СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Дополнительная общеобразовательная программа "Спортивные игры" (9-11 класс, 1 ч в неделю)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Уровень программы: стартовый

Срок реализации: 1 год

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Дополнительная общеобразовательная программа "Спортивные игры" (9-11 класс, 1 ч в неделю)»

1


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Батурино

Асиновского района Томской области





Принято

на заседании пед.совета

Протокол от _____ ___№ __




УТВЕРЖДЕНО Директор школы

___________ Н.И.Чурилова

« ____ » __________ г.





Образовательная программа

дополнительного образования обучающихся

«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ – 9-11 класс»

(футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис)



Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 16-18 лет

Срок реализации программы: 1 год













Автор-составитель программы:

Обеднин Сергей Михайлович,

Учитель, 1 кв.категория








Батурино 2022


Оглавление



  1. Пояснительная записка ________________________________________ 3


  1. Цели, задачи курса____________________________________________ 3


  1. Планируемые результаты курса_________________________________ 5


  1. Формы аудиторных занятий____________________________________ 5


  1. Учебный план________________________________________________ 7


  1. Календарный учебный график___________________________________ 8


  1. Содержание___________________________________________________ 8


  1. Календарно-тематический план__________________________________ 9


  1. Организационно-педагогические условия_________________________ 11


  1. Методические материалы______________________________________ 11


  1. Оценочные материалы _______________________________________ 12


Пояснительная записка

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо

Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

  • несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;

  • перегрузка учебных программ;

  • ухудшение экологической обстановки;

  • недостаточное или несбалансированное питание;

  • стрессовые воздействия;

  • распространение нездоровых привычек.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010г. (Стандарты второго поколения).

Комплексная программа физического воспитания учащихся под рук. д.п.н. В.И.Лях, к.п.н. А.А.Зданевич. - М: «Просвещение»,2012г.

 В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического вос­питания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности пред­полагает овладение учащимися основами физической культу­ры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкуль­турно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Направленность курса направлена на формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и с повышенной умственной работоспособностью.




Цели и задачи курса


Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.

Основными задачами являются:

  • профилактика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни;


  • расширить и углубить знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности;


  • формировать стойкую мотивацию для систематических занятий различными видами спорта, в частности, футболом;


  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи;


  • популяризация игровых видов спорта волейбол, футбол, баскетбол;


  • привитие интереса к волейболу, баскетболу и воспитание спор­тивного трудолюбия;

  • укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;


  • развитие качеств необходимых волейболисту и баскетболисту : быстроты, силы, выносливости, ловкости;

    изучение основных приемов техники игры и про­стейших тактических действий в нападении и защите;

    ознакомление с некоторыми теоретическими све­дениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об играх в волейбол и баскетбол;

    приобретение опыта участия в соревнованиях.



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства,
Воспитательная работа проводится по планам меро­приятий школы, но главным образом она осуществляется не­посредственно в процессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивной секции, каж­дое соревнование должно решать воспитательные задачи.
Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация и использо­вание групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений содействуют повышению организованности и дисциплины занимающихся.

Функциональная направленность по футболу заключается в подготовке мальчиков (юношей) к участию в составе команды класса, учебной группы, сборной команды учреждения образования в играх по футболу, будь то первенство учреждения образования или чемпионат города, района и т.п.

Одним из важнейших требований, предъявляемым к секции по футболу является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор места занятий и использование упражнений, подвижных игр, проведение спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся. Проведение и подготовка мест занятий осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.

Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью медицинского учреждения, к практическим занятиям по футбол и участию в соревнованиях не допускаются.

Оптимальным количеством занимающихся на футбольном поле является 16-22 учащихся, а в игровом спортивном зале – не более 16 учащихся. Для учащихся начальной и базовой школы рекомендуется использовать гандбольные ворота, а для обучающихся более старшего возраста используются футбольные ворота стандартных размеров.

Следует учитывать еще один существенный фактор – секция по футболу проводится еженедельно в течение всего учебного года практически для всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, группе лечебной физической культуры. Для данного контингента обучающихся организуются и проводятся конкурсы и викторины знатоков футбола, выставки рисунков и фотографий. Учащиеся с ослабленным здоровьем могут привлекаться к оформлению мест и судейству спортивных соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, болельщиков и т.д.

Большой воспитательный эффект на учащихся окажет присутствие на занятиях знаменитых футболистов, игроков национальных и клубных команд, сборных команд района, города, области.

Анализ результатов исследований по воспитанию физических качеств у футболистов подросткового и юношеского возрастов определяет характер работы по их физической подготовке.
В этом возрасте игроки легче всего усваивают движения, поэтому в основе обучения должна лежать техника, игра. В подготовке футболиста важное место занимает работа по физическому совершенствованию, причем интенсивность этой работы определяется индивидуальными особенностями организма игрока и продолжительностью интервалов отдыха.

Молодые футболисты устают от физической нагрузки быстрее, чем взрослые, но и восстанавливаются силы у них значительно быстрее. Планирование занятий по физической подготовке в отдельные тренировочные периоды зависит от уровня физической подготовленности игроков. Нужно добиться, чтобы сам тренер с помощью простых методов, без медицинского осмотра, мог определять уровень физической подготовленности игроков. Это исходное положение, на основании которого должны планироваться тренировочная работа и проводиться систематический контроль, то есть ежегодно перед началом подготовительного периода следует заново «измерять» физическую подготовленность игроков.

Главное внимание при планировании занятий по физической подготовке для молодых футболистов надо обращать на интервалы отдыха между упражнениями. Тренировки такого плана должны быть занимательными, приносящими радость. Такое настроение должно появиться уже в подготовительной части занятия.
В подготовительную часть тренировок можно включать упражнения для развития ловкости, индивидуальные и занимательные групповые упражнения, игры, упражнения соревновательного характера. Они незаметно создают подходящую атмосферу, которую потом надо только поддерживать. Вместе с тем в подготовительной части тренировки надо выполнять такие упражнения, которые помогут перейти к основной части занятия. Эти соображения в полной мере относятся и к подготовительной части тренировок по физическому развитию футболистов.


Планируемые результаты.

   В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Знать и иметь представление:

  • об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

  • о способах и особенностях движений, передвижений;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

  • о причинах травматизма и правилах предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

  • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

Формы аудиторных занятий

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;

  • занятия оздоровительной направленности;

  • праздники;

  • эстафеты, домашние задания.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

  • информационно-познавательные (беседы, показ);

  • творческие (развивающие игры);

  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)

  • спортивные соревнования;

Занятия позволяют:

  • максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего и старшего школьного возраста;

  • развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;

  • развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;

  • сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;

  • подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и соревновательной деятельности.

Требования к учебно-тренировочному занятию

      Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.

     Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы согласованы между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.

      Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам.

Планируя материал прохождения программы, учитываются климато-географические особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и волнообразно.

Учебный план

Уровень обучения

Наименовани е

модуля

Возраст учащихся (лет)

Продолжит ельность занятий(ак. час)

Периодичность занятийв неделю

Часовпо моду люв год

Всего часов по модул ю



1

«Спортивные игры»

Стартовый

1 год обучения

16-18

1

1

35



35




Календарный учебный план

Вид деятельности Тема занятия часы

Теория

Охрана труда. Основные правила игр.

4

Общая физическая подготовка (ОФП)

Упражнения на развитие основных физических качеств.

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

Упражнения на развитие специальных физических качеств.

2

Соревнование

Соревнования по видам спорта

2

Основы судейство

Особенности судейства по видам спорта. Практика судейства.

2

Футбол

Вид спорта.

5

Баскетбол

Вид спорта.

6

Волейбол

Вид спорта.

6

Настольный теннис

Вид спорта.

5

итого

35


Содержание


Физическая подготовка занимает 25—30% общего вре­мени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повыша­ется удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготов­ки должно составлять примерно 1:2).

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и спе­циальной выносливости (особенно в прыгучести и в удар­ных движениях).

Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обста­новке, с учетом функций, выполняемых игроками.

Тактическая подготовка на этом этапе начинает пре­обладать (40—45% общего времени). Значительное вни­мание уделяется освоению и совершенствованию индиви­дуальных действий с учетом выполнения игроками обя­занностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточня­ются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдель­ных игроков.

Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.

Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физиче­ской подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры.

В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревно­ваниям.
В теоретической подготовке предусматривается изуче­ние материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных зада­ний, выступление на теоретических занятиях с сообщения­ми на различные темы технической и тактической подго­товки. В конце этого этапа проводятся контрольные испыта­ния по физической и технической подготовке, контроль­ные и товарищеские встречи, в которых проверяется тех­нико-тактическое мастерство команды и отдельных игро­ков. Основные формы тренировки на данном этапе — ком­плексные занятия по физической, технической и тактиче­ской подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамика нагрузки характеризуется уменьшением об­щего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивно­сти до уровня соревновательной и выше.
Главная задача соревновательного периода — дости­жение стабильных максимальных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возмож­ности противника и свои.
Физическая подготовка направлена на достижение вы­сокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренирован­ности.
Техническая подготовка должна обеспечить дальней­шее совершенствование точности, быстроты и стабильно­сти применения приемов в сложных условиях.
В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры кон­кретного противника и устраняются недостатки, выявлен­ные в предыдущих встречах.
Психологическая подготовка должна обеспечить мак­симальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с не­посредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игро­вых действиях, воли в преодолении отрицательных эмо­ций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответствен­ные моменты игры, подавленность, связанная с отдельны­ми неудачами).
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешно­му росту спортивного мастерства и выступлению в сорев­нованиях.                               
Средства, применяемые в соревновательном периоде:
специальные игровые упражнения, двусторон­ние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых прие­мов, а также в групповых и командных тактических действиях.

Календарно –тематическое планирование программы «Спортивные игры»

2 часа в неделю, 34 недели, всего 68 часов


№ урока

Тема урока

Месяц

Дата

теория

Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол.

Сентябрь

ОФП

Бег ОРУ беговые упражнения.
Футбол

Удары по неподвижному мячу.



Удары по катящемуся мячу.



Теория

Основные правила игры в баскетбол.


ОФП

Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами.

Октябрь


Баскетбол

Бросок мяча двумя руками от груди.


Бросок мяча одной рукой от плеча.


Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м.


Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без.


Передача мяча от щита.

Декабрь


Навесная передача мяча в контратаке.


Судейство

Особенности судейства спортивной игры баскетбол.


Сорев-ие

Общешкольное соревнование по баскетболу.


Теория

Основные правила игры в волейболе.


СФП

ОРУ силовые упражнения с собственным весом.

Январь


Волейбол

Верхняя передача мяча над собой.


Верхняя передача мяча через сетку.


Верхняя передача мяча в зону 2 и 4.


Нижняя передача мяча над собой.

Март


Нижняя передача мяча через сетку.


Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6.


Соревнование

Общешкольное соревнование по волейболу.


Теория

Основные правила игры в настольный теннис.


СФП

Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП



Настольный теннис

Подача мяча в настольном теннисе.

Апрель


Подача мяча с обратным вращением.


Приём мяча и перевод на сторону соперника.


Приём и перевод на противоходе.


Боковое вращение мяча в игре и при подаче.


ОФП

Бег 2 км. По пересечённой местности.

Май



Футбол

Ведение мяча по прямой с ударом по воротам.



Ведение мяча с изменением направления и скорости.



Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.



Судейство Особенности судейства футбольных матчей «Феер-плей».


Организационно-педагогические условия

Место проведения:

  • Спортивная площадка;

  • Класс (для теоретических занятий);

  • Спортивный зал.

Инвентарь:

  • Волейбольные мячи;

  • Баскетбольные мячи;

  • Футбольные мячи;

  • Кегли или городки;

  • Скакалки;

  • Теннисные мячи;

  • Малые мячи;

  • Гимнастическая стенка;

  • Гимнастические скамейки;

  • Сетка волейбольная;

  • Щиты с кольцами;

  • Секундомер;

  • Маты;

  • Ракетки;

  • Шашки;

  • Обручи.

Методические материалы

  • Плакаты, графики и диаграммы при выполнении сложных технических элементов.

  • Инструктажи техники безопасности при занятии видами спорта и при проведении соревнований по вилам спорта.

  • Домашние задания на повышения уровня физической подготовки, дидактические пособия, сборник упражнений.

Оценочные материалы

освоения программы осуществляется следующими способами:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль;

  • итоговый контроль умений и навыков;

  • контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития

  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей).


Физические

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

способности




Скоростные

Бег 100 метров с высокого старта (секунды)

14.3

17.5

Силовые

Прыжок в длину с места (сантиметры)

215

170


Подтягивание из виса, из виса лёжа (раз)

10

14

Выносливость

Бег 3000 (юноши) 2000 метров (девушки), (минуты)

13.50

10.00





Гибкость

Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (сантиметры)

8

9



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!