СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Основы экономики»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по дисциплине Основы экономики по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования для выполнения самостоятельных работ созданы для более полного усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Основы экономики»»






ММК-СМК-МРС-

178-01-14

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Муравленковский многопрофильный колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

(Основы экономики)











А. С. Прусакова






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы экономики»


программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных

рабочих служащих



Для студентов профессии

13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования












Прусакова А.С. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы экономики» для студентов профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2015. - 11 с.




Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-экономических дисциплин.











Автор-составитель:

Прусакова Аксана Сагидовна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»




Внутренние эксперты:

Сойко Зугура Сояховна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

Внешний эксперт:

Шелякин Алексей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в г. Муравленко










Методические указания для выполнения самостоятельных работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Основы экономики адресованы студентам очной и заочной формы обучения и включают в себя учебную цель, содержание самостоятельной работы и список рекомендуемой литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемый студент!


Методические рекомендации по дисциплине Основы экономики по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования для выполнения самостоятельных работ созданы для более полного усвоения материала.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, внимательно прочитайте цель и выполните задание. Задания к самостоятельной работе выполняйте в соответствии с методическими рекомендациями.

Наличие положительной оценки по самостоятельным работам необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине.

Если в процессе самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, обращайтесь к преподавателю для получения разъяснений в дни проведения дополнительных консультаций.


Желаем Вам успехов!

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Пояснительная записка

3

Содержание самостоятельных работ

4

Тема 2 Собственность. Конкуренция и монополия

(написание эссе)

5

Тема 3 Рынок. Спрос и предложение

(Подготовить сообщение)

7

Тема 7 Личные доходы и проблемы их распределения

(Подготовить доклад-презентацию)

8

Тема 8 Кредитно-финансовая система

(Подготовить доклад-презентацию)

10

Список рекомендуемых источников

11





СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ



Тема 2 Собственность. Конкуренция и монополия


Цель: научиться составлять эссе.


Студент должен:

уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

знать:

  • действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • основы организации работы коллектива исполнителей;

  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;

  • общую производственную и организационную структуру организации;


Предлагаемые самостоятельные работы


Самостоятельная работа № 1: Написать эссе на тему «Проблемы мировой экономики и пути решения»

Форма контроля: самоотчет (практическое занятие, конкурс работ, студенческая конференция).


Методические рекомендации по написанию эссе


Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.

  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  1. вступление

  2. тезис, аргументы

  3. тезис, аргументы

  4. тезис, аргументы

  5. заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

  1. философскими,

  2. литературно-критическими,

  3. историческими,

  4. художественными,

  5. художественно-публицистическими,

  6. духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  1. рецензии,

  2. лирической миниатюры,

  3. заметки,

  4. странички из дневника,

  5. письма и др.

Различают также эссе:

  1. описательные,

  2. повествовательные,

  3. рефлексивные,

  4. критические,

  5. аналитические и др.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

  1. личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

  2. эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

  1. Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

  2. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

  3. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

  4. В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам...», эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, в эссе присутствует художественная выразительность, яркость, образность изложения, отсутствуют ошибки, грамотный текст, точность формулировок, эссе представлено на контроль в срок.

«Хорошо» выставляется в случае, если частично соблюдена структура эссе, есть собственный взгляд на поставленную проблему, обращение к фактам, почерпнутым из социального и личного опыта, логичность изложения, грамотный текст, точность формулировок, эссе представлено на контроль в срок.

«Удовлетворительно» выставляется в случае если не соблюдена структура эссе, высказано собственное мнение по теме без четких доказательств, эссе представлено на контроль в срок.

«Неудовлетворительно» выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно, эссе представлено на контроль не в срок.





Тема 3 Рынок. Спрос и предложение

Цель: научиться составлять сообщение.


Студент должен:

уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

знать:

  • основы организации работы коллектива исполнителей;

  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;


Предлагаемые самостоятельные работы

Самостоятельная работа № 2: Подготовить сообщение на тему «Влияние рекламы на поведение потребителей»

Форма контроля: сообщение в контексте занятия.

Методические рекомендации по написанию сообщения

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Требования к оформлению и защите сообщения.

1.Требования к тексту.

1.1. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

1.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель).

Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

1.3. Интервал между строками – полуторный.

1.4. Текст оформляется на одной стороне листа.

1.5. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.4. данного раздела допускается рукописное оформление доклада.

2. Типовая структура сообщения.

1. Титульный лист.

2. План

3. Основная часть.

4. Список литературы.

3. Требования к оформлению разделов доклада.

Титульный лист оформляется по единым требованиям.

Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается

краткое содержание сообщения.

5. Автору сообщения по окончании защиты экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме сообщения.


Критерии оценки

В качестве основных критериев оценки студенческого сообщения могут выступать:

а) соответствие содержания заявленной теме;

б) актуальность, новизна и значимость темы;

в) четкая постановка цели и задач исследования;

г) аргументированность и логичность изложения;

д) свободное владение материалом;

е) культура речи;

ж) выдержанность регламента.


Тема7 Личные доходы и проблемы их распределения

Цель: научиться составлять доклад-презентацию.

Студент должен:

уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

знать:

  • действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • основы организации работы коллектива исполнителей;

  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;

  • общую производственную и организационную структуру организации;


Предлагаемые самостоятельные работы

Самостоятельная работа № 3: Подготовить доклад- презентацию на темы: Государственный бюджет; Цикличность экономики

Самостоятельная работа № 4: Государственное регулирование социально-экономических проблем;

Форма контроля: сообщение в контексте занятия.


Методические рекомендации по подготовке доклада-презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему докладу. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

1 Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

2 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема; название образовательной организации; фамилия, имя, отчество автора.

3 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.

Дизайн-эргономические требования:

сочетаемость цветов,

ограниченное количество объектов на слайде,

цвет текста.

4 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Критерии оценки:

В качестве основных критериев оценки студенческого сообщения могут выступать:

а) соответствие содержания заявленной теме;

б) актуальность, новизна и значимость темы;

в) четкая постановка цели и задач исследования;

г) аргументированность и логичность изложения;

д) свободное владение материалом;

е) культура речи;

ж) выдержанность регламента.



Тема 8 Кредитно-финансовая система

Цель: научиться составлять доклад-презентацию.


Студент должен:

уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять организационно-правовые формы организаций;

  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

знать:

  • действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

  • основные принципы построения экономической системы организации;

  • основы организации работы коллектива исполнителей;

  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;

  • общую производственную и организационную структуру организации;


Предлагаемые самостоятельные работы


Самостоятельная работа № 3-4: Подготовить доклад-презентацию на темы: Мировой рынок; Мировая торговля; Валютные отношения; Интернационализация отношений. Глобальные проблемы человечества

Форма контроля: сообщение в контексте занятия.


Методические рекомендации по подготовке доклада-презентации


Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему докладу. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

1 Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

2 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема; название образовательной организации; фамилия, имя, отчество автора.

3 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.

Дизайн-эргономические требования:

сочетаемость цветов,

ограниченное количество объектов на слайде,

цвет текста.

4 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если работа выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, полностью освещены все обозначенные пункты, в наличие элементы наглядности, презентация эстетически оформлена, представлена на контроль в срок.

«Хорошо» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты полностью освещены, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль в срок.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты освещены не в полном объеме, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль в срок.

«Неудовлетворительно» выставляется в случае, если презентация выполнена не аккуратно, не в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты освещены не в полном объеме, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль не в срок.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

  1. Океанова, З.К. Основы экономической теории: учеб. пособие / З.К. Океанова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 320 с.

  2. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие / Л.М. Куликов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с.

Дополнительные источники:

  1. Абрютина, М.В. Экономика предприятия: учебник/ М.В. Абрютина - М.: Дело и Сервис, 2014. – 235 с.

  2. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие/ Л.Е. Басовский - М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.

  3. Гришин В.В., Гришина В.Г. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы: практическое пособие / В.В. Гришин, В.Г. Гришина. - М.: Дашков и К, 2009. – 53 с.

  4. Казаков, С.В., Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: учеб. пособие / С.В. Казаков, В.Я. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2009. – 235 с.

  5. Лопарева, А. Экономика организации (предприятия): учебник / А. Лопарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 332 с.

Интернет- ресурсы:

  1. Экономика отрасли. [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/.

  2. Экономическая литература. [Электронный ресурс]: словарь – Режим доступа: http:/www. nashaucheba.ru/.




Муравленко 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!