СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: «Великие люди России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен  классный час, посвященный 150 - летию со дня рождения  советского мыслителя, естествоиспытателя и общественного деятеля Владимира Ивановича Вернадского.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: «Великие люди России»»

Министерство образования Пензенской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Каменский техникум промышленных технологий

и предпринимательства»




Методическая разработка

классного часа

на тему: «Великие люди России»

















г. Каменка

2013г

Одобрена цикловой комиссией

математических и общих естественно–научных дисциплин

Протокол № __________

от ___________ 20____г.

Председатель

_____________Глинская Е.А..



Согласованно

Методист

____________Севастьянова Н.М



Разработал:

Кортышкова С.А. – преподаватель биологии, географии ГБОУ СПО ККПТП

Каменка: Издательский центр ГБОУ СПО ККПТП, 2013. - 17 стр.



В методической разработке представлен классный час, посвященный 150 летию со дня рождения советского мыслителя, естествоиспытателя и общественного деятеля Владимира Ивановича Вернадского.

Разработка предназначена для преподавателей, студентов и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.



©Издательский центр ГБОУ СПО ККПТП, 2013

I.Введение

Цели:

  • познакомить студентов с биографией, общественной и научной деятельностью В.И. Вернадского;

  • рассмотреть учение о биосфере и ноосфере.


Задачи:

  • развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление;

  • активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности;

  • совершенствовать творческие способности.






Оборудование: компьютер, экран, проектор.











    1. Введение

Владимир Ива́нович Верна́дский - русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.













    1. Биография

2. 1 Детство

Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года, всего через два года после отмены крепостного права в России.

Его отец Иван Васильевич, потомок украинских казаков, был профессором политической экономики в Киеве, яркий представитель русской либеральной интеллигенции прошлого века. Его мать Анна Петровна была дочерью украинского дворянина.

Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.





Здание бывшей 1-й мужской гимназии в Харькове


В 1868 году из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 году Владимир стал первоклассником Харьковской классической гимназии.

В 1876 году после возвращения семьи Вернадских в Санкт-Петербург поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1890 году — приват-доцент кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1898—1911 годах профессор Московского университета.



2.2 Семья

В 1886 году Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862—1943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (1887—1973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898—1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции в США.



    1. Общественная деятельность

В 1904 г. был делегатом земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной Думы.

В 1905 г. участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета до 1918 г., входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907—1911, 1915—1917), а в 1917 г. — во Временное правительство России.

С 1911 года — действительный статский советник.

С 1912 года академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (позже Академия наук СССР).



3.1 Общественные взгляды

До революции был членом ЦК Конституционно-демократической партии (кадетов).

В равной мере своим соотечественником его считают и в России, и на Украине. Несмотря на то, что Владимира Вернадского на Украине считают украинским учёным, он в 1918 году отказался принять украинское гражданство от гетмана Павла Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял украинцам-самостийникам, как австро- и германофилам.

Владимир Вернадский негативно относился также к украинизации 1920—1930-х годов, считая её насильственной, называл язык вывесок и сочинения Михаила Грушевского «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием он считал сохранение главенствующего положения русской культуры на Украине, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.



    1. Научная деятельность

Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей.

Начиная с 1908 года В. И. Вернадский (в то время профессор Московского университета) постоянно проводил огромную работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. В. И. Вернадский был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук», в основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, Байкал и Забайкалье, Ферганскую область и Кавказ, но В. И. Вернадский указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей. Он считал, что для успешной работы, должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

После Октябрьской революции выехал на юг, стал одним из основателей и первым президентом (27 октября 1918) Украинской академии наук, состоял профессором и с 1920 по 1921 год ректором Таврического университета в Симферополе. В 1921 г. вернулся в Петроград, участвовал в создании Радиевого института. В период с 1922 по 1926 год работал за границей в Праге и Париже, читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри, где исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».

В 1915—1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

По возвращении в 1926 г. продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.

В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял в смысле, отличном от работ О. Б. Лепешинской — как совокупность живых организмов биосферы.

Вернадским опубликовано более 700 научных трудов.

Основал новую науку — биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.

Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения».

В 1943 году Вернадский возвратился из эвакуации и «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию был удостоен Сталинской премии I степени.

Вернадский состоял членом Императорского Православного Палестинского Общества.



    1. Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

  1. живое;

  2. биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

  3. косное (абиотическое, образованное вне жизни);

  4. биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

  5. вещество в стадии радиоактивного распада;

  6. рассеянные атомы;

  7. вещество космического происхождения.

Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

  1. расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

  2. развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

  3. открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

  4. победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

  5. всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.



    1. Интересные факты

Банк России выпустил памятную монету «Владимир Иванович Вернадский» к 130-летию со дня рождения в серии «Выдающиеся личности России»


    1. Неизвестные страницы биографии В.И.Вернадского

В.И.Вернадскому приписывается создание учения о ноосфере, что не соответствует истине. Термин “ноосфера” впервые предложили французские ученые Е. Ле Руа и Т. Де Шарден, теории же не создано до сих пор. Заслуги Вернадского в другом. Его труды содействовали увеличению в ХХ в биогенной миграции четвертой формы, связанной с сознательной деятельностью человека.

Вклад Вернадского в дело овладения ядерными силами заставил его задуматься о совершенствования социального контроля над этими силами. Вернадский в начале прошлого века первым осознал масштабы скрытых в ядерном ядре сил. В 1913 г ученый предпринял попытку остановить Первую Мировую войну. Для этого по его инициативе была начата программа создания ядерного оружия на деньги, предоставленные Российской Академией Наук, миллионерами Рябушинскими и, впоследствии, Главным штабом. Возможность выхода России на новый уровень военной технологии заставил врагов страны ускорить крах октября 1917 г.

В дальнейшем, после возвращения из эмиграции, Вернадский стал консультантом правительства Сталина. Под руководством Вернадского были созданы основные институты, ставшие костяком системы ВПК и были заложены основы создания ядерного оружия. Размышления Вернадского о ноосфере дополняли его прикладные работы. Философия ученого состояла в том, что чем большими разрушительными силами овладевает человечество, тем совершеннее должны стать механизмы социального контроля над этими силами.




VII. Список литературы

  1. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г. П. Аксёнов. — М.: Современник, 1993.

  2. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере. / П. С. Карако. — Мн.: Экоперспектива, 2007.

  3. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989.

  4. Химико-биотические взаимодействия и новое в учении о биосфере В. И. Вернадского. — Москва, 2009.

  5. Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Под общ. ред. А. Л. Яншина. — Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1989.

  6. Росов В. А. В. И. Вернандский и русские востоковеды. — СПб., 1993.

  7. Интернет- сайты:

  8. www.borodino. ru;

  9. http://www.tiensmed.ru/news/tuberkulisis2.html;

http://ru.wikipedia.org/wiki/;

  1. http://yandex.ru/yandsearch?tex

































Содержание

I. Введение……………………………….……………………4

II. Биография…………………………………………………5

2.1 Детство ……………………………………………………5

2.2 Семья ……………………………………………………...7

III. Общественная деятельность…………………………..7

3.1 Общественные взгляды ………………………………..8

IV. Научная деятельность …………………………………8

    1. Учение о биосфере и ноосфере ……………………….11

V. Интересные факты……………………………………...13

VI. Неизвестные страницы биографии…………………..13

VII. Список литературы………………………………….. 15

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!