Организационный момент.
Здравствуйте, юные химики! Я рада приветствовать вас на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, пожелайте всем удачи. Говорят, как день начнешь, так его и проведешь.
Сегодня мы с вами отправляемся в большое путешествие в мир неорганических веществ. Нам предстоит познакомиться с удивительным, классом неорганических веществом, представители этого класса соединений играют большое значение в нашей жизни.
Актуализация знаний учащихся.
Слайд 1. Вывод темы урока:
Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений вы знакомы это: оксиды, основания и кислоты
К какому классу неорганических соединений относятся данные вещества. Дайте название класса вещества. Определяем формулы веществ только тех, которые вы знаете.
Химическая формула | Название | Класс неорганических веществ |
Al2O3 | Оксид алюминия | |
NaCl | | |
Fe(OH)3 | Гидроксид железа (III) | |
NaOH | Гидроксид натрия | |
Ba(OH)2 | Гидроксид бария | |
CaCO3 | | |
Cu(OH)2 | Гидроксид меди (II) | |
HCl | Соляная кислота | |
HNO3 | Азотная кислота | |
SO3 | Оксид серы (VI) | |
Са3(РО4)2 | | |
H2CO3 | Угольная кислота | |
FeO | Оксид железа (II) | |
H2SO4 | Серная кислота | |
CaO | Оксид кальция | |
Скажите, пожалуйста, остались ли вещества, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений.
Слайд 2. Давайте посмотрим на слайд и проверим результат вашей работы. Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам.
И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, к которому относятся оставшиеся соединения, обратимся к некоторым интересным фактам.
Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в VIII в. до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения.
Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие.
Это вещество входит в состав крови человека.
Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.
Оно содержится в Мировом океане.
Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья.
С древности оно стало главным «химическим реактивом» за обеденным столом.
По русскому обычаю встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!
Правильно – это поваренная соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество относится к огромному классу неорганических веществ, который называется соли.
Слайд 3. Тема урока СОЛИ
Цель урока: Познакомиться с классом неорганических веществ – соли.
С чем у вас ассоциируется слово «соль»?
(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Иодированная», бывает мелкая и крупная).
А что мы знаем о пищевой (поваренной) соли? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением.
до | утверждения | после |
| 80% соли в России добывается в Астраханской области | |
| Формула поваренной соли NaCl | |
| Солёность озера Баскунчак — около 300 г/л | |
| В год человек с пищей потребляет до 6 кг соли | |
| Суточная потребность соли для взрослого человека – 30 г. | |
Слайд 4
Давайте посмотрим видеофрагмент о поваренной соли.
После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или, если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента? Составьте рассказ из верных утверждений.
Мы с вами говорили об одном представителе, а их целый класс, давайте обратимся к источнику знаний, что же такое соли с токи зрения химии.
Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка.
Давайте разберемся, как же можно назвать соли? На самом деле, все соли соответствуют какой либо кислоте, а название соли зависит от соответствующей кислоты.
Название кислоты | Формула кислоты | Формула иона кислотного остатка | Название соли |
Соляная | HCl | | хлориды |
Азотная | HNO3 | | нитраты |
Азотистая | HNO2 | | нитриты |
Серная | H2SO4 | | сульфаты |
Сернистая | H2SO3 | | сульфиты |
Сероводородная | H2S | | сульфиды |
Угольная | H2СO3 | | карбонаты |
Кремниевая | H2SiO3 | | силикаты |
Фосфорная | H3PO4 | | фосфаты |
Ион кислотного остатка образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. Составьте формулы кислотных остатков.
Название кислоты | Формула кислоты | Формула иона кислотного остатка | Название соли |
Соляная | HCl | Cl- | хлориды |
Азотная | HNO3 | NO3- | нитраты |
Азотистая | HNO2 | NO2- | нитриты |
Серная | H2SO4 | SO42- | сульфаты |
Сернистая | H2SO3 | SO32- | сульфиты |
Сероводородная | H2S | S2- | сульфиды |
Угольная | H2СO3 | СO32- | карбонаты |
Кремниевая | H2SiO3 | SiO32- | силикаты |
Фосфорная | H3PO4 | PO43- | фосфаты |
Вернемся к нашей таблице №1 и дадим названия этим веществам.
Название соли | = | Название кислотного остатка | + | Название металла в родительном падеже |
Основной признак - на первом месте металл, на втором кислотный остаток
Соль = Металл + Кислотный остаток
NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2
Найдите пару. Составьте формулы солей
CuS LiCl Mg(NO3)2 BaSO4 K3PO4
Дайте названия.
Все соли по растворимости в воде можно разделить на 3 группы: растворимые, нерастворимые и малорастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
Запишите формулы солей в 3 группы: соли растворимые в воде, соли нерастворимые в воде и малорастворимые. (NaCl, MgSO3, CaCO3, K2SO4, CaSO4, AlPO4, Na3PO4, PbCl2, BaSiO3). Дайте названия данным солям.
Закрепление
А сейчас мы с вами подвигаемся, и проверим как вы усвоили данный материал.
Если вы согласны с данным утверждением – встаньте.
Соли – сложные вещества. +
Соли состоят из атома водорода и кислотного остатка. -
Соли могут быть растворимы, нерастворимы в воде и малорастворимы. +
Формула поваренной соли КСl. -
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. +
Подведение итогов урока.
И так наше занятие подошло к концу. Мне приятно было с вами работать, мне бы хотелось, чтобы вы дали оценку своей деятельности на занятии и полученным знаниям.