1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа села Батурино
Асиновского района Томской области
Принято на заседании пед.совета Протокол от _____ ___№ __ | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Н.И.Чурилова « ____ » __________ г. |
Образовательная программа
дополнительного образования обучающихся
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ – 9-11 класс»
(футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис)
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Обеднин Сергей Михайлович,
Учитель, 1 кв.категория
Батурино 2022
Оглавление
Пояснительная записка ________________________________________ 3
Цели, задачи курса____________________________________________ 3
Планируемые результаты курса_________________________________ 5
Формы аудиторных занятий____________________________________ 5
Учебный план________________________________________________ 7
Календарный учебный график___________________________________ 8
Содержание___________________________________________________ 8
Календарно-тематический план__________________________________ 9
Организационно-педагогические условия_________________________ 11
Методические материалы______________________________________ 11
Оценочные материалы _______________________________________ 12
Пояснительная записка
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
перегрузка учебных программ;
ухудшение экологической обстановки;
недостаточное или несбалансированное питание;
стрессовые воздействия;
распространение нездоровых привычек.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).
Комплексная программа физического воспитания учащихся под рук. д.п.н. В.И.Лях, к.п.н. А.А.Зданевич. - М: «Просвещение»,2012г.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Направленность курса направлена на формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и с повышенной умственной работоспособностью.
Цели и задачи курса
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Основными задачами являются:
профилактика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни;
формировать стойкую мотивацию для систематических занятий различными видами спорта, в частности, футболом;
популяризация игровых видов спорта волейбол, футбол, баскетбол;
привитие интереса к волейболу, баскетболу и воспитание спортивного трудолюбия;
укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;
развитие качеств необходимых волейболисту и баскетболисту : быстроты, силы, выносливости, ловкости;
изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;
ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об играх в волейбол и баскетбол;
приобретение опыта участия в соревнованиях.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства,
Воспитательная работа проводится по планам мероприятий школы, но главным образом она осуществляется непосредственно в процессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивной секции, каждое соревнование должно решать воспитательные задачи.
Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация и использование групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений содействуют повышению организованности и дисциплины занимающихся.
Функциональная направленность по футболу заключается в подготовке мальчиков (юношей) к участию в составе команды класса, учебной группы, сборной команды учреждения образования в играх по футболу, будь то первенство учреждения образования или чемпионат города, района и т.п.
Одним из важнейших требований, предъявляемым к секции по футболу является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор места занятий и использование упражнений, подвижных игр, проведение спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся. Проведение и подготовка мест занятий осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью медицинского учреждения, к практическим занятиям по футбол и участию в соревнованиях не допускаются.
Оптимальным количеством занимающихся на футбольном поле является 16-22 учащихся, а в игровом спортивном зале – не более 16 учащихся. Для учащихся начальной и базовой школы рекомендуется использовать гандбольные ворота, а для обучающихся более старшего возраста используются футбольные ворота стандартных размеров.
Следует учитывать еще один существенный фактор – секция по футболу проводится еженедельно в течение всего учебного года практически для всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, группе лечебной физической культуры. Для данного контингента обучающихся организуются и проводятся конкурсы и викторины знатоков футбола, выставки рисунков и фотографий. Учащиеся с ослабленным здоровьем могут привлекаться к оформлению мест и судейству спортивных соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, болельщиков и т.д.
Большой воспитательный эффект на учащихся окажет присутствие на занятиях знаменитых футболистов, игроков национальных и клубных команд, сборных команд района, города, области.
Анализ результатов исследований по воспитанию физических качеств у футболистов подросткового и юношеского возрастов определяет характер работы по их физической подготовке. В этом возрасте игроки легче всего усваивают движения, поэтому в основе обучения должна лежать техника, игра. В подготовке футболиста важное место занимает работа по физическому совершенствованию, причем интенсивность этой работы определяется индивидуальными особенностями организма игрока и продолжительностью интервалов отдыха. Молодые футболисты устают от физической нагрузки быстрее, чем взрослые, но и восстанавливаются силы у них значительно быстрее. Планирование занятий по физической подготовке в отдельные тренировочные периоды зависит от уровня физической подготовленности игроков. Нужно добиться, чтобы сам тренер с помощью простых методов, без медицинского осмотра, мог определять уровень физической подготовленности игроков. Это исходное положение, на основании которого должны планироваться тренировочная работа и проводиться систематический контроль, то есть ежегодно перед началом подготовительного периода следует заново «измерять» физическую подготовленность игроков. Главное внимание при планировании занятий по физической подготовке для молодых футболистов надо обращать на интервалы отдыха между упражнениями. Тренировки такого плана должны быть занимательными, приносящими радость. Такое настроение должно появиться уже в подготовительной части занятия. В подготовительную часть тренировок можно включать упражнения для развития ловкости, индивидуальные и занимательные групповые упражнения, игры, упражнения соревновательного характера. Они незаметно создают подходящую атмосферу, которую потом надо только поддерживать. Вместе с тем в подготовительной части тренировки надо выполнять такие упражнения, которые помогут перейти к основной части занятия. Эти соображения в полной мере относятся и к подготовительной части тренировок по физическому развитию футболистов. |
Планируемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Формы аудиторных занятий
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)
спортивные соревнования;
Занятия позволяют:
максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего и старшего школьного возраста;
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и соревновательной деятельности.
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы согласованы между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам.
Планируя материал прохождения программы, учитываются климато-географические особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и волнообразно.
Учебный план
№ | Уровень обучения | Наименовани е модуля | Возраст учащихся (лет) | Продолжит ельность занятий(ак. час) | Периодичность занятийв неделю | Часовпо моду люв год | Всего часов по модул ю |
1 | «Спортивные игры» |
Стартовый | 1 год обучения | 16-18 | 1 | 1 | 35 | 35 |
Календарный учебный план
№ | Вид деятельности | Тема занятия | часы |
| Теория | Охрана труда. Основные правила игр. | 4 |
| Общая физическая подготовка (ОФП) | Упражнения на развитие основных физических качеств. | 3 |
| Специальная физическая подготовка (СФП) | Упражнения на развитие специальных физических качеств. | 2 |
| Соревнование | Соревнования по видам спорта | 2 |
| Основы судейство | Особенности судейства по видам спорта. Практика судейства. | 2 |
| Футбол | Вид спорта. | 5 |
| Баскетбол | Вид спорта. | 6 |
| Волейбол | Вид спорта. | 6 |
| Настольный теннис | Вид спорта. | 5 |
| итого | 35 |
Содержание
Физическая подготовка занимает 25—30% общего времени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повышается удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготовки должно составлять примерно 1:2).
Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (особенно в прыгучести и в ударных движениях).
Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом функций, выполняемых игроками.
Тактическая подготовка на этом этапе начинает преобладать (40—45% общего времени). Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальных действий с учетом выполнения игроками обязанностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдельных игроков.
Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.
Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры.
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям.
В теоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных заданий, выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные темы технической и тактической подготовки. В конце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и технической подготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых проверяется технико-тактическое мастерство команды и отдельных игроков. Основные формы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамика нагрузки характеризуется уменьшением общего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивности до уровня соревновательной и выше.
Главная задача соревновательного периода — достижение стабильных максимальных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возможности противника и свои.
Физическая подготовка направлена на достижение высокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности.
Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты и стабильности применения приемов в сложных условиях.
В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры конкретного противника и устраняются недостатки, выявленные в предыдущих встречах.
Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли в преодолении отрицательных эмоций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры, подавленность, связанная с отдельными неудачами).
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному росту спортивного мастерства и выступлению в соревнованиях.
Средства, применяемые в соревновательном периоде:
специальные игровые упражнения, двусторонние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых приемов, а также в групповых и командных тактических действиях.
Календарно –тематическое планирование программы «Спортивные игры»
2 часа в неделю, 34 недели, всего 68 часов
№ урока | | Тема урока | Месяц | Дата |
| теория | Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол. | Сентябрь | |
| ОФП | Бег ОРУ беговые упражнения. | |
| Футбол | Удары по неподвижному мячу. | |
| Удары по катящемуся мячу. | |
| Теория | Основные правила игры в баскетбол. | |
| ОФП | Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами. | Октябрь | |
| Баскетбол | Бросок мяча двумя руками от груди. | |
| Бросок мяча одной рукой от плеча. | |
| Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м. | |
| Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без. | |
| Передача мяча от щита. | Декабрь | |
| Навесная передача мяча в контратаке. | |
| Судейство | Особенности судейства спортивной игры баскетбол. | |
| Сорев-ие | Общешкольное соревнование по баскетболу. | |
| Теория | Основные правила игры в волейболе. | |
| СФП | ОРУ силовые упражнения с собственным весом. | Январь | |
| Волейбол | Верхняя передача мяча над собой. | |
| Верхняя передача мяча через сетку. | |
| Верхняя передача мяча в зону 2 и 4. | |
| Нижняя передача мяча над собой. | Март | |
| Нижняя передача мяча через сетку. | |
| Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6. | |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по волейболу. | |
| Теория | Основные правила игры в настольный теннис. | |
| СФП | Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП | | |
| Настольный теннис | Подача мяча в настольном теннисе. | Апрель | |
| Подача мяча с обратным вращением. | |
| Приём мяча и перевод на сторону соперника. | |
| Приём и перевод на противоходе. | |
| Боковое вращение мяча в игре и при подаче. | |
| ОФП | Бег 2 км. По пересечённой местности. | Май | |
| Футбол | Ведение мяча по прямой с ударом по воротам. | |
| Ведение мяча с изменением направления и скорости. | |
| Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. | |
| Судейство | Особенности судейства футбольных матчей «Феер-плей». | |
Организационно-педагогические условия
Место проведения:
Инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Футбольные мячи;
Кегли или городки;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты;
Ракетки;
Шашки;
Обручи.
Методические материалы
Плакаты, графики и диаграммы при выполнении сложных технических элементов.
Инструктажи техники безопасности при занятии видами спорта и при проведении соревнований по вилам спорта.
Домашние задания на повышения уровня физической подготовки, дидактические пособия, сборник упражнений.
Оценочные материалы
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей).
Физические | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
способности | | | |
Скоростные | Бег 100 метров с высокого старта (секунды) | 14.3 | 17.5 |
Силовые | Прыжок в длину с места (сантиметры) | 215 | 170 |
| Подтягивание из виса, из виса лёжа (раз) | 10 | 14 |
Выносливость | Бег 3000 (юноши) 2000 метров (девушки), (минуты) | 13.50 | 10.00 |
| | | |
Гибкость | Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (сантиметры) | 8 | 9 |
14