Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Цель урока : обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций.
Задачи:
Образовательные: научить обучающихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена.
Развивающие: совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Эпиграф.
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Дежурный докладывает об отсутствующих. |
Мотивационный этап. | Эпиграфом к уроку я взяла слова «Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ» Любой живой организм представляет собой огромный химический завод, где каждую секунду происходит множества реакций. Обязательным условием существования всех живых организмов, в том числе и человека, является постоянный обмен веществами и энергией с внешней средой. Что поступает в организм человека из окружающей среды? В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни . поэтому подходит эпиграф к нашему уроку? | Из окружающей среды в организм человека поступают питательные вещества, кислород, вода. Да без химических реакций невозможна жизнь. |
Актуализация знаний | 1.Что такое химическая реакция? 2. В чем заключается сущность химической реакции? 3.Укажите известные вам признаки химических реакций? 4.Каковы условия течения химических реакций? | Химическая реакция – процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие. Атомы не разрушаются, а перегруппировываются Изменение цвета Выпадение осадка Выделение (растворение) газа. Выделение(поглощение) тепла или света Изменение запаха Соприкосновение Нагревание Действие электрического тока, света Применение катализатора |
Основной этап | Сегодня мы с Вами на уроке проведем игру «Я знаю реакции» Она будет состоять из четырех раундов. В каждом раунде вы будите получать оценку в лист самоконтроля. В конце урока мы выводим оценку за урок. Итак, раунд 1 «Узнай себя» Вам были розданы карточки с реакциями, у каждого своя. Ваша задача расставить коэффициенты в уравнении. Затем я называю тип реакции и тот, у кого реакция этого типа сдает листочек. (проверка в ходе урока, листочки возвращаются и оценка выставляется в первую колонку листа самооценки) Раунд 2. «Эстафета» На доске записаны уравнения реакций. Каждому ряду по цепочке нужно определить тип реакции и расставить коэффициенты. Победители ставят себе 5 во вторую колонку (ошибки недопустимы). Раунд 3. « Я химик» Группы по четыре человека. Выданы реактивы. Каждой группе нужно провести свой опыт и записать уравнение реакции. (Оценки выставляет в третью колонку) Раунд 4. «Соотнести» На доске записаны уравнения, каждый ряд обсуждает на местах выполнение. У них на столах карточки с типом реакции. Нужно закрепить эти карточки напротив того, типа реакции, которому соответствует.(Оценка в четвертую колонку). | Расставляют коэффициенты. Сдают листочки, когда назовут его тип реакции. На скорость выполняют по очереди задания у доски. Одна команда выбирает только реакции соединения и обмена, другая- разложения и замещения. Проводят опыт и представитель записывает уравнение реакции на доске. Обсуждают типы реакций, распределяют карточки и представитель их размещает на доске. |
Рефлексия | Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? Что вызвало затруднения? | На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение. |
Итог | Выставление оценок. Складывают свои оценки и делят на 4. Листы самоконтроля сдают подписанные. | |
Домашнее задание | Упражнение 4 в конце параграфа. | |
Задания для раунда «Эстафета»
Fe3O4 + 4H2 3Fe + 4H2O
MnO2 + Al Mn + Al2O3
Ca + 2HCl CaCl2 + H2
2NO + O2 2NO2
CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O
CaO + H2O Ca(OH)2
2KOH + H2SO4 K2SO4 + 2H2O
Fe2O3 + 6HCl 2FeCl3 + 3H2O
2NO + O2 2NO2
4HNO3 2H2O + 4NO2 + O2
CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + Na2SO4
CaCO3 CaO + CO2
2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2
2Na + 2H2O 2NaOH + H2
CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
Al2O3 + 6HCl 2AlCl3 + 3H2O
Задания для раунда «Соотнеси»
H2O = H2 + O2
Na2O + H2O = NaOH
CO + O2 = CO2
SO2 + O2 = SO3
NH4NO3 = N2O + H2O
KClO3 = KCl + O2
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3+ H2O
Ca + O2= CaO
Mg + CuO = MgO + Cu
CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2
H2SO4+ Al = H2 + Al2(SO4)3
Zn + FeCl3 = ZnCl2 + Fe
FeBr3 + Cl2= FeCl3 + Br2
NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O
AgNO3 + Al = Ag + Al(NO3)3
CaCl2 + AgNO3 = CaNO3 + AgCl
Na2SO4 + BaCl2 = NaCl + BaSO4
CaO + H2O Ca(OH)2
CuCl2 + KOH Cu(OH)2 + KCl
Zn + H2SO4 ZnSO4 + H2
CaCO3 CaO + CO2
CaO + H2O Ca(OH)2
CuCl2 + KOH Cu(OH)2 + KCl
Zn + H2SO4 ZnSO4 + H2
CaCO3 CaO + CO2
CaO + H2O Ca(OH)2
CuCl2 + KOH Cu(OH)2 + KCl
Zn + H2SO4 ZnSO4 + H2
CaCO3 CaO + CO2
CaO + H2O Ca(OH)2
CuCl2 + KOH Cu(OH)2 + KCl
CaO + H2O Ca(OH)2
Раунд 3 «Я химик»
Задание для первой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию разложения.
Допишите уравнение реакции: H2O2 = ….+ ….
Задание для второй группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию соединения.
Допишите уравнение реакции: Fe + S=……
Задание для третий группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию обмена.
Допишите уравнение реакции: NaOH+ HCl = ….+ ….
Задание для четвертой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию замещения.
Допишите уравнение реакции: Zn + HCl = ….+ ….
Раунд 3 «Я химик»
Задание для первой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию разложения.
Допишите уравнение реакции: H2O2 = ….+ ….
Задание для второй группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию соединения.
Допишите уравнение реакции: Fe + S=……
Задание для третий группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию обмена.
Допишите уравнение реакции: NaOH+ HCl = ….+ ….
Задание для четвертой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию замещения.
Допишите уравнение реакции: Zn + HCl = ….+ ….
Раунд 3 «Я химик»
Задание для первой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию разложения.
Допишите уравнение реакции: H2O2 = ….+ ….
Задание для второй группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию соединения.
Допишите уравнение реакции: Fe + S=……
Задание для третий группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию обмена.
Допишите уравнение реакции: NaOH+ HCl = ….+ ….
Задание для четвертой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию замещения.
Допишите уравнение реакции: Zn + HCl = ….+ ….
Раунд 3 «Я химик»
Задание для первой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию разложения.
Допишите уравнение реакции: H2O2 = ….+ ….
Задание для второй группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию соединения.
Допишите уравнение реакции: Fe + S=……
Задание для третий группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию обмена.
Допишите уравнение реакции: NaOH+ HCl = ….+ ….
Задание для четвертой группы:
Выберите реагенты и проведите реакцию замещения.
Допишите уравнение реакции: Zn + HCl = ….+ ….
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Разложения
Обмена
Соединения
Замещения
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |
Лист самоконтроля
_______________________________________
Раунд 1 | Раунд 2 | Раунд 3 | Раунд 4 | Итог |
| | | | |