С точки зрения деятельностного подхода, представленный на конкурс урок – урок «открытия нового знания». Данная тема входит в состав главы 2 «Многоклеточные животные», преподаётся после темы «Беспозвоночные».
Тема по программе изучается 3 часа и представлена в 3 параграфах учебника.
Целью данной темы является изучение внешнего и внутреннего строения рыб, особенностей их размножения, изучение систематических групп рыб, рассмотрение особенностей их использования и охраны. Данная тема включает в себя такие понятия, как: рыбы, чешуя, непарные и парные плавники, плавательный пузырь, жаберные дуги, икринки, мальки, нерест, хрящевые рыбы, костные рыбы, рыболовство и т.д. Данный урок является первым в изучении темы.
развитие интереса и познавательных способностей учащихся в процессе выполнения работы и приобретения опыта познавательной деятельности через решение биологических задач формирование экологического сознания; осознание представлений ценности класса рыб, как важного компонента биосферы.
формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; планирование своей познавательной деятельности систематизация, обобщение, анализ добытой информации; организация совместной деятельности с учителем и сверстниками.
углубление знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формировании предметных компетенций учащихся по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».
1. Мотивация к учебной деятельности (3-5 мин)
2. Актуализация знаний, постановка проблемы (4-5 мин)
3. Сообщение темы урока, постановка цели (3-4мин)
4. Открытие нового знания (7-8мин)
5. Самостоятельная работа (10-15мин)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин)
7. Итог урока. Рефлексия (3-4мин)
8. Домашнее задание (1-2 мин)
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (3-5 мин) | 1. Прием “Обращение к видео-сюжету” (Слайд1) (Цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку). Учитель: 2 .- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас на уроке биологии. Надеюсь, вы пришли с хорошим настроением! - Сегодня нам предстоит встреча с подводным миром. 3. - Посмотрите на экран. Вашему вниманию предоставляется небольшой видео-сюжет: https://yandex.ru/video/search?text=вид%20под%20водой (Видео-сюжет) (Цель: заинтересовать изучаемым материалом, обратиться к опыту школьников) 4. - Подводный мир – Он так прекрасен… Веками под водою скрыт! Подводный мир таит немало загадок. В голубой толще воды живут удивительные морские обитатели. Нельзя не восхититься, насколько таинственным и великолепным бывает подводный мир. Такого многообразия жизни, ярких красок и причудливых форм на суше просто встретить невозможно. | Готовятся к восприятию информации, (смотрят видео-сюжет 20-30 сек.). Внимательно слушают учителя . | Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к восприятию информации успешности учебной деятельности. |
2 | Актуализация знаний, постановка проблемы (4-5 мин) | 1. - В подводный мир может отправиться не каждый, а только тот, кто успешно справился с домашним заданием. 2. - На доске написаны два подтипа: БЕСЧЕРЕПНЫЕ и ЧЕРЕПНЫЕ. - Назовите, к какому ТИПУ они относятся? (Тип хордовые) - Кто мне скажет, какие КЛАССЫ входят в этот тип? - Какие ОСОБЕННОСТИ этих классов вы знаете? - Молодцы! Все готовы к морским путешествиям! 3. - Чтобы отправиться в путешествие, мы должны знать: Какие опасности нас подстерегают на пути? Что удивительного мы можем увидеть в толще воды? 4. Приём «Чёрный ящик» - В черном ящике находится живой организм, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, вы должны ответить на 4 вопроса: 1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах. Держали в Древнем Риме и Греции. 2. Есть такой знак зодиака. 3. В хороших условиях содержания могут дожить до 50 лет. 4. Сказочный персонаж, исполняющий три желания. - О ком сегодня пойдёт речь на уроке? | Слушают учителя, высказывают мнение, обосновывают ответ. Записывают на доске: «Тип хордовые» «Классы хордовых» «Особенности классов» Предполагают, какие опасности подстерегают их на пути; что удивительное они могут увидеть в толще воды. Разгадывают загадки и отвечают: на уроке разговор пойдёт о рыбах. Высказывают суждение, что имеют недостаточный уровень знаний по теме «Рыбы». | Познавательные УУД: уметь опираться на материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос, уметь соотносить высказанное мнение в соответствии с поставленной проблемой. |
3 | Сообщение темы урока, постановка цели (3-4мин) | 1. - Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать! Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро-быстро уплыла. 2. - Как вы думаете, ребята, ПЛАВНИКИ РЫБ – это руки или ноги? Интересные предположения! А так ли это? Поставим ПЕРВУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ. 3. - Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий – к конуре. Белкин след ведёт к дуплу. Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? - Ребята, где и как спят рыбы и спят ли они? Чтобы дать правильный ответ на вопрос, надо рассмотреть, что внутри у рыбки есть. Поставим ВТОРУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ. Исходя из поставленных задач, определим ЦЕЛЬ УРОКА: РАССМОТРЕТЬ СТРОЕНИЕ РЫБ. Это и будет ТЕМА нашего урока. | Ученики отвечают на вопросы, выказывая желание узнать больше о рыбах, разобраться в непонятном. Высказывают предположение о плавниках. Ставят первую задачу урока. Высказывают предположение, спят ли рыбы. Ставят вторую задачу урока. Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему урока в тетради. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные УУД: уметь выделить значимое, позволяющие разобраться в вопросе. Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем. |
4 | Открытие нового знания (7-8мин) | 1. - Откройте тетради, запишите в первую графу: Кто такие рыбы? Что вы знаете о рыбах? 2. (Слайд 2-3) «Хрящевые и Костные рыбы» - Надкласс Рыбы включает два класса: Хрящевые и Костные рыбы. - Как вы считаете, что послужило причиной разделения рыб на такие группы? Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и океанских глубин – акулы и скаты. А вот представители Костных рыб обитают не только в соленых, но и в пресных водоемах. 3. - Так кто же такие рыбы? Давайте мы обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Рыбы – это………………………………. 4. - Слово «ихти́с» с греческого переводится как «РЫБА». - Как вы думаете, как будет называться наука, изучающая надкласс рыбы? - Запишите определение в тетради. 5. (Слайд 4) «Крылатые выражения» - В народе существуют крылатые выражения: «Чувствовать себя, как рыба в воде», «Нем, как рыба». В конце урока мы постараемся выяснить: - что означает фраза «Чувствовать себя, как рыба в воде»; - и справедлива ли фраза? «Нем, как рыба». | Высказывают своё мнение. Исправляют неточные ответы. Заполняют графу «До» в тетрадях и на доске. Предполагают: вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб - хрящ или кость. Работа со словарём: ищут лексическое толкование слова в словаре. Дают ответ: «Ихтиология». Записывают определение в тетрадь. | Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные УУД: уметь работать со словарём, находить нужную информацию, воспроизводить её. Личностные УУД: уметь приводить примеры пословиц и поговорок о рыбах. |
5. | Самостоятельная работа (10-15 мин) | 1. -Давайте поближе познакомимся с этими удивительными существами- рыбами. Для этого разобьемся на 2 группы: 1 группа рассматривает ВНЕШНЕЕ строение рыбы 2 группа рассматривает ВНУТРЕННЕЕ строение рыбы (Каждой группе выдается карточка с вопросами) (Во время ответа группы вопросы выносятся на слайд) 2. (Слайд 5) Вопросы группе 1: - Какая форма тела у рыб? (обтекаемая) - Из каких отделов состоит тело рыбы? (голова, туловище и хвост) - Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону (нет, т.к. шея отсутствует) - Почему тело рыб скользкое? (в коже рыб находятся железы, которые выделяют слизь) -Каково значение слизи? (уменьшает трение о воду) - Подумайте, какое значение имеет чешуя в жизни рыбы? (защитный покров) - Рассмотрите чешую рыбы. Можно ли по ним определить возраст рыб? (да, на чешуе видны годовые кольца) - Какой цвет кожи у рыб на спинке и брюхе? Каково его значение? - Где расположены глаза у рыбы? (по бокам головы, они видят на близком расстоянии и различают цвета) - Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников) - Перечислите парные и непарные плавники (непарные: хвостовой, спинной, анальный; парные: грудные, брюшные) - С помощью какого плавника рыбы двигаются вперед? (хвостового плавника) - Какие плавники удерживают тело рыбы в вертикальном положении? (брюшные) - А какие плавники участвуют в поворотах тела? (грудные) - Что расположено на боках тела рыбы (расположены органы боковой линии – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде) - Имеется ли у рыб слуховой анализатор (да, внутреннее ухо) - Так что же такое плавники: руки или ноги (это плавники). 3. - Мы решили с вами ПЕРВУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ. 4. (Слайд 6) Вопросы группе 2: - Из каких отделов состоит скелет рыб (состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников) - Из чего состоит позвоночник (из позвонков) - Есть ли у рыб ребра? (да, есть) - Какую функцию выполняет плавательный пузырь? - Назовите органы дыхания рыб (жабры) - Дайте характеристику кровеносной системе рыб. - Дайте характеристику нервной системе. - Дайте характеристику половой системе. - Дайте характеристику пищеварительной системе. - Так спят ли рыбы? И если спят, то где? (рыбы не спят, а просто находятся в неподвижном состоянии) Мы решили ВТОРУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ. | Работа в группах. Делятся на две группы, изучают вопросы, готовят ответы на них. Озвучивают ответы. | Познавательные УУД: уметь анализировать изученное, опираясь на жизненный опыт, обосновывать мнение. Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением одноклассника. |
6 | Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин) | 1. - Ребята, ответьте на мои вопросы (фронтальный опрос): 1) Рыбы – это позвоночные животные? 2) У рыб тело разделено на головогрудь и брюшко? 3) Тело большинства рыб покрыто костной чешуей? 4) У рыб тело сжато с боков и разделено на голову, туловище и хвост? 5) Орган дыхания рыбы представлен легкими? 6) Все рыбы имеют обтекаемую форму тела? 7) Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь? 8) Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост? 9) Рыбы не имеют органов слуха? 10) Органы дыхания рыб – жабры? 11) Парные плавники - спинной, хвостовой, непарные - грудной и брюшной? 12) По бокам тела рыбы находится органы боковой линии? 13) Закрывают ли рыбы глаза, когда спят? 14) Различают ли рыбы цвет? 2. Работа в парах: 1 пара – на изображённом рисунке подписать внешнее строение тела рыб; 2 пара - на изображённом рисунке подписать органы пищеварительной системы рыб; 3 пара - на изображённом рисунке найти и подписать парные и непарные плавники; 4пара - на изображённом рисунке подписать органы кровеносной системы рыб; 3.- Проверьте работу, выполненную другой группой. Оцените по пятибалльной шкале. | Участвуют в фронтальном опросе, отвечая на поставленные учителем вопросы словом «ДА» и «НЕТ». Дают верное утверждение. Работают в парах: Создают образовательный продукт - ПЛАШКИ – ТАБЛИЦЫ с целью дальнейшего использования их на уроках биологии на этапе повторения материала. Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу другой группы. | Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой). Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в учебнике. Личностные УУД: уметь оценивать и аргументировать оценку. |
7. | Итог урока. Рефлексия (3-4мин.) | 1. - Откройте тетради, запишите во вторую графу «ПОСЛЕ»: Кто такие рыбы? Что вы знаете о рыбах? 2. «Карта настроения» - На доске вы видите КАРТУ НАСТРОЕНИЯ. Наклейте свои стикеры: на каком из островов вы сегодня пребывали - остров Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости. 2. (Слайд 7) -Зачитайте четверостишие: О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам, - Чтоб их побольше стало! 3. – Заполните таблицу «Моя оценка на уроке» (учитель соглашается или оспаривает, аргументируя своё мнение) | Записывают то, что узнали на уроке: о скелете рыбы и его частях, о системе органов дыхания, о пищеварительной системе, о среде обитания, о кровеносной системе, о выделительной системе. Ученики размещают СТИКЕРЫ в соответствии с настроением. Оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку в таблицу. Выслушивают мнение учителя. | Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Познавательные УУД: уметь демонстрировать свои знания. Личностные УУД: уметь отстаивать свою точку зрения. |
| Домашнее задание (1-2 мин.) | 1)Прочитать параграф 21. Усвоить материал, приготовить пересказ. 2)Выяснить, какие рыбы в Вологодской области занесены в Красную книгу. Записать в тетрадь. 3) Составить СИНКВЕЙН на тему «Внешнее и внутреннее строение рыб» (по выбору учащихся). | Внимательно слушают учителя. Осуществляют записи в дневнике и тетради. Определяются с выбором творческого задания. | Познавательные УУД: уметь пополнять запас знаний. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других. Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности. Личностные УУД: уметь выразить чувство удовлетворения проделанной работой на уроке. |