СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международные отношения между двумя мировыми войнами

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Международные отношения между двумя мировыми войнами»

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Международные отношения между двумя мировыми войнами.

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с ситуацией в США и Латинской Америке в 19 веке.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;

Воспитательная

ВоспитательнаяЛР1-3- указать про значимость защиты интересов своего народа и своей страны

ЛР4-7- указать про значимость традиционных и моральных ценностей

ЛР8- указать про значимость терпимости перед лицом общей опасности

ЛР9-10- указать про значимость внимания к своему здоровью так как тяжело больной человек много не навоюет

ЛР11-12- указать про значимость традиционных и моральных ценностей в деле

ЛР13- упомянуть про значимость логистики и снабжения

ЛР13- упомянуть про значимость отдельных регионов в общем деле

ЛР15-16-

ЛР17-18 упомянуть про значимость умения применять свои профессиональные навыки в общем деле и умения адаптироваться к окружающей обстановке

ЛР19-20 упомянуть про значимость осознания себя как члена страны




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про мир в межвоенный период.

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия

Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник

ХОД УРОКА

Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Объяснение вкратце обучающимся что представлял из себя мир в политическом плане в первой половине 20 века.

Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа и освоение новых знаний

Разобрать ситуацию про Латинскую Америку и США в 19 веке.

Тоталитарные и авторитарные режимы

Тоталитаризм.
Термин «тоталитаризм» был введен публицистами для обозначения ряда сходных политических режимов, установившихся в 20-30-е гг. ХХ в. Для этих режимов характерно сосредоточение верховной власти в руках вождя, запрет политических партий и организаций, кроме официальных, чрезвычайные полномочия органов безопасности, подавление всякой оппозиции и т.д. Существовал тоталитарный контроль над экономикой, которой руководили государственные чиновники, господствующая идеология внедрялась во все сферы жизни общества.
Тоталитарным обычно называют политический строй Германии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитаризма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацистской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии элементы расизма в фашистской идеологии не были определяющими, а в СССР расизм преследовался. Тем не менее, в публицистике и учебной литературе понятие тоталитаризма продолжает использоваться.
Ряд режимов называют авторитарными. Для этих режимов характерно существование сильной власти. Например, все монархические страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20-30-е гг. ХХ в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть которого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако продолжали существовать некоторые партии, парламенты, рыночная экономика. К таким странам относились Испания, Португалия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Приход фашистов к власти в Италии.
 Фашистская организация Боевой союз во главе с бывшим социал-демократом Б. Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне, фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении и т.д. Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. ХХ в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии.
Приход нацистов к власти в Германии.
К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица - марка. За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионы марок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам-победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация странами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами.
Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни.
В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Гитлера поддержал знаменитый генерал Э.Людендорф. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба»(« Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем.
Экономический кризис 1929-1933гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место.
Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял «американскую плутократию», «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом.
По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером - главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.
Политика тоталитарных режимов.
В конце февраля 1933 г., воспользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрезвычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печати и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволило ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятельности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократической партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалистической партии. В 1934 г. после смерти президента П.Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.
Контроль за политической деятельностью в Германии осуществляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчинилось и управление трудовых и концентрационных лагерей.
Многие нацисты требовали принятия решительных мер против евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осенью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники европейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии.
Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вождям рейха.
Вместо разогнанных профсоюзов власти создали Фронт немецких рабочих. Дети с 6 до 14 лет входили в организацию «Дойче Юнгфельк» («немецкая молодежь»). Следующей ступенью был «Гитлерюгенд», членами которой были юноши от 14 до 18 лет. В 1936г. вышел новый закон о молодежи, согласно которому членство в нацистских организациях являлось обязательным для любого юноши.
Режим, созданный Гитлером в Германии, пользовался достаточно серьезной поддержкой общества. Была фактически ликвидирована безработица. Немалую роль в создании новых рабочих мест сыграла политика вооружения. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем. Но основная роль в проведении модернизации отводилась частным предприятиям «Сименс», «Крупп», «ИГ Фарбен».
Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, решительно покончившего с условиями Версальского договора, создавшего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным инициатором возрождения новой Германии.
Авторитарные режимы.
 В середине 30-х гг. ХХ в. в Европе возникли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революционное движение. К 1934 г. революционное движение было подавлено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пилсудского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Нередко диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария).
Большинство государств с авторитарными режимами было втянуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, считали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.
Гражданская война в Испании и установление диктатуры Франко.
В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 1935 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент.
В июле 1936 г. генералы-монархисты во главе с Ф.Франко подняли мятеж против республиканского правительства. Завязались бои, как в самой Испании, так и в ее колониях. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. 15 августа сформировалось «национальное правительство», которое потребовало установления в стране военной диктатуры во главе с Франко. Началось наступление мятежников против сил республиканского правительства. С весны 1937 г. германские и итальянские войска все чаще начинали принимать непосредственное участие в боевых действиях на стороне войск Франко.
С начала мятежа Франция и Англия проводили политику «невмешательства» и не поставляли оружие в Испанию. Эта политика играла на руку мятежникам, поскольку ни Германия, ни Италия не прекращали поставок оружия Франко.
С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпасы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из

сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937 -1938гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить республиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли положение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снабжение республиканцев оружием. В марте, возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установилась диктатура Франко.


Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами

Лига Наций.
На Версальской конференции по инициативе президента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учредителями явились страны - участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Целью Лиги Надии было не допустить новой войны.
Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее членов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 постоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.
Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападение, созывался Совет для решения, возникшего конфликта. Спорящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесячного срока после решения суда или доклада Совета.
Возникновение очага напряженности на Дальнем Востоке.
Новый очаг напряженности стал формироваться на Дальнем Востоке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а 27 марта вышла из Лиги Наций.
В 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обращение Китая за помощью к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение специальной конференции девяти держав, подписавших Вашингтонский договор 1922 г. Конференция открылась в ноябре 1937 г. в Брюсселе. Она порекомендовала Японии пересмотреть свое отношение к Китаю. Однако санкции к агрессору не применялись.
Нарастание угрозы со стороны нацистской Германии и попытки противостоять ей.
В 1933 г. представители Германии покинули конференцию по разоружению, а в октябре 1933 г. вышли из Лиги Наций. Опасаясь окончательного крушения версальско-вашингтонской системы, французская дипломатия пошла на сближение с СССР, начав переговоры о заключении политического пакта. Так возникла идея о Восточноевропейском пакте, о взаимной помощи. Но Германия отказалась от участия в этом пакте, а после гибели сторонника этой линии премьер-министра Франции Л. Барту французская дипломатия пошла на сближение с Германией.
В марте 1935 г. Германия объявила о введении в стране всеобщей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В том же году Италия начала боевые действия в Эфиопии. События 1935 г. вновь вынудили Францию пойти на сближение с Советским Союзом. В начале мая был подписан франкосоветский договор о взаимопомощи. Аналогичный договор Советским Союзом был подписан с Чехословакией.
25 ноября 1936 г. между Германией и Японией был заключен антикоминтерновский пакт, к которому затем примкнула Италия. Германия не скрывала от союзников намерения начать войну в Европе. Логическим завершением этого стало превращение пакта в военный союз. 22 июля 1939 г. был подписан договор между Германией и Италией. Япония присоединилась к пакту лишь после захвата Германией стран Западной Европы (11 декабря 1940 г.).
В 1938 г. Англия и Франция продолжали проводить политику умиротворения агрессора, суть которой состояла в уступках притязаниям Германии, Италии и Японии. Эта политика неразрывно связана с именем Н. Чемберлена, премьер-министра Англии.
Германия усилила нажим на правительство Австрии. В самой Австрии начались столкновения между местными национал-социалистами и сторонниками независимой Австрии. 11 марта 1938 г. канцлеру Австрии был вручен ультиматум с требованием немедленного выполнения всех германских требований и подачи в отставку. Вечером германские войска вошли в Австрию. Новое австрийское правительство приняло закон, объявляющий Австрию частью Германии.
Мюнхенский сговор.
Теперь судетские немцы Чехословакии потребовали автономии для своей области. Немецкие войска выдвинулись к границе. В Чехословакии объявили о мобилизации. Силы сторон были приблизительно равны, вооружение чехословацкой армии не уступало, а превосходило вооружение германской. Однако руководство страны не решилось воевать.
15 сентября 1938 г. Чемберлен вылетел на встречу с Гитлером, на которой тот потребовал «самоопределения» Судетской области. На второй встрече с Гитлером 22 сентября Чемберлен проинформировал его, что Англия и Франция удовлетворили требование Германии. 28 сентября Чемберлен получил приглашение Гитлера прибыть на встречу в Мюнхен, где на следующий день должна была открыться конференция полномочных представителей Германии, Великобритании, Франции и Италии. Представители Чехословакии не были приглашены на встречу великих держав. Державы передали главе государства Э.Бенешу условия Мюнхенского соглашения: передать Германии пограничные районы, а не только одну Судетскую область.
1 октября германские войска беспрепятственно заняли Судетскую область, а также ряд городов и районов, где совсем не было немецкого населения. Одновременно Венгрия получила южную часть Словакии и Карпатскую Украину. Польша присвоила Тушинскую область.
В Словакии развивалось инспирированное Германией сепаратистское движение, выступающее за отделение от Чехии. В ночь на 15 марта 1939 г. германские войска вступили на территорию Чехословакии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило об установлении протектората над Моравией и Богемией. Захват Чехословакии подвинул германскую армию и военную промышленность рейха на новый этап. Все военные заводы Чехословакии, вооружение ее армии поступило на службу рейху, это позволяло вермахту готовиться к новым захватам.





Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя

Вопросы и задания

  1. Когда и при каких обстоятельствах ко власти в Германии пришли нацисты?

  2. Когда и как ко власти в Италии пришли фашисты?

  3. Опишите вкратце гражданскую войну в Испании.

  4. Опишите вкратце конфликты СССР с Японией на Дальнем Востоке.



VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!