Тема урока: Методы географических исследований
5 класс
Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования
Планируемые результаты обучения:
Предметные – приводить примеры методов географических исследований (описание, картографический, сравнительный, аэрокосмический, статистический)
Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение
Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение (Под музыку из мультфильма «Крошка Енот»). Спасибо!
2. Формулировка темы урока, постановка цели.
Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.
- За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).
Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.
3. Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.
- Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).
- Что такое метод? (способы и приемы исследования)
География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.
- Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.
1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание.
Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.
- Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).
2) Следующий метод географического исследования – картографический.
Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.
- Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в другом районе. Арман Тунян, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение)
- Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу где проживал Арман и нашей ЕАО, т.е. проводили исследование).
3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический.
Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.
- Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)
4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический.
5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.).
Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.
- Поработаем со статистическим материалом учебника (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов»).
4. Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
5. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Фронтальная проверка:
Какие методы географических исследований изображены на слайдах?
Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?
- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:
Я узнал (а) …
Я не понял (а) …
Мне было …
7. Домашнее задание.
Прочитать §4.
Cоставить вопросы по данной теме.
Литература:
География. Начальный курс. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М: Дрофа, 2012. – 140, [4] с.: ил., карт