир. Фильм о нашем острове. Беседа о вулканах. Выставка фотографий.

Тема 23. Знатоки родного края («Своя игра»). Беседа. Игра. Викторина для зрителей. Награждение победителей. Тема 24. Природа и музыка. Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Времена года». Презентация. Слушание музыки. Рассматривание картин. Итог. Тема 25. Музыкальная капель. Конкурс песен, стихов, рисунков о природе. Награждение победителей. Тема 26. Планета заболела! Беседа. Презентация. Работа в группах. Составление предупреждающих знаков. Отчет о проделанной работе. Тема 27. Конкурс плакатов и пиктограмм «Планета заболела!» Презентация. Беседа. Вопросы. Рабата учащихся. Выставка плакатов. Награждение победителей. Тема 28-29. Проект «Садовая история». Знакомство со сказкой. Распределение ролей. Подготовка спектакля. Репетиции. Выступление перед учениками 1-2 классов. Тема 30. Фестиваль цветов. Конкурсы: «Загадки о цветах», «Стихи о цветах», «Легенды о цветах», «Искусство составления букета», «Песни о цветах». Астрология и цветы. Подведение итогов. Тема 31. Пластилиновый букет. Кроссворд о цветах. Рассказ «Мой любимый цветок». Рассматривание об- разца. Составление плана работы (этапы). Способы выполнения работы. Детское творчество. Выставка работ. Тема 32. Практическое занятие «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. Тема 33. Тайник Вселенной. Выставка экологических работ. Праздник «Папа, мама, я – экологическая семья». Тема 34. Экскурсия в музей.

Календарно-тематическое планирование ( 4 класс)

№ п.п

Наименование разделов и тем

К-во час.

В том числе

Дата


Аудиторные занятия

Внеаудитор ные занятия

Я и школа (3 ч.)

1

Вводное занятие. Я перешёл в 4 класс!

1

класс



2

Как, когда и почему возникли школы.

1

класс



3

История нашей школы.


1

класс



Мой дом (4 ч.)

4

Профессии моих родных.

1


библиотека


5

Герб моей семьи.

1

класс



6-7

Вредные привычки.

2


библиотека


8-9

Секреты здоровья.

2

класс



Мой край (8 ч.)

10

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи.

1


заповедник


11

Книги – помощники исследователей.

1


библиотека


12

Я – исследователь. О чём расскажет галька?

1


музей


13

Жизнь на Земле. Наша земля на карте полушарий.

1

класс



14

Географическое положение нашей области. Поверхность нашего края.

1

класс



15

Времена года на Земле. Наблюдение над сезонными изменениями в живой и неживой природе Курильских островов.

1

класс



16

Землетрясение 1994 года (Курильские острова). Правила поведения.

1


заповедник


17

В гостях у ёлочки. Новогоднее турне «Как ёлка наряжалась».

1

класс



Вода – источник жизни на Земле (3 ч.)

18

Водные богатства нашего края. Экологический проект «Человек и его деятельность причина загрязнения водоёмов».

1


библиотека


19

День кита. Влияние человека на обитателей моря и побережья.

1


заповедник


20

В гостях у жителей подводного царства.

1


заповедник


Мой край (11 ч.)

21

Курильский заповедник.

1


заповедник


22

Вулканы острова Кунашир.

1


заповедник


23

Знатоки родного края («Своя игра»)

1

класс



24

Природа и музыка.

1

класс



25

Музыкальная капель.

1

класс



26

Планета заболела!

1


библиотека


27

Конкурс плакатов и пиктограмм «Планета заболела!»

1


Музыкаль ная школа


28

Проект «Садовая история»

1

класс



29

Проект «Садовая история»

1

класс



30

Фестиваль цветов.

1

класс



31

Пластилиновый букет.

1

класс



Повторение (3 ч.)

32

Трудовой десант.

1




33

Тайник Вселенной.

1


библиотека


34

Экскурсия в музей.

1


музей




Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 года обучения. Учащиеся должны знать/понимать:

- понимать необходимость посильного участия в охране при­роды родного края,

ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения на природе;

- знать взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

- использовать словарь и тексты хре­стоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объ­екты;

- соблюдать правила экологического' поведения в природе;

- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

- пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.


Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, трудовая, элементы проектной деятельности с использованием бесед, экологических игр, экскурсий, наблюдений, опытов, заочных путешествий, художественного творчества, работы с книгой, спектаклей, викторин, совместной деятельности обучающихся и родителей.


Формой занятий учащихся является специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.

Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

- будут иметь позитивный социальный опыт (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);

- социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;

- о способах нахождения обработки и нахождения информации;

- духовно-нравственные приобретения.

2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;

- приобретут общечеловеческие нравственные качества;

- стремление к коллективной творческой деятельности;

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

- опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

- опыт самостоятельного поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.

- опыт взаимоотношения с разными людьми;

- опыт перехода от одного вида общения к другому;

- опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

- опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;

- опыт самоорганизации;

- опыт социально приемлемых моделей поведения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!