Методика формирования понятия «Площадь»
Лекция и практика
Определение понятия
Площадь – свойство всех поверхностей материальных и геометрических тел, плоских геометрических фигур, характеризующее «суммарную» одновременную протяженность в бесконечном множестве направлений.
Представление о площади как о свойстве плоских геометрических фигур (1, 2 класс)
Учащиеся могут ответить на вопросы: «Что больше – колхозное поле или школьный двор?».
Они осознают, что разные фигуры могут иметь одинаковые и различные площади.
Этому способствуют упражнения на вырезание фигур из бумаги, составление фигур из заданных частей, деление фигур на части.
Задание на формирование представлений о площади фигуры
- сравнение площадей фигур методом наложения;
- сравнение площади фигур по количеству равных квадратов;
- вычерчивание фигур, состоящих из заданного количества квадратов.
Таким образом, формируется понятие о площади как о числе единичных квадратов , содержащихся в геометрических фигурах.
Первая общепринятая единица измерения площади
- площадь квадрата со стороной 1 см – квадратный сантиметр (см ).
Каждый ученик должен иметь модель квадратного сантиметра, чтобы он мог измерить любые индивидуальные геометрические фигуры.
В результате многократного измерения геометрических фигур учащиеся на вопрос «Что значит измерить площадь?» отвечают: «Измерить площадь – значит, узнать, сколько квадратных сантиметров она содержит».
Новый способ вычисления площади плоской фигуры
Выполняя ряд заданий на нахождение площади плоской фигуры с помощью палетки, учащиеся приходят к выводу, что прием измерения площади с помощью палетки громоздкий и может быть использован только для измерения площадей фигур небольших размеров.
Учитель ставит перед учениками задачу: измерить площадь классной комнаты. Известными способами этот процесс измерения площади фигуры затруднителен. Следующим этапом методики формирования представления о площади плоской фигуры является формирование представления учащихся о приеме вычисления площади прямоугольника (квадрата) косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данных фигур и в нахождении произведения полученных чисел.
Единицы измерения площади
В начальном курсе математики учащиеся знакомятся также с единицами измерения площади – квадратным дециметром и квадратным метром . Знакомство происходит по той же системе, которая была предложена при знакомстве с квадратным сантиметром.
Таблица соотношений мер площади
1 м 2 =100 дм 2
1 дм 2 =100 см 2
1 м 2 =10000 см 2
Формирование представление об 1 а(аре) и 1 га (гектаре) 4 класс
1 а =100 м и 1 га =10000 м .
1 га=100 а
1 км 2 = 100 га
Ар – это квадрат со стороной 10 м. В просторечии 1 ар часто называют соткой.
Продолжается работа по решению практических задач на вычисление площади класса, коридора и т.д.
Уделяется внимание и решению задач на вычисление площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Учащиеся приходят к выводу, что площадь такой фигуры равна сумме площадей фигур, ее составляющих.