СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Шесть шляп мышления"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

метод основан на идеях Эдварда Де Боно. Презентацию можно использовать в тренингах

Просмотр содержимого документа
«Методика "Шесть шляп мышления"»

Шесть шляп мышления Метод основан на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно.

Шесть шляп мышления

Метод основан на идеях американского исследователя творческого мышления

Эдварда Де Боно.

Основная концепция метода Что мешает нам обдумать нечто новое, сложное? Эмоции (иногда мы не склонные думать вовсе. А опираться на интуицию, чутье, эмоции и предрассудки); Беспомощность – возникает тогда, когда нет стратегий мышления; Путаница. Мы пытаемся удержать в уме все сразу, наши мысли бегут одновременно в нескольких направлениях. Этот метод помогает преодолеть названные трудности

Основная концепция метода

Что мешает нам обдумать нечто новое, сложное?

  • Эмоции (иногда мы не склонные думать вовсе. А опираться на интуицию, чутье, эмоции и предрассудки);
  • Беспомощность – возникает тогда, когда нет стратегий мышления;
  • Путаница. Мы пытаемся удержать в уме все сразу, наши мысли бегут одновременно в нескольких направлениях.

Этот метод помогает преодолеть названные трудности

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета снять и одеть так быстро не представляется возможным. Шляпы указывают на роль (солдаты, милиционеры, судьи и т.д.)

Почему шляпы?

  • Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета снять и одеть так быстро не представляется возможным.
  • Шляпы указывают на роль (солдаты, милиционеры, судьи и т.д.)
Что же означают шляпы в нашей ситуации? Притча о старом шляпнике. Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Шли годы, шляпник умер, оставив сыновьям свою мастерскую, шесть разноцветных шляп и остатки фетра.

Что же означают шляпы в нашей ситуации?

Притча о старом шляпнике.

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Шли годы, шляпник умер, оставив сыновьям свою мастерскую, шесть разноцветных шляп и остатки фетра.

« Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. Подождем заказчика.  Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.  «Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил  первый сын. — Она так изящна, восхитительна и  прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и  приемах. Именно эта шляпа будет говорить о  моем «непростом» происхождении. А то велика  ли честь — быть сыном простого шляпника!»

« Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. Подождем заказчика. Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство. «Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй  сын. — И она не менее изящна, чем белая, она  имеет богатый вид, уместна к любому костюму и  событию, в ней я буду строг, представителен и  изыскан одновременно».  «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, —  промолвил третий. — Желтый цвет — цвет  солнца, радости и богатства, а это мне так  необходимо! Быть может, владея желтой шляпой,  я смогу стать счастливым, кто знает?»   «Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно». «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?» «Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.   «Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.

«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын. «Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны

Хозяин черной шляпы вдруг все  происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в  человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы
  • Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал  Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности
  • Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности
Человек в желтой шляпе  радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса  «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, —  говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам»

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам»

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа  Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы  Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире

Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем , идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход  Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси

Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем , идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской

Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них   И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер    И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели

Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер

И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели

Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Черная Шляпа . Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
  • Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
  • Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
  • Черная Шляпа . Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
  • Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
  • Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
  • Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Эмоции    Оптимизм    Творчество    Факты    Критика    Управление

Эмоции

Оптимизм

Творчество

Факты

Критика

Управление

Четыре типа использования шляп 1.  Надеть шляпу  2.   Снять шляпу  3.   Сменить шляпу . 4.   Обозначить свое мышление

Четыре типа использования шляп

  • 1.  Надеть шляпу
  • 2.   Снять шляпу
  • 3.   Сменить шляпу .
  • 4.   Обозначить свое мышление


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!