СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы географических исследований

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Методы географических исследований»

Тема урока: Методы географических исследований

Цель: познакомить обучающихся с методами географического исследования

Задачи:

Образовательная: раскрыть содержание понятий «метод», «описание», «картография», «статистический метод», «сравнение».

Развивающая: развивать умение работать с учебником, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развивать речевую культуру, формировать воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: приводить примеры методов географических исследований

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Межпредметные связи: география, история, астрономия

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию из текста учебника, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из основных источников информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: учебник «География. Начальный курс. 5 класс» ( И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), демонстрационная компьютерная техника, презентация, атласы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.(3 мин)

Цель этапа: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Звучит музыка из песни «Улыбка»

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. И вот с этим настроением мы приступаем к работе на уроке.

Заинтересовываются, улыбаются, Настраиваются на работу.

2. Целеполагание. Актуализация

знаний. (5 мин.)

Цель этапа: организовать формулировку темы, цели урока детьми

Организует формулировку цели и темы урока.

Обращается к жизненному опыту учащихся:

- Мы с вами сейчас окунулись в сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудесный приз – путевка на неделю отдыха на Черное море. Сочи. Прежде чем отправитесь на отдых вы должны что- то узнать.  Что именно?

- Иначе, провести исследование. Проводить исследование помогают различные методы

Провоцирует учащихся на осознание цели урока,

- Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований

Высказывание своих точек зрений, предположений для решения проблемы. (Узнать как можно больше об этих местах – какова природа, климат, обычаи, традиции).





С помощью учитель ставят цель урока и формулируют тему.

Записывают тему в тетрадь.

3. Изучение нового (23 мин)

Цель этапа: создать условия для ознакомления обучающимися с методами географических исследований

Организует формулировку понятия «метод»

- Прочитайте первые два абзаца параграфа 4

-Что такое метод?

Слайд 1.

Организует формирование знаний о методах географических исследований

- Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований- географическое описание. Слайд 2.

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

- Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому.(проще нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд. 3

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII – VI вв.до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

- Вика, вот ты на каникулах проживала в Мурманской области. Расскажи, пожалуйста какова там природа? Такая же как у нас?

-Чем же мы сейчас занимались?

3) Следующий метод- сравнительно-географический. Слайд 4.

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

- Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду?

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический Слайд 5.

5) Статистический метод- это анализ количественных и качественных данных.(какова площадь материков, стран) Слайд 6

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

Поработаем со статистическим материалом

Читают учебник, отвечают на вопрос(способы и приемы исследования), записывают в тетрадь.



Отвечают на вопрос, рассказывают.



Записывают в тетради основные методы.








Обсуждение
















Обсуждение

Сравнивают природу








Обсуждение









Анализ круговой диаграммы Площадь материков и океанов Земли с.24

Таблицы с.25

4. Физкультминутка (3 мин)

Цель этапа: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей


Выполняют упражнение

5. Закрепление изученного материала. (6 мин.)

Цель этапа: закрепить учебный материал.

Работа с анимацией

Какие методы географических исследований изображены на слайдах? Слайды 7-11


Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы отправиться на отдых?

Повторяют, проговаривают все изученные методы














Отвечают на вопросы

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока


- Какую цель ставили мы сегодня на уроке?

- Достигли ли цели?

- С помощью смайликов оцените свои знания:

Я всё понял(а), могу рассказать




Я всё понял(а), но рассказать не могу



Я не понял(а)

Отметить успешную работу детей, интересные ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

Прикрепляют смайлики на доску.

7. Домашнее задание (2 мин)

Прочитать параграф 4. Сделать географическое описание природы своего населенного пункта.

Записывают в дневник
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!