СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы по зарубежной литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке раздела программы по зарубежной литературе я предлагаю технологическую карту одного из уроков. Рассматриваю изучение зарубежной литературы в среднем звене и старших классах и провожу параллели между русской литературой и зарубежной.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по зарубежной литературе»










Методическая разработка раздела программы


«Зарубежная литература»


7 класс








Выполнила:

Романова Наталья Алексеевна,

учитель русского языка

МАОУ СОШ №44

с углублённым изучением

отдельных предметов










Нижний Новгород

2017 г.

Содержание


Пояснительная записка 3


Общая характеристика учебного предмета 4


Ожидаемые результаты освоения предмета «Литература» 6


Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

и освоения учебного материала учащимися в соответствии

с возрастными особенностями 9


Обоснование используемых образовательных технологий,

методов, форм организации деятельности учащихся 10


Обоснование проекта 20


Примерное планирование учебного материала 22


Проект урока «Гуманизм рассказа О.Генри «Дары волхвов» 23


Литература 33


Пояснительная записка


Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

  3. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

  4. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

  5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или в любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

  6. владение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

  7. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.











Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

2.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

3.освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

4.овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



















Ожидаемые результаты освоения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

  • в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность , оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Программа 5-9 классов включает пять разделов: устное народное творчество (изучается в 5,6,7 классах); русская литература 19 века, русская литература 20 века, зарубежная литература.

В 7 классе в контексте «Диалога культур» изучаются русские народные исторические и лирические песни.

Произведения в 7 классе сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности.

Художественные произведения в 7 классе распределяются по 3 рубрикам:

1) для чтения изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

1.содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

2.наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

3.основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

4.основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

1.работать с книгой;

2.определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

3.выявлять авторскую позицию;

4.выражать свое отношение к прочитанному;

5.выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

6.владеть различными видами пересказа;

7.строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

8.участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.




Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Главное требование к психологическому развитию учащихся

7 классов — произвольность, активность, самостоятельность в учебной деятельности. В этом возрасте учащиеся охотно выполняют практические задания. Однако они требуют детальных инструкций, по которым смогут выполнить задание самостоятельно и поэтапно.

Опираться на развитие способностей учащихся требуется на развитие самостоятельного мышления. В это время ученики учатся выделять главное и обобщать информацию, отличать главное от второстепенного, сравнивать, делать выводы, доказывать. Содержание учебного материала должно быть направленным на развитие гибкости, критичности, перспективности мышления.

В это время механическая память отходит на второе место. Материал хорошо усваивается в форме вопросов и ответов, материал подается небольшими порциями — абзацами с выделенными выводами, сложный материал подается с развлекательными фрагментами, графические иллюстрации должны быть конкретными и объяснять определенную ситуацию.

Рекомендуется: включать в практические и контролирующие задачи приемы сравнения, обобщения, логического преподавания мысли.  Основными процессами данного возраста является развитие рефлексии, чувство взрослости, формирование «кодекса общества».

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность: у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе.










Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения - это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» – по-гречески – «путь к чему-либо» – способ достижения цели. Метод обучения – способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

  1. По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

  • репродуктивные (выполнение упражнений, пересказ и т.д.);

  • проблемные (проблемные вопросы и т.д.);

  • частично-поисковые – эвристические;

  • исследовательские.

  1. По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский):

  • организационно-действенные – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • стимулирующие – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • контрольно-оценочные – методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

  1. По дидактическим целям:

  • методы изучения новых знаний;

  • методы закрепления знаний;

  • методы контроля.

  1. По способам изложения учебного материала:

  • монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

  • диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

  1. По формам организации учебной деятельности.

  2. По уровням самостоятельной активности учащихся.

  3. По источникам передачи знаний (А.А. Вагин, П.В. Гора):

  • словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала;

  • практические: упражнение, практикум.

  1. По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

  • сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

  • поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

  • чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание литературы учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения литературе. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики (рис. 3).

Методы преподавания - средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами анализа текста являются:

  • наблюдение и опыт;

  • сравнение;

  • анализ и синтез;

  • обобщение и специализация;

  • абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения анализу текста: 

  • проблемный (перспективный) метод;

  • эвристический метод;

  • аксиоматический метод



Рассмотрим классификацию методов обучения (рис. 1).

Рис. 1. Классификация методов обучения


Предмет «Литература» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал литературы огромен. Не случайно ведущей целью литературоведческого образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Литература выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то не способствует развитию человека.

Умственное воспитание предполагает:

  • овладение школьниками знаниями;

  • овладение умениями правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

  • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;

  • формирование творческого отношения к труду;

  • формирование мотивов умственной деятельности.

Уровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в  решении проблем. Задача учителя научить школьника не только понимать, но и мыслить.

Для этого надо развивать способности школьников. Это развитие обеспечивает возможность самостоятельно овладевать знаниями. Но умственная деятельность должна быть, прежде всего, мотивирована. Необходимы аргументы, средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке. 

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».

По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно,  и выполняли её по-разному. Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Конечно, в основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки.

Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?».  Если он лежит через заучивание, то здесь проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска (Д.В. Чернилевкий).

Проблемный метод обучения - обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Под проблемной ситуацией понимают осознанное затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися знаниями и теми знаниями, которые необходимы для решения предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей, или просто проблемой.

Признаками проблемы являются:

1) порождение проблемной ситуации;

2) определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения;

3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска.

Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка должна вызывать интерес и желание учащихся ее разрешить.

Следует различать проблемную задачу и проблему. Проблема шире, она распадается на последовательность или разветвленную совокупность проблемных задач. Таким образом, проблемную задачу можно рассматривать как простейший, частный случай проблемы, состоящей из одной задачи. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности учащихся к творческой деятельности и потребности в ней. В осуществлении проблемного обучения целесообразно начинать с проблемных задач, подготавливая этим самым почву для постановки учебных задач.

Выделяют три группы проблемных ситуаций:

  • Познавательные (теоретическое мышление);

  • Оценочные  (критическое мышление);

  • Организаторско-производственные  (практическое мышление).

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия…

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.

Решение организаторско-производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.

Рассмотрим подробнее некоторые ситуации:

Познавательные (теоретическое мышление)

а) На каждом учебном занятии возможно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяю существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «биография» и переходят к изучению автобиографии. Необходимо определить понятие «автобиография». Нужно установить, что общего у биографии и автобиографии, дать определение понятия «автобиография». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.

Можно выделить два этапа формирования понятий:

1.Постановка вопросов для изучения фактов, всесторонний анализ явления.

2.Выделение существенных признаков предметов и явлений 

(учитель составляет вопросы, которые помогают раскрыть суть явления,

проводит беседу, в результате которой формируются новые понятия).

б) Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.

в) Сравнение. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема: сравни героев произведения и т. д. Сравнение помогает глубже понять предметы и явления.

С помощью сравнения устанавливается  сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам.

г) Наиболее сложная познавательная проблема, которую решают ученики на уроке, это выдвижение обоснованных гипотез. На основании имеющихся сведений  ученики должны сделать обоснованные предположения. В процессе выдвижения гипотез важно научить школьников обосновывать предположения, обращать внимание на существенность, достаточность аргументов, из которых вытекает предположение. Чем глубже обосновано предположение, тем ближе оно к истине.

Оценочные  (критическое мышление)

Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы ни приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям.

Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку.

Как правило,  учителя предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников вырабатывается абсолютное доверие сообщениям, указаниям, заданиям. Чтобы этого избежать, необходимо развивать у школьников способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. Прививать школьникам эти навыки надо постепенно:  сначала научить определять суждение, в котором имеется ошибка, затем подбирать аргументы, опровергающие ошибки и, наконец, развёрнуто и   последовательно строить опровержение. Опровергнуть суждение – значит установить его ложность: приводимый аргумент должен точно соответствовать логическим законам, правилам. Учитель использует различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут.

Организаторско-производственные  (практическое мышление)

Учебные организаторско-производственные ситуации способствуют подготовке учащихся к активной  деятельности в производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. На уроках по различным предметам можно и необходимо готовить учащихся  к труду, к  выбору профессии, учить решать проблемы, которые возникают в процессе практической деятельности. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются новыми фактами.

Условия повышения эффективности проблемного обучения:

  1. Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемы.

  2. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.

  3. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.

  4. Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся.

  5. Усвоение  школьниками программного материала.

  6. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий.

  7. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.


Процесс обучения литературе в школе включает три основные составляющие:

  • объяснение нового материала;

  • самостоятельная работа;

  • опрос учащихся.

Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся,  и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их  знаний. Нередко при изучении литературы статья в учебнике начинается сразу с информации о писателе, поэтому учителю самому приходится продумывать вводные замечания, связывать данную тему с предыдущей, создавать проблемные ситуации, подыскивать материал, который бы заинтересовал учащихся.

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся критического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Некоторые способы организации начала урока:

1. Предлагается задача, которая решается  только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.

2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.

3. На доске записаны слова и их толкования, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

4. На доске записаны факты из биографии писателя или цитаты из прочитанного произведения. Надо осуществить проверку каждого высказывания, преследуется цель проверить знание материала.

5. Даётся высказывание известного критика о произведении. Предлагается написать свою небольшую критическую заметку.

6. На доске написан проблемный вопрос и осуществляется коллективный поиск ответа на него.

7. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает,  что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 10 минут.

8. Урок начинается с чтения по фразам  заданного для самостоятельного изучения произведения и коллективного обсуждения его смысла. Ученики ответами на вопросы учителя показывают глубину изучения темы.

9. Ребята выбирают литературного героя и проводят небольшую исследовательскую работу по определённому плану.

10. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.

11. Рассматривается интересная проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.

Рассмотрим деятельность учителя и учащихся в условиях применения проблемного метода в обучении литературе:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создает проблемную ситуацию.

1.Осознает противоречия в изучаемом явлении.

2. Организует размышление над проблемой и ее формулировкой.

2. Формулирует проблему.

3. Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Организует проверку гипотезы.

4. Проверяет гипотезу в эксперименте, решении задач.

5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.

5.Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.


Проблемное обучение имеет следующую структуру:

  1. Актуализация изученного материала.

  2. Создание проблемной ситуации.

  3. Постановка учебной задачи (проблемы).

  4. Решение учебной задачи (формулирование гипотезы, доказательство гипотезы, обобщение).

  5. Проверка решения задачи. Исследование. Анализ полученных результатов.

Проблемное обучение - обучение, при котором учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а организует учащихся на их поиск. Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учащимися, когда возможна свобода выбора выражения своих мыслей, когда диалог между учителем и учащимися осуществляется в доброжелательной обстановке.

Проблемность является неотъемлемой чертой педагогического процесса, однако, не всякое занятие можно назвать проблемным. Все зависит от того, каков объем методов и организационных форм, свойственных проблемному обучению, используется на занятии.

Проблемное обучение имеет свои преимущества и недостатки.

В качестве преимуществ можно отметить: развитие мыслительной деятельности учащихся; развитие математических способностей; формирование интереса к учению; воспитание активности в обучении; формирование творческого начала.

Существенным недостатком применяемого метода в обучении является необходимость больших временных затрат, а также необходимость специальной методической подготовки учителя.






























Обоснование проекта

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Выбор данного раздела обусловлен наличием богатого материала для реализации основных принципов педагогических технологий, применяемых на уроках: компьютерных технологий, проблемного обучения, традиционной классно-урочной технологии.

В процессе обучения литературе осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся  овладевают разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют читательский и жизненный опыт.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Земля родная» пишет о русской культуре так: «Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Ибо не во внешнем суть культуры, а в ее внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости. За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей… культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают для нас картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость».

Программа по литературе подчеркивает верность слов великого ученого. В 7 классе предполагается знакомство с великим шотландским поэтом Робертом Бернсом, блестящим английским классиком Джорджем Гордоном Байроном, который оказал влияние на величайших русских поэтов. Японские трехстишия Мацуо Басё и Кобаяси Исса позволяют ближе познакомиться с восточной культурой, интерес к которой у современной молодежи очень велик. О.Генри и Рэй Брэдбери – лучшие представители американской литературы двадцатого века, настоящие гуманисты. Русские люди всегда отличались широтой кругозора, и образование, которое получает современная молодежь, способствует тому, чтобы эта традиция сохранялась.



























Примерное планирование учебного материала

«Зарубежная литература» 5 класс

(4 часа)


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Ресурсы ИКТ

Тип контрольного ресурса

1.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Презентация


Презентация

Раздаточный материал

2.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Том Сойер и его друзья

1

Урок чтения и обсуждения произведения


Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»,

сравнение Тома и Сида



Раздаточный материал


3

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Презентация

Раздаточный материал

4

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Презентация

Презентация

Раздаточный материал























Примерное планирование учебного материала

«Зарубежная литература» 6 класс

(6 часов)


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Ресурсы ИКТ

Тип контрольного ресурса

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

Урок изучения нового

Урок – практикум



Презентация

Раздаточный материал

2

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Урок изучения нового

Урок – практикум


Презентация

Раздаточный материал

3

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Урок изучения нового

Урок – практикум


Презентация

Раздаточный материал

4

Внеклассное чтение

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

1

Урок изучения нового

Урок – практикум

Презентация

Раздаточный материал

5

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

1

Урок изучения нового

Урок – практикум


Презентация

Раздаточный материал

6

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.



1

Урок изучения нового

Урок – практикум



Презентация


Раздаточный материал














Примерное планирование учебного материала

«Зарубежная литература» 7 класс

(8 часов)


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Ресурсы ИКТ

Тип контрольного ресурса

1.

Роберт Бернс «Честная бедность»

1

Урок изучения нового

Презентация


Презентация

Раздаточный материал

2.

Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1

Урок изучения нового

Презентация



Раздаточный материал


3-4.

Японские трехстишия

2

Урок изучения нового

Презентация

Раздаточный материал

5-6.

О. Генри «Дары волхвов»

2

Урок изучения нового

Комбинированный урок

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

7-8.

Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы»

2

Урок изучения нового

Урок – практикум



Презентация

Раздаточный материал


Планируется выделить на изучение раздела «Зарубежная литература» три часа из резерва.

















Примерное планирование учебного материала

«Зарубежная литература» 8 класс

(7 часов)


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Ресурсы ИКТ

Тип контрольного ресурса

1-2

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды

2

Урок изучения нового

Презентация


Презентация

Раздаточный материал

3

У. Шекспир. Сонеты Шекспира «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

1

Урок изучения нового

Презентация



Раздаточный материал


4

Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Урок изучения нового

Презентация

Раздаточный материал

5

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения

1

Урок изучения нового

Комбинированный урок

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

6

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

1

Урок изучения нового

Урок – практикум



Презентация

Раздаточный материал

7

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1

Урок изучения нового

Урок – практикум



Презентация

Презентация

Раздаточный материал


Планируется выделить на изучение раздела «Зарубежная литература» четыре часа из резерва.

Примерное планирование учебного материала

«Зарубежная литература» 9 класс

(6 часов)


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Ресурсы ИКТ

Тип контрольного ресурса

1.

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»

1

Урок изучения нового

Презентация


Раздаточный материал

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

2.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Урок изучения нового

Презентация



Раздаточный материал

Ответы на вопросы

3-4.

У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.

2

Урок изучения нового


Комбинированный урок

Презентация

Раздаточный материал


Ответы на вопросы

5-6.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

2

Урок изучения нового

Комбинированный урок

Презентация

Презентация

Ответы на вопросы


Планируется выделить на изучение раздела «Зарубежная литература» два часа из резерва.

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Романова Н.А.
Предмет: литература
Класс: 7 класс
Тип урока: урок изучения нового

Тема

Гуманизм рассказа О. Генри «Дары волхвов»

Цель

Создание условий для самостоятельного изучения и осознания рассказа О.Генри «Дары волхвов», закрепление навыка анализа прочитанного текста

Задачи

Образовательные:

  • способствовать актуализации знаний учащихся об анализе произведения;

  • организовать учебную деятельность для понимания новеллы О.Генри;

  • создать условия для формирования навыков анализа литературного произведения;

Развивающие:

  • развитие мышления, монологической и диалогической речи, памяти.

  • развивать познавательную и творческую деятельность учащихся,

  • умение самостоятельно получать знания.

Воспитательные:

  • развивать личностные качества учащихся, такие как любознательность, терпимость, толерантность, целеустремленность, аккуратность, умение работать в коллективе;

  • содействовать формированию активной жизненной позиции.






УУД













УУД

Личностные УУД:   способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Регулятивные УУД:

  • Планировать деятельность

  • Работать по плану

  • Оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

  • Выделять главное

  • Определять понятия

  • Анализировать, доказывать свою точку зрения

  • Сравнивать

  • Делать выводы

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке.


Планируемые
результаты

Предметные:

  • Знать сюжет рассказа О.Генри «Дары волхвов».

  • Уметь: рассуждать о литературном произведении, применять полученные знания, сопоставлять различные точки зрения, давать характеристику литературному герою, формулировать вывод

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • выработка умений работать с учебной информацией;

  • готовность к сотрудничеству с одноклассниками и учителем;

  • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку

  • умение ставить учебные задачи, самостоятельно делать выводы

  • приращение исследовательских умений и навыков: выдвижение гипотез, нахождение способов их проверки;

  • планировать пути достижения целей;

  • учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения


Основные понятия

 Гуманизм, гуманист, псевдоним, дар, волхв, рассказ

Межпредметные связи

 Английский язык, русский язык, русская и зарубежная литература

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

 компьютер, экран, мультимедиа, презентация по теме «Уильям Сидни Портер»,

учебник по литературе, толковые и этимологические словари

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П– парная, Г – групповая

Технология

 Проблемно-диалогическая технология











Дидактическая структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Мы с вами любим музыку, а что любит музыка?

- Совершенно верно. Демокрит говорил, что надо уметь не только говорить, но и молчать. Сейчас мы послушаем музыкальную композицию в исполнении Фредди Меркьюри, а в конце урока вы скажете, как она связана с рассказом О.Генри «Дары волхвов»

 - Тишину.

















Ученики слушают песню на английском языке и стараются понять ее, используя распечатки текста, лежащие на партах

 

 























Проверка домашнего задания

 Домашнее задание включало рассказ об авторе, чтение рассказа О.Генри, размышление о прочитанном и подготовку презентации к учебному занятию

Изучение нового материала


















































Постановка проблемы










На экране появляется презентация, посвященная О.Генри, которая называется «Уильям Сидни Портер».

Как связаны О.Генри и Уильям Сидни Портер?

Для эффективной работы мы разделимся на три группы. В первой будут те, кто хочет рассказать про замечательного автора, новеллу которого мы изучаем сегодня.



Что такое гуманизм?

Можем ли мы назвать О.Генри гуманистом?

Почему?















- О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера.









Желающие ученики выходят к доске и рассказывают про автора, остальные готовят для них вопросы.

















Каждая пара активно работает с толковым и этимологическим словарем, обсуждает друг с другом ответы.























Запишите 2-3 вопроса в тетрадь, а затем задайте одноклассникам

















Запишите в тетрадь слова, которые вам сложно было объяснить (гуманист, гуманизм)

Знать важные сведения об авторе и текст новеллы «Дары волхвов»

Уметь

рассказывать об авторе, давать толкования различным терминам, необходимым для анализа текста, работать со словарем, проверяя правильность своих предположений.

Личностные УУД: продолжение формирования положительного отношения к познавательной деятельности вообще и к учебному занятию в частности.

Познавательные УУД:

сопоставлять, анализировать, обобщать информацию;

освоение основ

исследовательской деятельности;

умение выделять главное; выделять главную информацию;

представлять информацию в сжатой словесной форме;

умение формулировать толкование слова;

выбирать и анализировать ключевые детали в новелле;

устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование путей достижения целей; самостоятельный анализ условий достижения целей;

самостоятельный контроль своего времени и управление им;

умение объективно самостоятельно оценивать выполненную работу;

саморегуляция, самооценка.


Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности;

сотрудничество со сверстниками, умение работать в группе, действовать, понимая и принимая противоположную позицию;

формирование действий по организации сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения; делать умозаключения и выводы;

умение работать в группе



Поиск решения



























Поиск решения



Первая группа сегодня рассказывала про автора.

Вторая группа сейчас продемонстрирует навыки актерского мастерства и прочитает финальный диалог героев по ролям.





Две группы выступили. Но у нас есть еще третья, которая расскажет о героях новеллы О.Генри.


Желающие выходят к доске, а все остальные не только слушают, но и думают над характеристикой героев, над тем, как относится к ним автор.













Учащиеся рассказывают о выбранном герое по плану, который обсуждался и применялся на практике неоднократно. В ходе работы сравнивают героев, выделяя различия и сходства.


Запишите план рассказа о герое и необходимые для ответа цитаты из рассказа О.Генри






















Открытие нового знания


Какую часть рассказа вы считаете самой важной?

В какой части рассказа содержится вывод, определенная мораль всей истории?

Кто такие волхвы и почему так называется рассказ О.Генри?





Обсуждают в парах ответ на каждый вопрос. Пары высказывается, одна из них делает вывод.




Записывают толкование слов волхв, дар и вывод в тетрадь.




Выражение решения проблемы


Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?


Примерный вывод по проблеме: автор-гуманист любит своих героев, не осуждает их, а старается понять и принять, даже восхищается ими.

Записывают вывод в тетрадь



Закрепление 

нового материала
 

Знакомы ли вам другие авторы-гуманисты?






Вы сегодня поработали и в парах и в группах, а теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте, какие записи сделал ваш коллега по работе. Не забывайте о главном правиле, которое сформулировал Конфуций: «Своим примером побуждай людей трудиться».

Отвечают на вопросы, называют русских и зарубежных авторов, поясняя, почему считают их гуманистами.





Проверяют работу одноклассников.

Оценивают работу друг друга, проверяя тетради и не забывая про устные ответы. Оценки называются и выставляются в журнал. В обсуждении оценок принимает участие каждый.

Вспоминают авторов-гуманистов и самые известные их произведения.





Исправляют ошибки в тетради и выставляют свои оценки.

Пишут замечания и похвалы.







 

Рефлексия

Как вы думаете, мы достигли поставленной в начале урока цели?


Что вам понравилось на уроке?

В чем заключались трудности?

-Где вы сможете новые знания применить?





Наш урок я начала с песни Фредди Меркьюри «I was born to love you». Так как связан рассказ О. Генри и эта песня?

Достигли. Поняли, чему учит автор и кого называет волхвами.





-На уроке мне понравилось…


- Было трудно…


Новые знания могу применить при анализе других произведений русских и зарубежных авторов.





Предлагают свои варианты ответа, выявляют лучшую формулировку и записывают ее в тетрадь.

































Записывают вывод, итог работы на уроке.




Домашнее задание

  1. Домашнее задание: написать отзыв о новелле, небольшую критическую заметку.

  2. Самому прочитать еще одну новеллу О.Генри (на выбор) и рассказать о ней, сравнив ее с уже изученной.


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.


Уильям Сидни Портер

информационный

Презентация с иллюстрациями и фотографиями


«Уильям Сидни Портер»

2

MP3

информационный

Аудиозапись «I was born to love you» и распечатки текста песни



MP3 диск с сольными альбомами Фредди Меркьюри

Литература

  1. Главный редактор А.М. Прохоров. Москва «Советская энциклопедия», 1990.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой. Москва. «Русский язык», 1989.

  3. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель В.Я. Коровина. Москва. «Просвещение», 2007.

  4. Меренкова О.Ю. Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. Методическое пособие. М. 2012

  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М, Центр педагогического образования, 2008.

  6. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). М, 2003.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/

  8. Образовательные стандарты ФГОС. http://www. glushsosh.siteedit.ru/ page 19


























25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!