Межпредметный подход в изучении биологии и химии
Так как в школах проводится и профориентационная работа (ученики старших классов, как правило, уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету), именно поэтому, чтобы заинтересовать учащихся в изучении предмета, необходимо проводить и интегрированные уроки, где можно показать взаимосвязь биологии и химии с другими предметами. Ведь, биология и химия интегрируются со многими предметами школьного курса: физикой, астрономией, географией, математикой, историей, литературой.
Опираясь на знания этих наук, учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему, используя знания с разных учебных дисциплин, и, таким образом, достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.
Включая межпредметные проекты в урок, педагог решает задачу усвоения учащимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Темы межпредметных проектов наших учащихся:
- межпредметный проект «Мы и космос» (физика, химия, биология) включает и межпредметные связи и проведение интегрированных уроков; может быть использован при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной декады естественных дисциплин;
- «Результаты путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль» (биология - география);
- «Истории возникновения названий химических элементов» (химия - история);
- «Углерод – царь живой природы» (химия – биология) и др.
Интегрированные уроки, межпредметные связи являются звеном одной цепочки действующей по усложняющейся схеме: межпредметный урок - интегрированный урок - метапредметный урок.
Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.
В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя:
- учителю необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития;
- учителю нужно осваивать и применять новые современные технологии;
- самое важное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, учить детей «учиться».
Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность.
Метапредметный подход в изучении биологии и химии лежит в основе построения занятий, а метапредметный тип интеграции позволяет творчески подходить к учебному материалу. При этом сокращается разобщенность, оторванность друг от друга предметов естественнонаучного цикла.
Учащиеся, на своём личном опыте, убеждаются в преобразующей силе науки, а метапредметность формирует у них многогранную, естественнонаучную картину мира.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, как лучше решить проблему.
Мы считаем, что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе, метода учебных проектов, можно наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Обязанность учителя биологии и химии - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.
Таким образом, применение метода проектов на уроках биологии и химии, и во внеурочной деятельности делает учебный процесс творческим, познавательным, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.
Из всего выше изложенного материала, логически следует вывод: на уроках биологии и химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.
В результате применения метода проектов, развиваются творческие и исследовательские способности учащихся, повышается их активность. Это способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению учащимися навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности в учащихся и интереса к изучению предмета.
Использование метода проектов на уроках биологии и химии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения.
От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.
Выше сказанное, подтверждают результаты государственной итоговой аттестации (за последние 5 лет качество знаний выпускников, сдающих экзамен по химии и биологии - 100 %), а также результаты качества знаний учащихся 6-9 классов за период с 2017-2018 уч. года по 2019-2020 уч. г.г. (Приложение 1).
Таким образом, использование современных подходов к преподаванию биологии и химии, а также проектной технологии, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, получать положительные и стабильные результаты, повысить качество образования.
Приложение