урок по математике и основам безопасности жизнедеятельности
Тема: “Закрепление пройденного на уроках математики в 6 классе”. “Повторение правил поведения в чрезвычайных ситуациях”.
Цели:
привитие интереса к предметам “Математика” и “Основы безопасности жизнедеятельности” через практическое решение задач по математике.
Организационный момент.
Класс делится на группы
Учитель : – Сегодня мы продолжаем решать примеры на развитие и закрепление вычислительных навыков, решать задачи на повторение, но так как сегодня у нас необычный урок , то и задания будут необычные.
– Вы знаете, что опасности подстерегают нас в квартире, на улице, в лесу. Ученые давно пришли к выводу, что наша планета – не просто кусок камня в бесконечном космосе, а организм, живущий по своим законам. Люди должны знать эти законы и учитывать в своей деятельности, чтобы по возможности правильно себя вести и не попасть в беду.
– Чтобы такого не случилось, надо уметь предвидеть опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. Умению противостоять невзгодам, прийти на помощь другим людям должен научить нас этот урок. Дома вы самостоятельно работали с разными источниками информации и сегодня сможете поделиться своими знаниями.
. Устная работа.
Учитель раздает карточки с примерами группам состоящих из трех человек. Решив примеры, ученики должны найти нужную букву, ее номер и угадать зашифрованные слова.
– Прочитайте слова, ответьте, что они означают.
Образец карточки.
1. | ()3 | 5. | | 9. | | 13. | 3,9 : 3 | 17. | 4 – 2 |
2. | 1– | 6. | | 10. | * 12 | 14. | 27,4: 2 | 18. | |
3. | | 7. | (2 + | 11. | – 12 + 8 | 15. | 25 * 0,4 | 19. | -2-1 |
4. | 0*5 | 8. | от 10 | 12. | -20 -8 | 16. | 12 *0,1 | 20. | -1,2 * 6 |
У вас получились слова: землетрясение, оползень, циклон, цунами, пожары.
Группа, первая, разгадавшая слово рассказывает о этом природном явлении.
Учитель задает вопросы: Вспомним, что означают данные опасные явления? Как правильно вести себя в каждом случае? Что вы знаете об этих стихийных бедствиях?
Учитель выслушивает ответы учащихся, комментирует их, дополняет. В результате дети получают следующую информацию:
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. За время существования человечества в результате землетрясений погибли миллионы людей, были разрушены сотни городов.
Китай, 1976г. – самая страшная и разрушительная трагедия столетия, унесшая жизни более полумиллиона человек. Образовались огромные трещины, одна поглотила больницу и переполненный пассажирами поезд.
Оползень – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. В Италии в 1963 г. оползень объемом 240м3 накрыл 5 городов, погубив 3000 человек.
Циклон – область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Причиной возникновения бурь, ураганов, смерчей служит образование в атмосфере тропических циклонов. Циклоны: скорость перемещения от 50-60 км/ч до 150-200км/ч.
Цунами – гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов. Ураган Анжела, 1995г. буйствовал в Хабаровском крае, Сахалине и Камчатской области. Цунами: недавняя страшная трагедия около берегов Таиланда, погибло более 240000 человек.
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Пожары и взрывы – самые распространенные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Каждые 2-3 минуты в нашей стране вспыхивают пожары: 1993 г.– пожар на Камском автомобильном заводе, 2000 г. – страшный пожар на Останкинской телебашне. Крупный пожар в здании, в котором находилась редакция газеты “Комсомольская правда”, 2006г. Огонь помогает людям, без него мы не представляем жизни, но и наносит урон, приносит смерть.
С сообщением выступают два ученика:
Физкультминутка. На столе приготовлены шесть стаканов – три пустых и три наполненных водой.
Вопрос: Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан.
Учитель: – Сейчас переходим к решению задач, непосредственно связанных с чрезвычайными ситуациями
Каждая группа получает задачу о том природном явлении.
Решение задач
Всего на Земле ежегодно возникает около 200 тыс. лесных пожаров. Из этого числа лишь 20 тыс. – по вине молнии. Остальные ложатся на вину конкретных людей. Какой процент пожаров возникает по вине людей?
Канада. 1911 г. Город Кокран – центр горнорудной и лесной промышленности. Лето в тот год было жарким и очень засушливым. Крестьяне воспользовались жарой и засухой, чтобы расширить свои наделы: вырубали лес, а кустарники и поваленные стволы поджигали, дабы облегчить свой труд и удобрить землю золой. Подул ветер, возник лесной пожар. Утро, 8 часов, огненный ад уже в 35 км от Кокрана. Около 15 ч огонь был в городе. С какой скоростью двигался пожар?
Скорость движения цунами достигла 800 км/ч. Отдыхающие получили предупреждение всего за 6мин до подхода цунами к берегу. Вычислить на каком расстоянии от берега находилась гигантская волна в момент получения предупреждения? На какое расстояние смогут убежать люди за эти 6мин, если скорость бегущего человека считать равной 12 км/ч? Смогут ли они спастись?
Рассчитайте, за какое время до вас дойдет ураган или буря, если расстояние между вами и границей этих опасных природных явлений составляет 12 км, а скорость, с которой движется ураган 100 км/ч.
Пожарная машина была задержана у семафора на 16 мин и ликвидировала опоздание на перегоне в 80 км, увеличив скорость на 10 км/ч. С какой скоростью должна была ехать машина?
Группа решившая задачу оформляет ее решение на доске. Остальные группы совместно с учителем проверяют решение и задают вопросы по решению задачи.
Подведение итога урока.
Учитель: – Сегодня на уроке мы с вами решали примеры и задачи по теме: “Безопасность и защита детей в чрезвычайных ситуациях”, повторили правила поведения в экстремальных обстоятельствах. Надеюсь, что эти знания пригодятся вам в жизни, и в нужный момент вы не растеряетесь, быстро и правильно будете действовать в той или иной ситуации.
формула безопасности:
1) Предвидеть опасность.
2) По возможности – избегать её.
3) При необходимости – действовать решительно и четко.
4) Бороться до последнего, активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому её оказывать.
Рефлексия.
У каждого ребенка лежат на столе смайлик, без личика. Ему надо дорисовать личико и показать всем, понравился урок или нет. ( смайлик с веселой улыбкой- на уроке было интересно, познавательно, смайлик с грустной улыбкой- было скучно