СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа в 10 классе на тему: "Снятие блокады Ленинграда"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда).

Данная методическая разработка включает в себя информационный блок, работу в группах и беседу об истоках героизма защитников Ленинграда, о духовном подвиге народа. Направлена на содействие развитию и проявлению  активности, инициативы, самостоятельности и творчества детей, их волевых качеств, нравственной направленности, рефлексивных способностей.

Цель: сформировать у обучающихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Задачи: - расширить представление детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа; - воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения;

- пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады;

- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности. 

Оборудование: презентация к классному часу, информационные тексты для работы в группах, видеоролик «Кусочек хлеба. На один день в блокадном Ленинграде», аудиозапись звука метронома, аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, рабочие листы, компьютер, проектор.

Класс: 10 А

Оформление: презентация.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа в 10 классе на тему: "Снятие блокады Ленинграда"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Туруханская средняя школа № 1»

(полное название образовательного учреждения)













Методическая разработка

классного часа в 10 классе на тему:

«Снятие блокады Ленинграда»





















Могила Вита Петровна________________

(Ф.И.О. учителя разработчика)







2020 -2021 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка классного часа на тему: «Снятие блокады Ленинграда», составлена в соответствии с Положением о конкурсе разработок классных часов и внеучебных мероприятий нравственно-патриотической направленности, проводимым Управляющим советом МКОУ «Туруханская СШ №1» при информационной поддержке администрации школы.

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (27 января 1944 г. - день снятия блокады города Ленинграда).

Данная методическая разработка включает в себя информационный блок, работу в группах и беседу об истоках героизма защитников Ленинграда, о духовном подвиге народа. Направлена на содействие развитию и проявлению активности, инициативы, самостоятельности и творчества детей, их волевых качеств, нравственной направленности, рефлексивных способностей.

Цель: сформировать у обучающихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Задачи: - расширить представление детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа; - воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения;

- пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады;

- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование: презентация к классному часу, информационные тексты для работы в группах, видеоролик «Кусочек хлеба. На один день в блокадном Ленинграде», аудиозапись звука метронома, аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, рабочие листы, компьютер, проектор.

Класс: 10 А

Оформление: презентация.

Дата проведения: 27. 01. 2021г.









Тема классного часа: «Снятие блокады Ленинграда»


Цель: сформировать у обучающихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Задачи: - расширить представление детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда;

- формировать положительную оценку духовного подвига советского народа; - воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения;

- пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады;

- побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Оборудование:

- презентация к классному часу (Приложение № 1),

- информационные тексты для работы в группах (Приложение № 2)

- видеоролик «Кусочек хлеба. На один день в блокадном Ленинграде» (Приложение № 3),

- аудиозапись звука метронома (Приложение № 4),

- аудиозапись «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича (Приложение № 5),

- рабочие листы, компьютер, проектор.

Класс: 10 А.

Оформление: презентация.

Дата проведения: 27. 01. 2021г.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Фронтальная работа с понятиями: «блокада» и «освобождение».

III. Работа с текстом в группах.

IV. Фронтальная работа.

V. Работа в группах после просмотра видеоролика «Кусочек хлеба. На один день в блокадном Ленинграде».

VI. Индивидуальная творческая работа: Написать «Письмо Блокаднику»

VII. Заключительное слово.

VIII. Рефлексия.




Ход классного часа


Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. «Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

II. Фронтальная работа с понятиями: «блокада» и «освобождение».

27 января наша страна отмечает великое событие. Ребята, назовите, какой праздник отмечается в нашей стране 27 января? Знакомы ли вы с такими понятиями как «блокада», «освобождение»?

Ответы детей.

Обсуждение понятий.

III. Работа с текстом в группах (5-7 минут): изучив материал, каждая группа должна представить доклад

Тексты для групп:

1-я группа: Начало блокады Ленинграда.


Великая Отечественная война началась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны - до Уральских гор. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда рассматривалось как первоочередная задача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать. «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», - гласила директива немецкого командования.

Эти сухие строки нацистской директивы были настоящим приговором жителям Ленинграда: город и его жители должны быть уничтожены. Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.

2-я группа: Блокадный хлеб.

В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей.

Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступившими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была т.н. алиментарная дистрофия, т. е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких. Таню вывезли на Большую землю, но спасти девочку так и не смогли.

«За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».


3-я группа: Дорога жизни.

Но ив этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградские заводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев еще раз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособности армии, но и от участия в борьбе всего народа.

Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со страной, со всем народом. Блокированный город знал, что к нему устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных - около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.

Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.


4-я группа: Этому подвигу нет равных.

(Звучит «Ленинградская симфония Д. Шостаковича.)


«Этому подвигу нет равных» - так можно сказать о каждом дне каждого жителя города в те дни. Теряя родных и близких, ленинградцы сохраняли стойкость духа, самоотверженно переносили трудности. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецкое командование, блокируя город, так и не последовало.

Подвигом музыкантов стало исполнение в осажденном городе симфонии Шостаковича. И эту музыку услышал по радио весь мир. Подвигом ученых и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян - всего более 100 тыс. образцов из 118 стран. А это - тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Таких примеров стойкости и верности долгу можно приводить тысячи.

Что же помогло ленинградцам? Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги?

Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленинграде. «Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги...» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека. Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого, потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города... Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат - жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город...»


Как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть?


Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство...

Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили - так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые пороки человеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивыми речами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобными способностями. Но происходило и обратное. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!

У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...

Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными - те, как ни странно, выживали чаще.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

5-я группа: Прорыв блокады.


12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» - так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.

900 дней и ночей продолжалась блокада. Немцы создали вокруг Ленинграда мощные укрепления, которые они назвали «стальным кольцом». Им эта оборона казалась непреодолимой.

В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя.

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально-торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».


Доклады от групп (по 1-2 минуты).

IV. Фронтальная работа

Ответить на вопросы:

  1. Жителям многих европейских столиц непонятно упорство ленинградцев. Может быть, гуманнее было бы сдать город немцам?

  2. Чего же не учли немецкие военачальники, когда блокировали Ленинград?

(Не учли стойкости русского характера, высокой культуры, интеллигентности ленинградцев, такого упорства и смелости русских детей)

  1. В чем же состоит подвиг ленинградцев?

(Около миллиона ленинградцев погибли в блокаду, но на стороне защитников города была моральная, духовная победа. Интеллигентность, человечность оказались сильнее жестокости и бесчеловечности. Даже дети проявляли беспримерный героизм.)



V. Работа в группах после просмотра видеоролика:

Задание: Просмотрите видеоролик «Кусочек хлеба. На один день в блокадном Ленинграде» и ответе на вопрос:

Какие ценности и личные качества проявлялись у людей в жесточайших условиях блокады города и сейчас?

Доклады от групп (по 1-2 минуты).

VI. Индивидуальная творческая работа: Написать «Письмо Блокаднику» (3-4 минуты)

В письме выразить свое отношение к защитникам Ленинграда и рассказать о своей жизни в настоящее время.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель:

Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания. (Метроном)

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.


VII. Рефлексия

  1. Что было важным для тебя

на классном часе?

  1. Твои предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!