СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметная проектная задача для учащихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметная проектная задача дает возможность учащимся  «прожить» новую для них  практическую ситуацию, применив известные  им способы действий (знаний, умений), где итогом становится реальный детский продукт (письмо-ответ Незнайке). В процессе урока решаются следующие задачи:1)Формирование активной учебной позиции учащихся. 2)Формирование умения планировать действия, моделировать, взаимодействовать в группе.3)Развитие творческого потенциала учащихся. 4)Воспитание  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная проектная задача для учащихся 3 класса»

Межпредметная проектная задача для учащихся 3-4 классов

Цель:

Дать возможность учащимся «прожить» новую для них практическую ситуацию, применив известные им знания, умения, способы действий? где итогом становится реальный детский продукт (письмо-ответ Незнайке)

Познакомить учащихся с творчеством писателя - земляка Владимира Шамова, с его легендами о реке Оби, о строительстве города, о людях, оставивших неизгладимый след в истории Новосибирска


Задачи:

Формирование активно-познавательной учебной позиции учащихся

Воспитание патриотизма, любви к родному краю, гордости за своих знаменитых земляков

Знакомство с самобытностью и яркостью написания «Новосибирских сказок» Владимира Шамова.

Развитие воображения, логического мышления, творческих способностей и эмоциональной отзывчивости у детей.

Формирование умения работать в команде, уважать собеседника, взаимодействовать, помогать друг другу.

Формирование умения вычленять из текста необходимую информацию, использовать ее при выполнении заданий, планировать свои действия



Описание проектной задачи:



Работа над задачей построена таким образом, что в процессе ее выполнения учащиеся должны обращаться к текстам «Новосибирских сказок» В. Шамова.

Ребята, мы получили письмо от Незнайки из Солнечного города, давайте с ним познакомимся




Здравствуйте, ребята!

Пишет вам коротышка из Солнечного города. Меня зовут Незнайка. Я, насмотрев-шись на своих великих коротышек: Знайку. Винтика, Шпунтика, Сиропчика, Тюбика, Гуслю, Пилюлькина и др. малышей решил стать писателем и оставить неизгладимый след в истории Солнечного города. Моя великая мечта – написать сказки-истории о своих земляках. Кто, если не я, запечатлеет их имена в истории Солнечного города? Помогите мне, познакомьте меня с таким писателем, который пишет удивительные мифологические истории о прошлом замечательных людей интересно, доступно, по-детски увлекательно, расскажите мне о нем и о героях его сказок. И я обещаю вам, что буду на него похожим, выполню все ваши рекомендации и стану известным писателем-сказочником.

Сейчас мы с вами разделимся на группы по 7-8 человек, для этого подойдите ко мне и возьмите жетон. Займите свое место за столом в соответствии с цветом жетона. Каждая группа будет работать самостоятельно. В результате мы получим 2 ответа на письмо Незнайки. Как будут выглядеть эти ответы, насколько они будут ценны и важны, зависит от вас, от вашей внимательности, находчивости, смекалки, знаний и умений.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группе:

1. Умей выслушать товарища;

2. Своё мнение должен высказать каждый; 

3. Закончив дело, помоги другу;

4. Работай тихо, чтобы не мешать другим;

5.Соблюдай порядок на рабочем месте.

Каждая группа получает конверт с заданиями и материалами

1 задание: Познакомьтесь с творчеством В. Шамова

2 задание: Составьте план действий

3 задание: Распределите обязанности внутри группы (заполните таблицу)



Ф.И.

Задание


Кто такой Владимир Викторович Шамов? (Ответьте на вопросы: Откуда он родом? Какой он? Кто его друзья? Главные качества личности детского писателя? Почему его называют «Городским Придумщиком», О чем и о ком он пишет? и.т.д. )


Составьте таблицу, прочитав сказки: «Четыре бороды», «Говорящий елец», «Миша Шиша», «Чудо под асфальтом», «Как Городовичок со временем играл», «Необычайные пожарницы», «Обинушкин любимчик», «Говорящий памятник».

Название сказки

Главная мысль сказки (о чем сказка)

Герои сказки (Волшебные и /или/ реальные)

Понравившиеся фразы или предложения

Вопрос(ы) по сказке классу ( с правильным(и) ответом(ами) на него)




Проанализируйте таблицу, сделайте вывод: о каких реальных людях и событиях рассказывают сказки, а что в них вымышленное? (Выводы запишите)


Вспомните основные правила написания писем (форма, тип текста, слова-обращения, заключение и т.п.) Отредактируйте текст письма (проверьте грамматические ошибки)


Проиллюстрируйте свою работу, изобразив героев прочитанных сказок.


Приготовьте наглядность для своего выступления (в виде газеты, альбома, «раскладушки», путешествия по сказкам, «живой газеты», объемного макета и т.д.)


Оцените работу каждого члена группы


Самооценка:
Поставь отметки на оценочной шкале:
насколько интересной показалась тебе эта работа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

оцени свой вклад в решение задач. Насколько ты оказался полезен своей группе при решении задач.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10





4.Задание. Выберите представителя для защиты своего выступления.

5.Задание. Задайте, придуманные вами вопросы по сказкам, классу. (Подтвердите или опровергните правильность ответов)

Во время работы групп эксперты заполняют экспертные листы.

Экспертный лист оценки работы группы



вопросы

ответы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, ознакомились со всем списком заданий, и т.п.)?


Каким образом распределили обязанности между членами группы (решали все вместе или распределили задания каждому)?


Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы (каким образом)?


Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий?


Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения заданий?


В какой мере результат соответствует поставленной задаче?


Выступление представителей от команд

Сегодня вы проделали огромную работу, познакомились сами и написали Незнайке об удивительном детском авторе, нашем земляке – Шамове Владимире Викторовиче. Это необычный, творческий человек с активной жизненной позицией, любящий свой родной край. Помимо тех сказок, с которыми вы познакомились на уроке, у него есть много других. Я предлагаю вам прочитать их дома. И тогда вы сможете ответить на множество вопросов, например, таких как, Почему речка Ельцовка носит такое название? или почему деревня, от которой пошел наш город, назвали Кривощеково? Кто помогал строителям испытывать мосты на прочность? И др. А самые внимательные читатели, ответившие на вопросы «Блиц-турнира», получат звание «Лучших читателей класса»

Подведение итогов

Рефлексия: Продолжите предложения:

-Сегодня я узнал(а) о…

- Мне больше всего удалось...
-Я могу себя похвалить за ...
-Я могу похвалить одноклассников за ...

-Для меня было открытием ...
-Меня удивило ...

Домашнее задание для юных следопытов

«Блиц-турнир мудрых мыслей»

Из каких сказок В.В. Шамова эти строки:

1)…в прошлом жизнь людей, что создавали наш город…

2)…В истории, как и в жизни, грустное соседствует с радостным…

3)…надо любить свой город и быть уверенным в том, что добрых людей гораздо больше, чем злых и плохих…

4)…как важно как можно раньше узнать, что такое Добро и Зло; как важно встретить доброго друга-волшебника и как можно быстрее самому стать таким…

5)…как приходят сказки: они из жизни любимых дедушек и бабушек, из человеческих судеб складываются…

6)…самая трудная-претрудная работа для Зависти – попасть в душу ребенка потому, что они, ваши души, чистые, светлые и наполнены верой в добро…

7)…а бабушка, тоже добрая волшебница, довязала носочки из добра, нежности и ласки.

8)…Нельзя одного всемером обижать, тем более того, кто доброе дело сделал…







Материалы для работы

 «В детстве и сейчас»

 

1.  Когда и где. Вы родились? Расскажите о Вашей семье.

Родился я в чудном месте, с проникновенно прозрачным и воздушным названием – Чистоозерное. Мой папа всю жизнь добросовестно служил кино, мама лечила людей, бабушка (когда я родился, ей было 70 лет, а умерла она на 101-м году жизни) была для нас кормилицей, поилицей, воспитателем, учителем в делах житейских... 

 

5.-6. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали. Вам хотелось быть похожим, почему именно на них? Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте?

В детстве моими любимыми книжками были «Два капитана», «Граф Монтекристо», «Всадник без головы», «Шахматы» Майзелиса, рассказы Юрия Германа, «Айвенго», «Как закалялась сталь», «Дело пестрых» и другие. Положительные герои этих произведений вызывали у меня желание формировать в себе какие-то высокие качества. Я не припомню, чтобы я ставил перед собой цель походить на кого-нибудь из них или реальных людей. Дело, очевидно, в том, что круг друзей семьи был для нас примером. Это были люди, думающие о Родине, служащие ей, инициативные, увлеченные. Мне тогда казалось, что все люди такие, и я, естественно, должен быть таким-же. 
В зрелом возрасте я продолжаю много читать. Сфера моих интересов – историческая книга, художественная литература, поэзия. Иногда я перечитываю книги, которые читал в детстве и юности, и испытываю от этого истинное удовольствие.

 

10.  Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым и почему?

Так уж устроена жизнь, что все дети мечтают поскорее стать взрослыми. Но жить, вообще-то, не надо «поскорее», жизнь слишком быстро проходит. Важно другое: надо всегда жить так, чтобы побольше успеть, узнать что-то, чему-то научиться и как можно раньше приносить пользу, тогда житие оправдано.

 

3. Писатель (поэт) — это?..

Писатель – это человек как человек, которому ничто человеческое не чуждо, но который не может справиться с желанием рассказать людям о том, что его тревожит, о чем он думает, и считает при этом, что у него сие получается. Некоторым помогает Бог. Поэт – это все тот же человек, которому тоже не чуждо все человеческое, только он умеет переносить свои глубокие мысли и чувства в музыку слова и этим заставлять нас сопереживать его настоящим движениям души. А глубина мыслей и чувств дана ему опять же Богом.

  

21.  С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?

Со многими. Вряд ли перечисление их фамилий прольёт свет на что-либо. Хотя, «скажи мне, кто твой друг...». Дружил с Юрием Михайловичем Магалифом, Сашей Плитченко, дружу с Мишей Щукиным, а знал, действительно, многих из тех, кого уже нет, и тех, кто, слава Богу, еще творит. Думаю, важнее, что во всех этих знакомствах я видел возможность приглядеться, понять – интересные же люди. Подавляющее большинство из них вызывают у меня искреннее уважение. Я бы даже сказал так: мне повезло с современниками, я счастливчик, потому что знаком со многими людьми талантливыми, направляющими свое дарование на службу своему народу, Сибири, России-матушки


Историческая справка

Письмо́ (сообщéние). Письмом является в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.


 СТРУКТУРА ПИСЬМА


       Как и всякое творение человеческого разума, письмо имеет соответствующую структуру, включающую определенные части. В деловом, официальном письме их больше. В личном, неофициальном письме — меньше. 
В общем и наиболее полном виде структура неофициального письма может быть представлена следующим образом:

1. Адрес отправителя

2. Дата 

3. Приветствие 

4. Текст письма 

5. Заключительная фраза

6. Постскриптум, т.е. приписка к оконченному письму  (Не обязательно) 

Как написать письмо

Письмо начинается с неофициального обращения.  Представьте, что вы пишете настоящему другу, а друзей обычно называют по именам.

Начните свое письмо с дружеского обращения.
 После обращения обязательно ставится запятая!
После запятой вы начинаете с заглавной буквы, а не со строчной.
 Разделите текст письма на несколько логических абзацев. Каждый абзац должен начинаться с красной строки.
В первом абзаце вам следует поблагодарить своего друга за письмо
Основная часть письма  должна состоять из 2—3 абзацев. В этой части своего письма вы должны раскрыть все проблемы, указать на способы их решения. Внимательно прочитайте вопросы, заданные в письме, и постарайтесь дать на них развернутые ответы.

В последнем параграфе вам следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо и упомянуть о дальнейших контактах.

Тексты сказок: Четыре бороды»

Легенда о плане градостроительства, о первых улицах и площадях будущего города.

1.​ С кого молодые строители взяли пример, и начали отращивать бороды?

/профессор Белелюбский, писатель Гарин-Михайловский, инженеры Будагов и Тихомиров/

Говорящий елец»

Сказка о том, почему речка Ельцовка называется Ельцовкой, почему маслозавод и мясокомбинат строили рядом с кож- да хромзаводиками, как придумали избавляться от неприятного запаха с этих предприятий.

1.​ Почему речку назвали Ельцовкой?

/В ней водились красноперые чебачки или ельцы./

2.​  Какое доброе дело сделал Витюха для говорящего ельца?

/Отпустил его./

3.​ Каким способом говорящий елец защитил мальчика от всех обид на всю жизнь?

/Елец ударил хвостом по воде и облил Витюху с ног до головы./

«Миша Шиша»

Сказка о том, как в наш город пришло электричество, а с ним первые электротеатры, электростанции, электрические фонари.

1.​ Чем освещались улицы нашего города, когда ему было всего 20 лет? /86 керосиновых фонарей/

2.​  В каком году и где в городе появился первый электрокинотеатр?

/в 1910 году в доме купца Вишнякова на Николаевском проспекте/

3.​ Как фамилия инженера, приглашенного в строящийся город для проведения электричества?

/Михаил Александрович Шиша/



«Чудо под асфальтом»

Сказка об одном из красивейших зданий нашего города. Андрей Дмитриевич Крячков – архитектор этого проекта говорил о нем: «В этом доме у меня все продумано».

1.​ Сейчас это здание Краеведческий музей. Что было в нем изначально? /Торговый корпус и Городская управа/

2.​ Какая архитектурная особенность у этого здания?

/Тротуар вокруг здания был выложен из стеклянной плитки./

«Как Городовичок со временем играл»

Сказка о жизни нашего города в 30-е годы, когда началось строительство нового железнодорожного моста через Обь, когда существовали целые улицы саратовцев, по городу ходило так много китайцев, что можно было подумать, что ты очутился в Китае.

1.​ Как мальчишки дразнили китайцев? /Ходя/

2.​ Почему поселок строителей на левом берегу называли Саратов? /Строители приехали из города Саратова./

«Необычные пожарницы»

Сказка о самом большом пожаре в Новониколаевске, о том, как всем миром отстраивали сгоревшие дома, о первых пожарных дружинах, созданных для борьбы с этим страшным бедствием.

1.​ В каком году был самый крупный пожар в Новониколаевске? /ветреным весенним днем 1909 года/

2.​ Кому благодарные жители Новониколаевска присвоили звание почетного гражданина города

/томскому губернатору Николаю Львовичу Гондатти/

3.​ Какое добровольное общество самым первым было создано в Новониколаевске, и кто им руководил?

/Пожарное общество под руководством инженера-путейца Николая Михайловича Тихомирова/

«Обинушкин любимчик»

Сказка о человеке, который всю жизнь играет в куклы, и от того любим и уважаем всеми.

1.​ Почему в деревне все любили Миколку и даже уважительно обращались к нему «Афанасич»? /Миколка был киномехаником/

2.​ Кем стал Миколка, когда вырос? /Николай Афанасьевич Бирюля – директор кукольного театра/



Самооценка:
Поставь отметки на оценочной шкале:
насколько интересной показалась тебе эта работа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

оцени свой вклад в решение задач. Насколько ты оказался полезен своей группе при решении задач.


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!