ММК-СМК-МРС- 178-01-14 | Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» |
Методические рекомендации |
по выполнению самостоятельной работы (Основы экономики) |
А. С. Прусакова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы экономики»
программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных
рабочих служащих
Для студентов профессии
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Прусакова А.С. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы экономики» для студентов профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2015. - 11 с.
Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-экономических дисциплин.
Автор-составитель:
Прусакова Аксана Сагидовна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внутренние эксперты:
Сойко Зугура Сояховна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внешний эксперт:
Шелякин Алексей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в г. Муравленко
Методические указания для выполнения самостоятельных работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Основы экономики адресованы студентам очной и заочной формы обучения и включают в себя учебную цель, содержание самостоятельной работы и список рекомендуемой литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемый студент!
Методические рекомендации по дисциплине Основы экономики по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования для выполнения самостоятельных работ созданы для более полного усвоения материала.
Приступая к выполнению самостоятельной работы, внимательно прочитайте цель и выполните задание. Задания к самостоятельной работе выполняйте в соответствии с методическими рекомендациями.
Наличие положительной оценки по самостоятельным работам необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине.
Если в процессе самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, обращайтесь к преподавателю для получения разъяснений в дни проведения дополнительных консультаций.
Желаем Вам успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Содержание самостоятельных работ | 4 |
Тема 2 Собственность. Конкуренция и монополия (написание эссе) | 5 |
Тема 3 Рынок. Спрос и предложение (Подготовить сообщение) | 7 |
Тема 7 Личные доходы и проблемы их распределения (Подготовить доклад-презентацию) | 8 |
Тема 8 Кредитно-финансовая система (Подготовить доклад-презентацию) | 10 |
Список рекомендуемых источников | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 2 Собственность. Конкуренция и монополия
Цель: научиться составлять эссе.
Студент должен:
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
общую производственную и организационную структуру организации;
Предлагаемые самостоятельные работы
Самостоятельная работа № 1: Написать эссе на тему «Проблемы мировой экономики и пути решения»
Форма контроля: самоотчет (практическое занятие, конкурс работ, студенческая конференция).
Методические рекомендации по написанию эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Структура и план эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Классификация эссе
С точки зрения содержания эссе бывают:
философскими,
литературно-критическими,
историческими,
художественными,
художественно-публицистическими,
духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде:
рецензии,
лирической миниатюры,
заметки,
странички из дневника,
письма и др.
Различают также эссе:
описательные,
повествовательные,
рефлексивные,
критические,
аналитические и др.
Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:
личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Правила написания эссе
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам...», эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
Критерии оценки:
«Отлично» выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, в эссе присутствует художественная выразительность, яркость, образность изложения, отсутствуют ошибки, грамотный текст, точность формулировок, эссе представлено на контроль в срок.
«Хорошо» выставляется в случае, если частично соблюдена структура эссе, есть собственный взгляд на поставленную проблему, обращение к фактам, почерпнутым из социального и личного опыта, логичность изложения, грамотный текст, точность формулировок, эссе представлено на контроль в срок.
«Удовлетворительно» выставляется в случае если не соблюдена структура эссе, высказано собственное мнение по теме без четких доказательств, эссе представлено на контроль в срок.
«Неудовлетворительно» выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно, эссе представлено на контроль не в срок.
Тема 3 Рынок. Спрос и предложение
Цель: научиться составлять сообщение.
Студент должен:
уметь:
знать:
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
Предлагаемые самостоятельные работы
Самостоятельная работа № 2: Подготовить сообщение на тему «Влияние рекламы на поведение потребителей»
Форма контроля: сообщение в контексте занятия.
Методические рекомендации по написанию сообщения
Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.
Этапы работы над сообщением.
1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.
2. Составление списка используемой литературы.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Написание сообщения.
5. Публичное выступление и защита сообщения.
Требования к оформлению и защите сообщения.
1.Требования к тексту.
1.1. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).
1.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель).
Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).
1.3. Интервал между строками – полуторный.
1.4. Текст оформляется на одной стороне листа.
1.5. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.4. данного раздела допускается рукописное оформление доклада.
2. Типовая структура сообщения.
1. Титульный лист.
2. План
3. Основная часть.
4. Список литературы.
3. Требования к оформлению разделов доклада.
Титульный лист оформляется по единым требованиям.
Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается
краткое содержание сообщения.
5. Автору сообщения по окончании защиты экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме сообщения.
Критерии оценки
В качестве основных критериев оценки студенческого сообщения могут выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) свободное владение материалом;
е) культура речи;
ж) выдержанность регламента.
Тема7 Личные доходы и проблемы их распределения
Цель: научиться составлять доклад-презентацию.
Студент должен:
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
общую производственную и организационную структуру организации;
Предлагаемые самостоятельные работы
Самостоятельная работа № 3: Подготовить доклад- презентацию на темы: Государственный бюджет; Цикличность экономики
Самостоятельная работа № 4: Государственное регулирование социально-экономических проблем;
Форма контроля: сообщение в контексте занятия.
Методические рекомендации по подготовке доклада-презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему докладу. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
1 Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема; название образовательной организации; фамилия, имя, отчество автора.
3 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.
Дизайн-эргономические требования:
сочетаемость цветов,
ограниченное количество объектов на слайде,
цвет текста.
4 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Критерии оценки:
В качестве основных критериев оценки студенческого сообщения могут выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) свободное владение материалом;
е) культура речи;
ж) выдержанность регламента.
Тема 8 Кредитно-финансовая система
Цель: научиться составлять доклад-презентацию.
Студент должен:
уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
общую производственную и организационную структуру организации;
Предлагаемые самостоятельные работы
Самостоятельная работа № 3-4: Подготовить доклад-презентацию на темы: Мировой рынок; Мировая торговля; Валютные отношения; Интернационализация отношений. Глобальные проблемы человечества
Форма контроля: сообщение в контексте занятия.
Методические рекомендации по подготовке доклада-презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему докладу. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
1 Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема; название образовательной организации; фамилия, имя, отчество автора.
3 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.
Дизайн-эргономические требования:
сочетаемость цветов,
ограниченное количество объектов на слайде,
цвет текста.
4 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Критерии оценки:
«Отлично» выставляется в случае, если работа выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, полностью освещены все обозначенные пункты, в наличие элементы наглядности, презентация эстетически оформлена, представлена на контроль в срок.
«Хорошо» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты полностью освещены, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль в срок.
«Удовлетворительно» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты освещены не в полном объеме, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль в срок.
«Неудовлетворительно» выставляется в случае, если презентация выполнена не аккуратно, не в соответствии с инструкцией, обозначенные пункты освещены не в полном объеме, элементы наглядности отсутствуют, презентация представлена на контроль не в срок.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
Океанова, З.К. Основы экономической теории: учеб. пособие / З.К. Океанова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 320 с.
Куликов, Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие / Л.М. Куликов. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с.
Дополнительные источники:
Абрютина, М.В. Экономика предприятия: учебник/ М.В. Абрютина - М.: Дело и Сервис, 2014. – 235 с.
Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие/ Л.Е. Басовский - М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
Гришин В.В., Гришина В.Г. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы: практическое пособие / В.В. Гришин, В.Г. Гришина. - М.: Дашков и К, 2009. – 53 с.
Казаков, С.В., Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: учеб. пособие / С.В. Казаков, В.Я. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2009. – 235 с.
Лопарева, А. Экономика организации (предприятия): учебник / А. Лопарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 332 с.
Интернет- ресурсы:
Экономика отрасли. [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/.
Экономическая литература. [Электронный ресурс]: словарь – Режим доступа: http:/www. nashaucheba.ru/.
Муравленко 2015