Метапредметный урок
Урок математики 6 класс
Сложение чисел с разными знаками
Метапредметная тема: « Порядок и хаос»
Предметная тема: Сложение чисел с разными знаками
Метапредметная цель: применение математических знаний при решении задач из различных учебных дисциплин.
Цель урока:
Образовательные: систематизация и обобщение знания учащихся по теме: «Сложение чисел с разными знаками» и применение математических знаний при решении практических задач из разных областей;
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков
применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса
знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления
и речи, внимания и памяти.
Воспитательная: воспитание у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний;
Тип урока: урок обобщения и систематизаций знаний
Ход урока.
I.Мотивация
Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня на уроке обобщим полученные знания и закрепим эти знания в ходе решении практических задач из различных областей науки.
Задача нашего урока: закрепить навыки сложения чисел с разными знаками.
II. Устная работа:
1 задание :Внимательно посмотрите на таблицу
Вопросы классу:
-8 | 5,6 | 7,2 | -4 | -1,6 |
0 | -3,4 | 5,7 | 2 | 0,8 |
9 | -6,2 | -7 | 9 | 14 |
2 задание:
1
0
Вопросы к классу:
Что изображено на рисунке? / координатная прямая/
Какие числа расположены на координатной прямой справа от 0?
Какие числа расположены на координатной прямой слева от 0?
Ноль, каким является числом? Положительным или отрицательным?
3 задание:
Вычислите: 1) 0 + (- 42 ) = - 42
2) – 18 + ( - 21 ) = - 39
3) 76 + ( - 78 ) = - 2
4) 86 + ( -86 ) = 0
5) – 14 + 18 = 4
6) 16,4 + ( - 5,6 ) = 10,8
Вопросы к классу:
Какими правилами вы пользовались?
Скажите, в каком порядке расположены ответы сверху вниз? / в порядке возрастания/
А если запишем полученные результаты снизу вверх? / в порядке убывания/
Что такое порядок? / ответы учащихся/. По словарю Даля порядок – это совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, не вразброс.
III. Письменная работа:
1 задание:
У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву.
- 14 + ( -18 ) = х
- 134 + 125 = а
- 86 + 96 = о
37 + ( -28 ) = с
65 | -9 | -19 | 9 | 0,4 | -32 | -10 | -4 | 10 |
н | а | и | с | м | х | к | р | о |
Вопросы к классу:
Какое слово получилось? / хаос/
Как вы думаете , что такое хаос? / ответы учащихся/ . По словарю Ожегова хаос –это отсутствие порядка, полная путаница. Беспорядок.
2 задание: предлагаю задание всему классу/ перепутаны ответы во втором задание/
1) – 13,4; -5,6; -1,2; 0; 1,2; 5,6; 13,4
2) а) – 2,3 + 4,7 = - 1
б) 18,6 + ( - 19,6) = - 0,9
в) – 4,7 + ( -11,3) = 2,4
г) – 19,2 + 18,3 = - 16
3)
-4
-3
-2
-1
3
2
1
0
Вопросы к классу:
Где на экране вы видите хаос?
Как вы думаете хаос это хорошо или плохо?
В данном случае это хорошо?
Давайте приведем в порядок.
IV. Физкультминутка:
Я буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило правильно, то вы хлопаете, если же полная путаница, то топаете.
1). Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками называется противоположными числами. / хлопаем/
2).Чтобы сложить два отрицательных числа, надо их сложить./ топаем/
3). Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится./ хлопаем/
4). Модуль числа может быть отрицательным./хлопаем/
5).Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля слагаемых вычисть меньший и поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше./хлопаем/
6). При сложение нескольких отрицательных чисел получим отрицательное число./ хлопаем/
V. Применение правила:
А сейчас рассмотрим несколько задач из разных предметных областей, для решения которых необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками / повторение правила/
1) Найдите среднесуточную температуру в поселке Кильмезь 5 марта 2014г известно, что метеостанции отметили:
Ночью: - 13оС; утром : - 90С; днем: -30С; вечером: -110С.
Решение: ( -13 + ( -9) + ( -3) + (- 11)) : 4= - 90С
2) Фирма по продаже мороженого в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 810 рублей, а на следующий день холодильник отремонтировали и фирма получила прибыль в размере 676 рублей. Каким будет результат работы фирмы за два дня? Ответ обоснуйте.
Решение: -810 + 676 = -134 убыток на 134 рублей
3). Численность населения в поселке Кильмезь дано в таблице:
годы | 1979 | 1989 | 2002 | Изменение с 2002 по 1979 | Изменение с 2002 по 1989 |
численность | 3426 | 4679 | 4532 |
Решение:
1) 4532 – 3426 = 1106 увеличилось на 1106
2) 4532 + ( - 4679) = - 147 уменьшалось на 147
4) Антон получил СМС сообщение, ваш баланс : - 73,3 рублей, пополните свой счет, иначе телефон будет заблокирован. Мама пополнила баланс на телефоне Антона и через некоторое время, он получил сообщение, ваш баланс 86,7 рублей. Сколько рублей положила мама?
Решение: - 73,3 + Х = 86,7
Х = 160 (руб)
VI. Проверочный тест:
Я думаю, что у вас полный порядок, нет в правилах хаоса. Предлагаю вам выполнить тест с выбором ответа:
1) - 23 + ( -11) =
1) 34 2) -34 3) 12 4) -12
2) 17 + ( -59) =
1) -76 2) 42 3) – 42 4) 76
3) 2,7 + ( -1,5) =
1) 1,2 2) – 1,2 3) 4,2 4) – 4,2
4) - + ( - ) =
1) - 2) 3) 4) -
5) - + =
1) - 2) 3) - 4)
Поменялись листочками, ключ для проверки на доске: 2;3;1;1;3
Критерии для оценивания: «5» -5 заданий верно ;
«4» - 4 заданий верно;
«3» - 3 заданий верно;
Еще раз вспомним правила сложения отрицательных чисел с одинаковыми и разными знаками.
VII. Итог урока:
Вопрос к классу:
Если вы хорошо усвоили сложение чисел с разными знаками, то это « плюс», а если плохо, то это «минус». Математика везде и всюду нужна. И в математике очень важен порядок. Как сказал М.В.Ломоносов: « Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
VIII. Рефлексия:
Знания, которое усваивает человек, открывает ему дверь к другим, новым знаниям. Если вы, ребята, считаете, что у вас полный порядок, поднимите знак « +», если же еще есть сомнения, еще хаос знак «- »