СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по методике развития критического мышления «6шляп»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод шести шляп известен также под названием метода де Боно. Он был изобретен Эдвардом де Боно и содержит в основе идею параллельного мышления. Метод шести шляп известен также под названием метода де Боно. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по методике развития критического мышления «6шляп»»

Мастер – класс по методике развития критического мышления «6шляп»

( из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №5» НТЦ им И.В. Мичурина» г. Мичуринска Родюковой Светланы Сергеевны)

Добрый день уважаемые коллеги , Сегодня я приглашаю Вас на мастер класс , посвященный развитию критического мышления , а именно методу параллельного мышления Э.де БОНО «6 шляп»

Быстро изменяющийся мир прививает нам идею непрерывного образования. Такая идея переориентирует каждого человека на то, что образование не должно прекращаться в течение всей жизни.
Поэтому, современное образование нуждается в таких формах обучения, которые позволили бы человеку мыслить более продуктивно, самостоятельно удовлетворять свою потребность в новых знаниях.

Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами. Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична. Данная технология включает несколько методик.

Метод шести шляп известен также под названием метода де Боно. Он был изобретен Эдвардом де Боно и содержит в основе идею параллельного мышления. Иными словами, этот метод предлагает посмотреть на проблему с разных, но четко определенных позиций. У задачи может быть несколько решений, и метод шести думающих шляп позволяет увидеть их все.Почему именно шляпы?  Э.Д. Боно подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает на социальную роль, которую играет в данный момент человек. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем – то фундаментальным.  Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями: эмоциями, растерянностью, путаницей. Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов.

Все выступления начинаются с фразы:“Я в своей ……шляпе мышления……..

Белая шляпа -это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Подробная и необходимая информация – только факты.



Красная шляпа: эмоции и интуиция
Тот, кто носит красную шляпу, подходит к оценке текста со стороны интуиции, чувств и инстинктов. Красная шляпа – это первая реакция.

Желтая шляпа: преимущества и позитив. Ее носитель ищет в тексте только сильные стороны. Для желтой шляпы не существует недостатков, существуют только достоинства, и задача состоит лишь в одном – найти их.

Черная шляпа: критика. Ее изюминка состоит в том, что тот, кто ее носит, ищет недостатки, и чем больше он их найдет, тем лучше. Неточности, противоречия, проблемы, негативные последствия – все это безжалостно вытягивает на поверхность черная шляпа.

Зеленая шляпа: новые идеи и креатив.Зеленая шляпа призвана генерировать новые идеи, не анализируя их. Для этого существуют другие шляпы. Итак, никаких недостатков, никаких сомнений, никакой критики: зеленая шляпа – это полная свобода полета идей!

Голубая шляпа: общий план и управление
Как Вы успели заметить, все предыдущие пять шляп берут на себя только определенный сегмент мыслительного процесса. Другими словами, они отвечают только за часть работы. Синяя шляпа собирает эти части в единую картинку. Надевая синюю шляпу, отвечаем на вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Для реализации данной методики в начальной школе мы используем следующий алгоритм действий:

  • Учитель знакомит учащихся с поставленной задачей, мысленно надевая синюю шляпу;

  • Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты;

  • Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе;

  • После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны;

  • Далее проблема рассматривается в красной шляпе, выражаются эмоции, настроение;

  •  После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные;

  • Учитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно

Существует несколько видов использования « шляп».

Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить учащихся надеть шляпу конкретного цвета или снять ее . Кроме того можно предложить детям сменить шляпу.

Этот метод предлагает посмотреть на проблему с разных, но четко определенных позиций. Конечно каждому из вас хотелось бы увидеть как это выглядит на практике и конечно же попробовать поразмыслить самому по предложенной схеме.

Все мы- педагоги 21 века, и конечно же всех нас волнует , а какие компетенции необходимо развивать , что бы соответствовать требованиям, предъявляемым к современному педагогу .

Так каким же должен быть УЧИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Услышав этот вопрос у каждого из нас в голове всплывает масса противоречивых мыслей . Я предлагаю обсудить этот вопрос с использованием методики параллельного мышления «6 шляп».

БЕЛАЯ ШЛЯПА.

  1. Надевая белую шляпу нужно констатировать тот факт, что авторы ФГОС 2 поколения отводят учителю особую роль, он сам должен быть примером для подражания и находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Причем как в предметной области , так и во владении современными технологиями.

  1. Кроме того нужно учитывать, что теперь учитель должен планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ученика. В которой в большей мере приходится следовать за ходом мысли ребенка, быть не транслятором знаний , а проектировать образовательную среду ученика , учит ребенка учиться.

Черная шляпа

  1. А теперь я хочу сменить шляпу и продолжить свое высказывание но уже под полями черной шляпы. Научить ребенка добывать знания самому гораздо сложнее , чем просто передавать знания. Для этого требуется и профессиональная компетентность и научно – теоретическая и методическая подготовка и конечно же простая человеческая чуткость, богатое воображение и терпение.

  2. Вот именно поэтому профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование. Ведь по закону об «Образовании» учитель каждые пять лет повышает свою педагогическую компетентность на курсах и подтверждает квалификационную категорию на аттестации.

  3. Кроме того перед учителем всегда встают проблемы, где вопросов меньше чем ответов

- Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка?

-Как оценить причины затруднения и неудач и обеспечить их устранение?

- Как успеть проверить неимоверное количество тетрадей, проанализировать результаты диагностик и подготовиться к урокам?

Желтая шляпа.

  1. Я думаю достаточно негатива, поговорим о положительных аспектах. Я считаю что структура современного урока является весьма положительным моментом , и позволяет учителю срежессировать урок в виде процесса познания. Заучивание и зубрешка остались в прошлом, на первый план выходит «открытие новых знаний».

  2. Кроме того , на современном этапе учитель имеет возможность оценивать на только конечный результат, но и промежуточные результаты. . Объектом оценки является не столько знания, сколько действия, выполняемые учеником. Большое внимание уделяется индивидуальному прогрессу, а это позволяет увидеть продвижения каждого ученика, пусть маленькие, но успехи!

  3. То, что раньше для любого учителя было мечтой, с введением ФГОС стало реальностью. Все учителя получили возможность регулярно применять информационно- коммуникативные технологии , что позволило не только модернизировать учебный процесс, но и повысить эффективность.



ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА

  1. А теперь хочу сменить шляпу и продолжить свою мысль под полями зеленой шляпы. Хотелось бы . чтобы во всех УМК были предусмотрены электронные приложения к учебникам. Ведь учителям ежедневно проводят очень много времени путешествуя по просторам интернета в поисках той искорки , которая способна зажечь искорку в глазах и душах наших учеников. Хотя без поиска новых путей мы уже не можем, это стало стилем нашей жизни.

  2. А мне очень хотелось бы, чтобы материально – техническое оснащение было выражено не только в оснащении клаcсных помещений , но и в создании уютных комнат эмоциональной разгрузки, кабинетов психологической и логопедической службы, игровых комнат.

  3. А если я поймала бы золотую рыбку , то попросила бы внести изменения в квалификационные документы и задуматься законодателей о выработке дополнительных мер , направленных на стимулирование учителей и привлечение новых кадров в школу.



Красная шляпа

  1. Мысль о кадрах я хочу развить под полями красной шляпы.

По исследованиям Российских психологов идеальным участником образовательного процесса, то есть педагогом, которому под силу реализовать те задачи, которые провозглашены новыми стандартами был бы мужчина, 22 - 45 лет, имеющий высшее образование и ученую степень, работающий по совместительству в ВУЗе. Но дорогие учителя ! Среди нас почти нет мужчин, мы не имеем научной степени и не работаем в ВУЗах. Но мы реализуем эти стандарты, мы растим, воспитываем и учим наших детей и анализируя результаты , у нас это не плохо получается!

  1. Просто для того чтобы быть хорошим учителем, достаточно любить то что ты преподаешь, и любить того кого ты преподаешь.

Вот так я увидела эту проблему через призму параллельного мышления «6 шляп»

Ну, а я надевая синюю шляпу хочу собрать все сказанное воедино и констатировать , что учитель это не профессия и перечень профессиональных компетенций, Это - состояние души.

А теперь уважаемые коллеги ,я предлагаю Вам порассуждать с использованием методики « 6 шляп» и обсудить вопрос о применении современных компьютерных технологий в повседневной деятельности каждого учителя.

Уверена, каждому из Вас есть что сказать по этому поводу, а вот решить под полями какой шляпы вы захотите высказаться Вам помогут памятки, которые мы для Вас приготовили.

Возможные высказывания участников дискуссии:

Белая шляпа

-Одно из требований к современному уроку - это информационно – коммуникативных технологий .Время использования на уроке не должно превышать 15- 20 минут.

Желтая шляпа

-Применение информационно – коммуникативных технологий помогает увеличить объем выполняемой работы на уроке, повысить эффективность урока и активизировать познавательную деятельность.

Черная шляпа.

-Не все школы оснащены оборудованием и не во всех кабинетах есть проекторы.

- При не соблюдении СанПинов может негативно сказаться на зрении и на нервной системе учащихся.

-Нельзя заменять живое общение общением с компьютером.

Зеленая шляпа

Хорошо было - бы если все образовательные платформы давали бесплатный свободный доступ к своим ресурсам

Красная шляпа.

- Применение ИКТ создает благоприятный фон на уроке.

- Мне очень нравятся электронные приложения к учебникам УМК « Перспектива»

-Все темы предложены в соответствии с программой, материал предложен в разнообразной форме: мульт – лекции, игра со сказочными героями, тексты, забавные тренажеры.

-Для меня стали находкой видеоуроки , которые удалось скачать с сайта « Открытый урок»

А для того , чтобы подвести итог нашей дискуссии, я опять надеваю синюю шляпу и собираю все картинки в единое целое. В целом применение мультимедийных технологий помогает как учащимся, так и детям, но применяя их нужно четко соблюдать требования Сан Пин и помнить слова великого Адольфа Дистерверга « Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом , самым живым примером для ученика является сам учитель».

Итак, мы посмотрели на данный вопрос с разных, но четко очерченных позиций. У этого вопроса есть много разных ракурсов, и метод «6 шляп» позволил нам увидеть их все.

Уважаемые коллеги ! Надеюсь, сегодняшний мастер класс поможет Вам организовать активную деятельность детей на уроке с применением данной технологии, что благотворно скажется на активизации мыслительной деятельности ваших учеников .





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!