СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии в 9 классе на тему : « Азотная кислота,строение, свойства, применение»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме игры- путешествия и так , чтобы, изучая новый материал, учащиеся могли привлечь ранее приобретенные знания: строение атома азота, типы химической связи, электролитическая диссоциация, ОВ реакции, техника безопасности при проведении эксперимента. Тип урока : комбинированный урок. Место урока в системе обучения. Урок проводится в 9 классе после изучения азота , аммиака до изучения солей азотной кислоты. Цели. 1) Рассмотреть оксиды азота, на их примере повторить классификацию и свойства оксидов. Изучить свойства азотной кислоты , отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты. 2)Способствовать развитию у учащихся интереса к химической науке; развивать умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы. 3) Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу. ^ Методы и методические приемы. Рассказ с элементами беседы; словесные; наглядные; эксперимент. Оборудование и реактивы. На каждом столе перед учащимися схема взаимодействия азотной кислоты с металлами , тесты для закрепления изученного материала, растворы азотной кислоты(конц. и разб.), медь, стеклянная и фарфоровая посуда.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии в 9 классе на тему : « Азотная кислота,строение, свойства, применение»»

Разработка урока по химии в 9 классе на тему : « Азотная кислота, строение, свойства, применение»


Урок построен в форме игры- путешествия и так , чтобы, изучая новый материал, учащиеся могли привлечь ранее приобретенные знания: строение атома азота, типы химической связи, электролитическая диссоциация, ОВ реакции, техника безопасности при проведении эксперимента.


Тип урока : комбинированный урок.

Место урока в системе обучения. Урок проводится в 9 классе после изучения азота , аммиака до изучения солей азотной кислоты.

Цели. 1) Рассмотреть оксиды азота, на их примере повторить классификацию и свойства оксидов. Изучить свойства азотной кислоты , отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

2)Способствовать развитию у учащихся интереса к химической науке; развивать умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы.

3) Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу.

^ Методы и методические приемы. Рассказ с элементами беседы; словесные; наглядные; эксперимент.

Оборудование и реактивы. На каждом столе перед учащимися схема взаимодействия азотной кислоты с металлами , тесты для закрепления изученного материала, растворы азотной кислоты(конц. и разб.), медь, стеклянная и фарфоровая посуда.

^ План урока.

- Остановка №1 «Оксиды азота»( повторение)

- Остановка №2 «Состав и строение молекулы азотной кислоты»

-Остановка №3 « Физические свойства азотной кислоты и химические свойства азотной кислоты»

-Остановка №4 « Получение азотной кислоты и ее применение»

- Остановка №5 « Закрепление материала( тест по вариантам)»


^ Ход урока.

Учитель сообщает тему урока(на доске), цели урока , а также о том, что сегодня урок необычный , а в виде путешествия ( на каком транспорте учащиеся выбирают сами), в результате которого мы познакомимся и изучим азотную кислоту. Итак поехали.

На остановке№1 задание: Вспомнить и написать формулы оксидов азота. Какие оксиды называются солеобразующими, какие – несолеобразующие? 

Один из учеников записывает на доске, остальные самостоятельно в тетрадях - формулы пяти оксидов азота , называют их , устанавливают соответствие между оксидами и кислотами.

Остановка №2. Задание: записать на доске молекулярную формулу азотной кислоты, вычислить ее молекулярную массу и отметить степени окисления элементов. Составить структурную формулу ее.

Тип химической связи - ковалентная полярная.

Н – О—N = О 
//
О

Остановка №3.Учитель демонстрирует флаконы с разбавленной и конц. кислотой. Опишите физические свойства , которые вы наблюдаете.

Ученики описывают азотную кислоту как жидкость тяжелее воды, желтоватого цвета, с резким запахом . Раствор азотной кислоты без цвета и запаха. Учитель добавляет , что температура кипения кислоты + 83 С, при хранении она желтеет, т.к под действием света или при нагревании частично разлагается . Записать уравнения реакции разложения кислоты :

4HNO3=2H2O +4NO2 + O2

Задание. Вспомнить и перечислить с какими веществами реагирует азотная кислота? При взаимодействии металлов с азотной кислотой выделения водорода не происходит. Учащиеся называют и записывают в тетрадях уравнения реакций в свете ТЭД. Вспомнить и повторить правила техники безопасности при работе с кислотами.

Учитель предлагает обратиться к специфическим свойствам азотной кислоты и демонстрирует опыт : взаимодействие конц. азотной кислоты с медью. Записываем уравнение реакции, составляем электронный баланс:
Cu + 4HNO3= Cu(NO3)2 + 2NO2+2H2O
N+5+ 1e --- N+4 2

Cuo – 2e -- Cu +2 1


^ Не реагирует с азотной кислотой(любой концентрации) платина и золото.
Не реагируют с конц. кислотой : хром, железо Разбавленная азотная кислота с малоактивными 
Ме с выделением NO, с активными МЕ с выделением
N2O. NO2.
Очень разбавленная азотная кислота с МЕ с выделением N2, NH3, NH4NO3/


Остановка №4 .Лабораторный способ: действие концентрированной серной кислоты на нитраты Na NO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3

^ В промышленности кислоту в основном получают аммиачным способом. В Росси история получения азотной кислоты связана с именем химика- технолога И.И Андреева(1880- 1919).Он в 1915г. создал первую установку по производству кислоты из аммиака и реализовал разработанный способ в заводском масштабе в 1917г. Первый завод был построен в Донецке.

Далее учитель рассказывает о том где используется кислота: для производства азотных удобрений( аммиачной селитры), взрывчатых веществ, красителей, нитратов, о которых речь пойдет на следующем уроке.

Остановка № 5 .Выполнить варианты тестовых заданий.
Вариант1 
1.какой ряд чисел соответствует распределению по энергетическим уровням в атоме азота? А)2.8.1; Б)2.8.2 ; В) 2.4 ; Г)2.5. 2. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении: А) N2O, Б) NO , В) NO2 ,Г) Na3N.
3. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию :
А)NO2 , Б) NO , В) N2, Г) NH3.

Вариант2
1. Значение высшей валентности азота равно: А) 1; Б)2; В) 5; Г) 2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с : А) углекислым газом; Б) соляной кислотой, В) углеродом, Г) гидроксидом бария. 3. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется: А) NO2, Б) NO , В) N2O , Г) NH4NO3.



Подведение итогов урока – выставление оценок.

Домашнее задание : Прочитать по учебнику « Химия-9»(Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.:Просвещение, 2014) параграф 27 , упр . 3 выполнить письменно; повторить конспект урока и схему взаимодействия кислоты с металлами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!