СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методики "Шесть шляп мышления"на уроках ОБЖ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.

Просмотр содержимого документа
«Использование методики "Шесть шляп мышления"на уроках ОБЖ»

Использование методики "Шесть шляп мышления"на уроках ОБЖ

Д.А.Цымбал

МКОУ «Тхоревская ООШ»Каменский район

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

При проведении урока «Вредные привычки» я использую данный метод и считаю, что этот прием помогает рационально организовать изучение проблемы и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Задается проблемная ситуация (Что такое «вредная привычка? ). Она изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения. Поэтому ученики дают сразу разные ответы: автоматически повторяющееся действие, вредоносное с точки зрения общественного благ, привычное действие- это и есть привычка. Перечисляют вредные привычки (алкоголизм, интернет-зависимость, наркомания, курение, переедание, телезависимость и др.)

Просмотрев видеоролик, по которому ученики должны догадаться, какую вредную привычку они будут изучать - «Интернет- зависимость». Термин «интернет- зависимость» появился в 90-е годы прошлого столетия. В 1997 году появилось новое понятие- «патологическое использование Интернета», которое стало официально признанным психическим расстройством.

Затем ученикам даются отрывки текстов Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» и Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети». Ищем информацию ,разделив класс на группы. Тексты одинаковы у всех, но вот задания в группах будут разными:

1. группа (белая шляпа): выявить причины интернет- зависимости.

2. группа (красная шляпа): выписать слова, характеризующие чувства героев, пользующихся интернетом

3 группа (желтая шляпа): преимущества интернета для героев,

4 группа (черная шляпа): недостатки интернета

5 группа (зеленая шляпа): альтернатива интернету. Дать совет, чем можно воспользоваться героям, кроме интернета

6 группа (синяя шляпа): вы должны всех выслушать, дополнить (если необходимо), сделать вывод: «Что такое интернет для героев?»

Ученики работают с текстом. Каждая группа ищет объяснение.

По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке. 

В чем преимущества данного метода.

1.Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

2.Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

3.Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

4.Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

5.Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

6.Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

7.Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Метод «Шесть шляп мышления» позволяет сохранить активность учащихся, структурировать процессы мышления. Таким образом, решались познавательная задача  и развивающая задача формирование навыков самостоятельной  работы, с источниками информации.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!