СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проблеме " Инновационные подходы в обучении иностранному языку "

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение иностранному языку в современной школе требует переосмысливания применяемых  в учебно- воспитательном процессе педагогических технологий , методов и приемов. Попытаемся еще раз во всем разобраться , разложить . как говорят немцы  " по полочкам". И продемонстрировать  это  на примере урока в 7 классе по теме " Природа и мы. Охрана окружающей среды". Для справки:  учащиеся данного класса изучают немецкий язык с 5 кл. как второй иностранный и имеют 2 часа в неделю. Однако внедрение продуктивных методов обучения  вызывает интерес школьников к овладению еще одним языком.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проблеме " Инновационные подходы в обучении иностранному языку "»

Бабцева Н. В., учитель немецкого языка

МОУ „УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС „ГАРМОНИЯ“ Г. ДОНЕЦКА“



ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык» в содержании образования в современной школе. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. В настоящее время он рассматривается не только в ряду наиболее востребованных предметов, но и в программных документах, определяющих направления модернизации структуры и содержания образования.

Для современного учебника иностранного языка характерна общность целевых установок и принципиальных положений, определяющих основные подходы к обучению этому предмету (что зафиксировано в программных материалах и стандартах по этой предметной области). К числу таких базовых положений относится коммуникативная направленность всего процесса обучения, личностно ориентированный подход, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. Будучи признанными в современной методике обучения иностранным языкам, перечисленные положения реализуются авторами современных учебников.

В настоящее время резко возрастает интерес к проблемам этнопсихолингвистического уровня, рассматривающим язык как отображение социокультурной реальности, что соответственно делает необходимым изучение целостной картины мира, присутствующей в культурной традиции, как своего, так и изучаемого народа.

Современные ответы на вопросы, чему учить и как учить, методика и дидактика обучения иностранным языкам ищет, основываясь на исследованиях, анализирующих соотношение языка, речи и мышления, мышления и коммуникации, коммуникативного и когнитивного в речи и т.д.

Принцип вариативности, провозглашенный в современном образовании, дает возможность средним общеобразовательным учебным учреждениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.

Инновационные явления, порождающие специфику деятельности педагога в современных условиях, обуславливают переход от знаниевой парадигмы педагогического процесса к личности, от “сообщающих” - к интерактивным методам обучения.

Все вышесказанное, а также необходимость поиска путей интенсификации использования в преподавании иностранного языка в школе инновационных методов обучения, в условиях постоянно меняющихся реалий современного общества и его активного развития обуславливают актуальность работы и определяют выбор ее темы.

Проблема обучения иностранным языкам в школе сегодня, безусловно, требует системного анализа речемыслительной деятельности с психолингвистических, лингвистических, психологических позиций.

Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью.

Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность школьникам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке.

В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение школьниками творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины.

Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.

Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка школьникам.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстро меняющегося общества.

Многосторонний метод.

Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого “Кливлендского плана”, разработанного в 1920 году. Его основные принципы:

Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучения.

Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы.

Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения.

Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.

Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения.

Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме.

Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом.

Метод полной физической реакции.

Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей.

Во-вторых, язык занятия обычно ограничивается понятиями, описывающими ситуацию “здесь и сейчас” и легко объяснимыми примерами на изучаемом языке. Обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.

Метод не предназначен обучению чтению и письму, а также язык, в том объеме, который усваивается при обучении этим методом, не является естественным языком повседневного общения.

Естественный метод.

Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимания обучаемых на ошибки в речи, так как считается, что это может затормозить развитие речевых навыков. Ранний продуктивный период начинается с момента, когда пассивный словарь учащихся достигает около 500 словарных единиц.

С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются коммуникативно -деятельностный подход.( В основе данного подхода лежит представление о том, что функционирование и развитие личности, а также межличностные отношения учеников опосредуются целями, содержанием и задачами социально значимой деятельности) и активное обучение.

Оно основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика. Следует особо отметить роль ИКТ и преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно.

Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.

Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:

-переписка с жителями немецко-говорящих стран посредством электронной почты;

-участие в международных интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;

-создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран и другое.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, продуктивной творческой деятельностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.

Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет-технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиа образовательных технологий в обучающем процессе.

Языковой портфолио как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры.

Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В настоящее время при Совете Европы создан комитет, куда направляются проекты языковых портфолио, проходящие в дальнейшем оценку и обсуждение, а также аккредитацию.

Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными.

По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была одной из актуальных проблем образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.

Предлагаемый мною ниже учебный материал проведения урока в седьмом классе я применила при изучении темы “Природа и мы Охрана окружающей среды” с целью обобщения знаний, активизации работы на уроке и дома. Я поставила цель вызвать интерес учащихся к дальнейшему изучению немецкого языка и иноязычной культуры, развивать навыки иноязычной речи. Подготовка и проведение данного урока вызывает большую заинтересованность учащихся, поскольку они стараются употреблять в устной речи все изученные слова. Я заранее объявляю о проведении данного урока. Учащиеся самостоятельно проводят поиск дополнительной литературы, информации. Они очень серьезно относятся к подготовке необходимого материала, подбору фотографий. Вся эта работа вызывает и прививает любовь и ответственность за состояние окружающего мира. Я постаралась организовать и провести урок так, чтобы каждый ученик смог реализовать свои возможности. Класс делится на четыре группы. Цель учащихся: презентовать совместную работу, доказать правильность выбранного решения, аргументировать свои выводы.

Тема урока: Wir und unsere Umwelt (авторский урок, 2-ой ин. язык)

Цели урока: Практическая: закрепить употребление лексического материала по тематике общения, развивать умения устной речи, чтения с целью извлечения необходимой информации, высказывать свое отношение, мнение, используя изученный и новый лексический материал.

Что способствует реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач

  • Развитие у детей любви к природе, к окружающему миру.

  • Привлечение их внимания к значимости экологических проблем.

  • Решение коммуникативных задач в процессе работы над языковым и речевым материалом. Способствовать развитию продуктивной мыслительной деятельности, внимания, положительных эмоций, умения работать в разных режимах.

Планируемые метапредметные результаты: умение сотрудничать в группе, умение делать выводы, сопоставлять, осуществление регулятивных действий, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, формирование проектных умений.


Оборудование: проекты учащихся, опорные схемы, рисунки, стих, слайд- шоу, проектор, ноутбук, дидактический материал, N. Bassai Lehrbuch „Deutsch“ 7Klasse.

Тип урока: комбинированный с использованием элементов проектной и интерактивной технологий, ИКТ

Stundenverlauf


I. Beginn der Stunde


1. Begrüßung: Guten Tag, liebe Freunde! Freut mich euch wieder zu sehen. Wie geht es euch? Hoffentlich, alle sind heute in guter Stimmung, nicht wahr? Wollen wir uns begrüßen! (Die Schüler beantworten die Fragen und singen „ Guten Morgen“)

2. Zielorientierung: Fast jeden Tag lesen wir in der Zeitung, hören wir per Rundfunk, Fernseher Meldungen über die ökologischen Probleme unseres Planeten. Die Natur ist in Gefahr. Warum? Was ist für unsere Umwelt schädlich? Kann man ohne Wasser leben? Was müssen wir machen, um der Natur zu helfen und sie zu retten? Diese Fragen versuchen wir in der Stunde zu beantworten und unsere Rolle bei der Lösung dieses Problems zu bestimmen usw.

3 . .Mundgymnastik „Unsere Heimat“ Gedicht (cлайд- шоу)


II. Hauptteil der Stunde


1. Mind map Methode „Die Natur: Was ist das für dich?

Wiederholung des Wortschatzes zum Thema: 1.1. Die Schüler arbeiten mit dem Schema.

1.2. Arbeit mit der Tabelle.

2. Gespräch über die Umwelt: die Luft, das Wasser und der Wald ( Diagramme, Bilder, Projektor)


*Die Kinder lesen Texte in Gruppen und vollenden die Tabelle „Was und womit ist verschmutzt?“

*Welche Rolle spielt der Wald? Arbeit mit der Tabelle.


3. Es ist interessant, zu wissen


3500


Sequoie

2500

1000

600

450

Zeder

(кедр)

Eiche

(дуб)

Lärche

(лиственница)

Fichte

(сосна)

350

250

140

60

Tanne

(ёлка)

Ahorn

(клён)

Birke

(берёза)

Weide

(ива)



4. Gruppenarbeit an dem Projekt „Ökologische Probleme“(Präsentation, Besprechung und Bewertung)


Gruppe 1: Ohne Wasser ist kein Leben

Gruppe 2: Umweltschutz: PRO und CONTRA

Gruppe 3: Luftverschmutzung

Gruppe 4:Waldverschmutzung

5. Was ist es wichtig, zu machen, um die Natur zu retten?

*Die Schüler beantworten die Frage nach dem Muster: Es ist wichtig, die Natur zu schützen usw.

*Gebt den Mitschülern einige Öko-Rate: (Die Schüler geben Ratschläge. Sie schmücken einen Ökobaum) :

1. Alle müssen die Umwelt schützen.

2. Man darf nicht das Wasser, die Luft, die Erde verschmutzen.

3. Man darf nicht Tiere misshandeln und Bäume brechen.

4. Man darf nicht im Wald Abfälle (Papier, zerschlagene Flaschen, Konservenbüschen, Zigarettenkippen) hinterlassen.

5. Vernichtet die seltenen Pflanzen, Insekten, Tiere nicht!

6. Man darf nicht im Wald Feuer machen.

7. Pflanzt in den Städten mehr Bäume und Sträucher! Sie sind grüne Lungen der Stadt.

8. Man soll Altstoff sammeln, denn unser Planet wird dann sauberer und schöner.


III. Schlussteil der Stunde

1. Zusammenfassung : Wir haben heute versucht die Wege der Lösung zu

finden: Wie kann man unseren Planeten schöner machen? Das Problem geht jeden an. Seid ihr einverstanden? Unsere Heimat das sind… *учащиеся повторяют стихотворение und singen ein ökologisches Lied

2. Hausaufgabe: Wörter lernen ,den Brief schreiben “Meine Hilfe der Umwelt“


3. Bewertung von Schülern (Reflexion)



Anhang:

1. “ UNSERE HEIMAT“ (das Gedicht)

Unsere Heimat, das sind nicht nur die Städte und Dörfer,

Unsere Heimat sind auch all die Bäume im Wald.

Unsere Heimat ist das Gras auf der Wiese,

das Korn auf dem Feld, und die Vögel in der Luft,

und die Tiere der Erde, und die Fische im Fluss sind die Heimat.

Und wir lieben die Heimat, die schöne,

Und wir schützen sie, weil sie dem Volke gehört,

weil sie unserem Volke gehört.


2. фото фрагментов урока.

Die Natur und wir. Die Natur heißt für mich….Meine nächste Umwelt…Wie verhaltet ihr euch zur Natur?

Взаимодействие при обсуждении проектной деятельности



Презентация продукта коллективной творческой работы


Формирование проектных умений


Развитие умений чтения с целью поиска необходимой информации. Подготовка к высказыванию личного мнения по ситуации общения. Работа в паре по лексико- смысловой таблице.

Wir schmücken unseren Ökobaum und geben den Mitschülern nützliche Ratschläge.



Литература

1. Настольная книга преподавателя иностранного языка.

2. Педагогика профессионализма. Н.А. Руднева. Учебное пособие. Самара, 2002 г.

3.Язык и межкультурные коммуникации. Москва, 2009

4.Новые технологии в системе образования. Москва, 2005 г.

5.Н. П. Наволокова. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций.- Х.: „Основа“, 2010

6.Устные темы и тексты для чтения по немецкому языку


11






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!