СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами отправляемся в большое путешествие в мир неорганических веществ. Нам предстоит познакомиться с удивительным, классом неорганических веществом, представители этого класса соединений играют большое значение в нашей жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Соли"»

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, юные химики! Я рада приветствовать вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, пожелайте всем удачи. Говорят, как день начнешь, так его и проведешь.

Сегодня мы с вами отправляемся в большое путешествие в мир неорганических веществ. Нам предстоит познакомиться с удивительным, классом неорганических веществом, представители этого класса соединений играют большое значение в нашей жизни. 

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 1. Вывод темы урока:

Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений вы знакомы это: оксиды, основания и кислоты

К какому классу неорганических соединений относятся данные вещества. Дайте название класса вещества. Определяем формулы веществ только тех, которые вы знаете.

Химическая формула

Название

Класс неорганических веществ

Al2O3

Оксид алюминия


NaCl



Fe(OH)3

Гидроксид железа (III)


NaOH

Гидроксид натрия


Ba(OH)2

Гидроксид бария


CaCO3



Cu(OH)2

Гидроксид меди (II)


HCl

Соляная кислота


HNO3

Азотная кислота


SO3

Оксид серы (VI)


Са3(РО4)2



H2CO3

Угольная кислота


FeO

Оксид железа (II)


H2SO4

Серная кислота


CaO

Оксид кальция


Скажите, пожалуйста, остались ли вещества, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений.

Слайд 2. Давайте посмотрим на слайд и проверим результат вашей работы. Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам.

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, к которому относятся оставшиеся соединения, обратимся к некоторым интересным фактам.

  1. Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в VIII в. до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения.

  2. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие.

  3. Это вещество входит в состав крови человека.

  4. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

  5. Оно содержится в Мировом океане.

  6. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья.

  7. С древности оно стало главным «химическим реактивом» за обеденным столом.

  8. По русскому обычаю встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Правильно – это поваренная соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество относится к огромному классу неорганических веществ, который называется соли.

Слайд 3. Тема урока СОЛИ

Цель урока: Познакомиться с классом неорганических веществ – соли.

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Иодированная», бывает мелкая и крупная).

А что мы знаем о пищевой (поваренной) соли? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением.

до

утверждения

после


80% соли в России добывается в Астраханской области



Формула поваренной соли NaCl



Солёность озера Баскунчак — около 300 г/л



В год человек с пищей потребляет до 6 кг соли



Суточная потребность соли для взрослого человека – 30 г.


Слайд 4

Давайте посмотрим видеофрагмент о поваренной соли.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или, если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента? Составьте рассказ из верных утверждений.

Мы с вами говорили об одном представителе, а их целый класс, давайте обратимся к источнику знаний, что же такое соли с токи зрения химии.

Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка.

Давайте разберемся, как же можно назвать соли? На самом деле, все соли соответствуют какой либо кислоте, а название соли зависит от соответствующей кислоты.

Название кислоты

Формула кислоты

Формула иона

кислотного остатка

Название соли

Соляная

HCl


хлориды

Азотная

HNO3


нитраты

Азотистая

HNO2


нитриты

Серная

H2SO4


сульфаты

Сернистая

H2SO3


сульфиты

Сероводородная

H2S


сульфиды

Угольная

H2СO3


карбонаты

Кремниевая

H2SiO3


силикаты

Фосфорная

H3PO4


фосфаты


Ион кислотного остатка образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. Составьте формулы кислотных остатков.

Название кислоты

Формула кислоты

Формула иона

кислотного остатка

Название соли

Соляная

HCl

Cl-

хлориды

Азотная

HNO3

NO3-

нитраты

Азотистая

HNO2

NO2-

нитриты

Серная

H2SO4

SO42-

сульфаты

Сернистая

H2SO3

SO32-

сульфиты

Сероводородная

H2S

S2-

сульфиды

Угольная

H2СO3

СO32-

карбонаты

Кремниевая

H2SiO3

SiO32-

силикаты

Фосфорная

H3PO4

PO43-

фосфаты



Вернемся к нашей таблице №1 и дадим названия этим веществам.

Название соли

=

Название кислотного остатка

+

Название металла в родительном падеже

Основной признак - на первом месте металл, на втором кислотный остаток

Соль = Металл + Кислотный остаток

NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2

Найдите пару. Составьте формулы солей

CuS LiCl Mg(NO3)2 BaSO4 K3PO4

Дайте названия.

Все соли по растворимости в воде можно разделить на 3 группы: растворимые, нерастворимые и малорастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Запишите формулы солей в 3 группы: соли растворимые в воде, соли нерастворимые в воде и малорастворимые. (NaCl, MgSO3, CaCO3, K2SO4, CaSO4, AlPO4, Na3PO4, PbCl2, BaSiO3). Дайте названия данным солям.

Закрепление

А сейчас мы с вами подвигаемся, и проверим как вы усвоили данный материал.

Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.

  1. Соли – сложные вещества. +

  2. Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка. -

  3. Соли могут быть растворимы, нерастворимы в воде и малорастворимы. +

  4. Формула поваренной соли КСl. -

  5. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. +

Подведение итогов урока.

И так наше занятие подошло к концу. Мне приятно было с вами работать, мне бы хотелось, чтобы вы дали оценку своей деятельности на занятии и полученным знаниям.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!