МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данное исследование проводилось на базе Прогимназии №15, в 4 классе, г. Дербент, Р. Дагестан. В классе 18 человек.
Чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности.
Среди учащихся были проведены 3 методики:
-Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
-Методика «Справедливость».
-Методика «Что мы ценим в людях»
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).
Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:
Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.
Зла, сделанного тебе другими.
Доброго дела, свидетелем которого ты был.
Совершенно кем-то бесчестного поступка.
Справедливого поступка твоего знакомого.
Безвольного поступка известного тебе человека.
Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.
Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Оценка:
1) неправильное представление;
2) правильное, но недостаточно полное и четкое;
3) полное и четкое представление о нравственном качестве.
Результаты проведенного исследования таковы:
в классе 20 % (7 чел.) детей показали низкий уровень сформированности понятий о нравственных качеств,
35 % (5 чел.) средний уровень и 45 % (6 чел.) высокий уровень.
Большинство учащихся имеют нечеткие представления о нравственных качествах.
Методика «Справедливость».
Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».
Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.
Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, - ворчали ребята.
Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?
Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка».
После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:
Как одним словом можно назвать поступок Лены?
Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно»).
О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?
Результаты проведенного исследования таковы: в классе
10 % (3 чел.) детей показали низкий уровень,
64 % (9 чел.) средний уровень
и % (6 чел.) высокий уровень.
На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: у восьми учеников частично сформировано понятие «справедливость». Четверо учащихся (мальчики) не совсем точно отвечали на вопросы. А девочки смогли рассказать о каком-либо справедливом поступке и обосновать данный поступок.
Методика «Что мы ценим в людях».
Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.
Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы - классный час. Тематика его может быть разнообразной.
Обращение-инструкция: «Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.
Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного - настоящего друга, а другого - человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют».
Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.
Результаты проведенного исследования таковы: в классе 50 % (9 чел.) детей показали низкий уровень, 30 % (5 чел.) средний уровень и 20 % (4 чел.) высокий уровень.
% учащихся сумели назвать положительные качества (помогает товарищу, добрый, никогда не списывает, никого не обманывает (самостоятельность и честность)); отрицательные: обманывает, сваливает вину на других, обижает, не выполняет поручения.
% учащихся - называют по одному положительному и отрицательному качеству.
% учащихся - либо совсем не назвали, либо одно качество (лень)
Вывод: у большинства учащихся не сформированы ценностные ориентации.
В этом плане учителям, родителям есть, над чем думать.