СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный метапредметный урок» Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный метапредметный урок»

 

Конспект урока биологии в 7 классе

по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб»

Просмотр содержимого документа
«Современный метапредметный урок» Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб»»







«Современный метапредметный урок»


Конспект урока биологии в 7 классе

по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб»





















Пояснительная записка к уроку

(Определение особенностей и места урока в курсе)


С точки зрения деятельностного подхода, представленный на конкурс урок – урок «открытия нового знания». Данная тема входит в состав главы 2 «Многоклеточные животные», преподаётся после темы «Беспозвоночные».

Тема по программе изучается 3 часа и представлена в 3 параграфах учебника.

Целью данной темы является изучение внешнего и внутреннего строения рыб, особенностей их размножения, изучение систематических групп рыб, рассмотрение особенностей их использования и охраны. Данная тема включает в себя такие понятия, как: рыбы, чешуя, непарные и парные плавники, плавательный пузырь, жаберные дуги, икринки, мальки, нерест, хрящевые рыбы, костные рыбы, рыболовство и т.д. Данный урок является первым в изучении темы.

Технологическая карта урока


Предмет _ Биология__________________________________________ Класс _7____________________

Базовый учебник Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл. : / 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.

Тема урока «Внешнее и внутреннее строение рыб»


Цели урока:

Обучающие:

  1. Сформировать знания об общей характеристике рыб.

  2. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания.

Развивающие:

  1. Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенное, делать общие выводы.

  2. Развитие умения применять межпредметные знания на практике.

  3. Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

  4. Развитие умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

  5. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимоуважение, культуру общения.

  2. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:


развитие интереса и познавательных способностей учащихся в процессе выполнения работы и приобретения опыта познавательной деятельности через решение биологических задач формирование экологического сознания; осознание представлений ценности класса рыб, как важного компонента биосферы.




Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:


формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; планирование своей познавательной деятельности систематизация, обобщение, анализ добытой информации; организация совместной деятельности с учителем и сверстниками.



Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

углубление знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формировании предметных компетенций учащихся по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».



Тип рока: урок «открытия нового знания»

Вид урока: урок-исследование



Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3-5 мин)

2. Актуализация знаний, постановка проблемы (4-5 мин)

3. Сообщение темы урока, постановка цели (3-4мин)

4. Открытие нового знания (7-8мин)

5. Самостоятельная работа (10-15мин)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин)

7. Итог урока. Рефлексия (3-4мин)

8. Домашнее задание (1-2 мин)

Технология: проблемно-диалоговая

Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал; «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова, М., Русский язык, 1986; Интерне – ресурс, презентация; учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология: Животные. 7 кл. : / 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (3-5 мин)

1. Прием “Обращение к видео-сюжету”

(Слайд1) (Цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку).

Учитель:

2 .- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас на уроке биологии. Надеюсь, вы пришли с хорошим настроением!

- Сегодня нам предстоит встреча с подводным миром.

3. - Посмотрите на экран. Вашему вниманию предоставляется небольшой видео-сюжет:

https://yandex.ru/video/search?text=вид%20под%20водой

(Видео-сюжет) (Цель: заинтересовать изучаемым материалом, обратиться к опыту школьников)

4. - Подводный мир –

Он так прекрасен…

Веками под водою скрыт!

Подводный мир таит немало загадок. В голубой толще воды живут удивительные морские обитатели. Нельзя не восхититься, насколько таинственным и великолепным бывает подводный мир. Такого многообразия жизни, ярких красок и причудливых форм на суше просто встретить невозможно.

Готовятся к восприятию информации,

(смотрят видео-сюжет 20-30 сек.).


Внимательно слушают учителя .

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к восприятию информации успешности учебной деятельности.




2

Актуализация знаний, постановка проблемы (4-5 мин)

1. - В подводный мир может отправиться не каждый, а только тот, кто успешно справился с домашним заданием.

2. - На доске написаны два подтипа: БЕСЧЕРЕПНЫЕ и ЧЕРЕПНЫЕ.

- Назовите, к какому ТИПУ они относятся? (Тип хордовые)

- Кто мне скажет, какие КЛАССЫ входят в этот тип?

- Какие ОСОБЕННОСТИ этих классов вы знаете?

- Молодцы! Все готовы к морским путешествиям!


3. - Чтобы отправиться в путешествие, мы должны знать:

Какие опасности нас подстерегают на пути?

Что удивительного мы можем увидеть в толще воды?


4. Приём «Чёрный ящик»

- В черном ящике находится живой организм, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке.


Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, вы должны ответить на 4 вопроса:

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах. Держали в Древнем Риме и Греции.

2. Есть такой знак зодиака.

3. В хороших условиях содержания могут дожить до 50 лет.

4. Сказочный персонаж, исполняющий три желания.


- О ком сегодня пойдёт речь на уроке?

Слушают учителя, высказывают мнение, обосновывают ответ.

Записывают на доске:

«Тип хордовые»

«Классы хордовых»

«Особенности классов»

Предполагают, какие опасности подстерегают их на пути;

что удивительное они могут увидеть в толще воды.


Разгадывают загадки и отвечают: на уроке разговор пойдёт о рыбах.


Высказывают суждение, что имеют недостаточный уровень знаний по теме «Рыбы».


Познавательные УУД: уметь опираться на материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос, уметь соотносить высказанное мнение в соответствии с поставленной проблемой.

3

Сообщение темы урока, постановка цели (3-4мин)


1. - Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать!

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.


2. - Как вы думаете, ребята, ПЛАВНИКИ РЫБ – это руки или ноги?

Интересные предположения! А так ли это?

Поставим ПЕРВУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ.


3. - Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий – к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу.

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?


- Ребята, где и как спят рыбы и спят ли они?


Чтобы дать правильный ответ на вопрос, надо рассмотреть, что внутри у рыбки есть.


Поставим ВТОРУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ.


Исходя из поставленных задач, определим ЦЕЛЬ УРОКА: РАССМОТРЕТЬ СТРОЕНИЕ РЫБ.

Это и будет ТЕМА нашего урока.

Ученики отвечают на вопросы, выказывая желание узнать больше о рыбах, разобраться в непонятном.


Высказывают предположение о плавниках. Ставят первую задачу урока.


Высказывают предположение, спят ли рыбы. Ставят вторую задачу урока.


Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.


Записывают тему урока в тетради.



Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь выделить значимое, позволяющие разобраться в вопросе.

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие нового знания (7-8мин)


1. - Откройте тетради, запишите в первую графу:


Кто такие рыбы?

Что вы знаете о рыбах?


ДО

ПОСЛЕ






2. (Слайд 2-3) «Хрящевые и Костные рыбы»

- Надкласс Рыбы включает два класса: Хрящевые и Костные рыбы.


- Как вы считаете, что послужило причиной разделения рыб на такие группы?


Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и океанских глубин – акулы и скаты. А вот представители Костных рыб обитают не только в соленых, но и в пресных водоемах.


3. - Так кто же такие рыбы? Давайте мы обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Рыбы – это……………………………….


4. - Слово «ихти́с» с греческого переводится как «РЫБА».

- Как вы думаете, как будет называться наука, изучающая надкласс рыбы?

- Запишите определение в тетради.

5. (Слайд 4) «Крылатые выражения»


- В народе существуют крылатые выражения:

«Чувствовать себя, как рыба в воде»,

«Нем, как рыба».

В конце урока мы постараемся выяснить:

  • - что означает фраза «Чувствовать себя, как рыба в воде»;

  • - и справедлива ли фраза? «Нем, как рыба».

Высказывают своё мнение.


Исправляют неточные ответы.


Заполняют графу «До» в тетрадях и на доске.


Предполагают: вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб - хрящ или кость.





Работа со словарём: ищут лексическое толкование слова в словаре.



Дают ответ: «Ихтиология».





Записывают определение в тетрадь.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).


Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.


Познавательные УУД: уметь работать со словарём, находить нужную информацию, воспроизводить её.

Личностные УУД: уметь приводить примеры пословиц и поговорок о рыбах.

5.

Самостоятельная работа (10-15 мин)


1. -Давайте поближе познакомимся с этими удивительными существами- рыбами.


Для этого разобьемся на 2 группы:


1 группа рассматривает ВНЕШНЕЕ строение рыбы

2 группа рассматривает ВНУТРЕННЕЕ строение рыбы


(Каждой группе выдается карточка с вопросами)

(Во время ответа группы вопросы выносятся на слайд)


2. (Слайд 5) Вопросы группе 1:

 - Какая форма тела у рыб?  (обтекаемая)

- Из каких отделов состоит тело рыбы? (голова, туловище и хвост)

- Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону (нет, т.к. шея отсутствует)

- Почему тело  рыб скользкое? (в коже рыб находятся железы, которые выделяют слизь)

-Каково значение слизи? (уменьшает трение о воду)

- Подумайте, какое значение имеет чешуя в жизни рыбы? (защитный покров)

- Рассмотрите чешую рыбы. Можно ли по ним определить возраст рыб?  (да, на чешуе видны годовые кольца)

- Какой цвет кожи у рыб на спинке и брюхе? Каково его значение? 

- Где расположены глаза у рыбы? (по бокам головы, они видят на близком расстоянии и различают цвета) 

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников)

- Перечислите парные и непарные плавники (непарные: хвостовой, спинной, анальный; парные: грудные, брюшные)

- С помощью какого плавника рыбы двигаются вперед? (хвостового плавника)

- Какие плавники удерживают тело рыбы в вертикальном положении? (брюшные)

- А какие плавники участвуют в поворотах тела? (грудные)

- Что расположено на боках тела рыбы  (расположены органы боковой линии – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде)

- Имеется ли у рыб слуховой анализатор (да,  внутреннее  ухо)

- Так что же такое плавники: руки или ноги (это плавники).



3. - Мы решили с вами ПЕРВУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ.


4. (Слайд 6) Вопросы группе 2:

- Из каких отделов состоит скелет рыб (состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников)

- Из чего состоит позвоночник (из позвонков)

- Есть ли у рыб ребра?  (да, есть)

- Какую функцию выполняет плавательный пузырь?

- Назовите органы дыхания рыб (жабры)

- Дайте характеристику кровеносной системе рыб.

- Дайте характеристику нервной системе.

- Дайте характеристику половой системе.

- Дайте характеристику пищеварительной системе.

- Так спят ли рыбы? И если спят, то где? (рыбы не спят, а просто находятся в неподвижном состоянии)

Мы решили ВТОРУЮ задачу урока: РАССМОТРЕТЬ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ.

Работа в группах.


Делятся на две группы, изучают вопросы, готовят ответы на них.


Озвучивают ответы.



Познавательные УУД: уметь анализировать изученное, опираясь на жизненный опыт, обосновывать мнение.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением одноклассника.

6

Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин)

1. - Ребята, ответьте на мои вопросы (фронтальный опрос):


1) Рыбы – это позвоночные животные?

2) У рыб тело разделено на головогрудь и брюшко?

3) Тело большинства рыб покрыто костной чешуей?

4) У рыб тело сжато с боков и разделено на голову, туловище и хвост?

5) Орган дыхания рыбы представлен легкими?

6) Все рыбы имеют обтекаемую форму тела?

7) Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь?

8) Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост?

9) Рыбы не имеют органов слуха?

10) Органы дыхания рыб – жабры?

11) Парные плавники - спинной, хвостовой, непарные - грудной и брюшной?

12) По бокам тела рыбы находится органы боковой линии?

13) Закрывают ли рыбы глаза, когда спят?

14) Различают ли рыбы цвет?


2. Работа в парах:

1 пара – на изображённом рисунке подписать внешнее строение тела рыб;



2 пара - на изображённом рисунке подписать органы пищеварительной системы рыб;


3 пара - на изображённом рисунке найти и подписать парные и непарные плавники;


4пара - на изображённом рисунке подписать органы кровеносной системы рыб;



3.- Проверьте работу, выполненную другой группой. Оцените по пятибалльной шкале.

Участвуют в фронтальном опросе, отвечая на поставленные учителем вопросы словом «ДА» и «НЕТ».


Дают верное утверждение.














Работают в парах:

Создают образовательный продукт - ПЛАШКИ – ТАБЛИЦЫ с целью дальнейшего использования их на уроках биологии на этапе повторения материала.


Выполняют взаимопроверку. Оценивают работу другой группы.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой).

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в учебнике.


Личностные УУД: уметь оценивать и аргументировать оценку.

7.

Итог урока. Рефлексия

(3-4мин.)


1. - Откройте тетради, запишите во вторую графу «ПОСЛЕ»:


Кто такие рыбы?

Что вы знаете о рыбах?


ДО

ПОСЛЕ















2. «Карта настроения»


- На доске вы видите КАРТУ НАСТРОЕНИЯ.

Наклейте  свои  стикеры:  на каком из островов вы сегодня пребывали -

остров Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости


2. (Слайд 7)

-Зачитайте четверостишие:


О рыбах много знаем мы, 

И в то же время мало;

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало!


3. – Заполните таблицу «Моя оценка на уроке»

(учитель соглашается или оспаривает, аргументируя своё мнение)


Записывают то, что узнали на уроке:

  • о скелете рыбы и его частях,

  • о системе органов дыхания,

  • о пищеварительной системе,

  • о среде обитания,

  • о кровеносной системе,

  • о выделительной системе.


Ученики размещают СТИКЕРЫ в соответствии с настроением.


Оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку в таблицу.


Выслушивают мнение учителя.


Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь демонстрировать свои знания.


Личностные УУД: уметь отстаивать свою точку зрения.


Домашнее задание

(1-2 мин.)


1)Прочитать параграф 21. Усвоить материал, приготовить пересказ.


2)Выяснить, какие рыбы в Вологодской области занесены в Красную книгу. Записать в тетрадь.


3) Составить СИНКВЕЙН на тему «Внешнее и внутреннее строение рыб» (по выбору учащихся).


Внимательно слушают учителя.


Осуществляют записи в дневнике и тетради.


Определяются с выбором творческого задания.

Познавательные УУД: уметь пополнять запас знаний.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.

Личностные УУД: уметь выразить чувство удовлетворения проделанной работой на уроке.






Приложение 1.

Слайд 1









Слайд 2















Слайд 3













Слайд 4















Слайд 5













Слайд 6












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!