СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии»

Практическая работа: методическая разработка


Тема: Организация учебной деятельности по формированию УУД


Выполнил: учитель химии и биологии МБОУ «Кадетская школа» г. Чернушка Пермского края Князева А. Г.


Методическая тема: Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии и химии в условиях перехода на ФГОС


Тема урока: Соли


Класс: 8


Тип урока: урок изучения нового материала


Форма урока: Комбинированный урок


Педагогические цели урока:

Образовательные:

- расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток;

- способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;

- формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям.

Развивающие:
- создание условий для развития у кадет самостоятельности и способности к самоорганизации;

-содействовать развитию навыка исследовательской и познавательной деятельности у кадет;

- содействовать развитию умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Воспитательные:

- содействовать формированию толерантности и умения работать в парах;

- воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель.







Задачи:

1. Изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат). 2. Продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат). 3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Планируемые результаты

Личностные: Проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности.

Предметные: Научиться давать определение солей; получить представление о солях как производных кислот и оснований, составе и номенклатуре солей; научиться составлять формулы данных химических соединений.

Метапредметные: Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач.

Регулятивные УУД (Р): уметь планировать свою деятельность на уроке, проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД (П): уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

Коммуникативные УУД (К): уметь слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.

Личностные УУД (Л): уметь оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.

Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и методические приемы: проблемный, эвристический (частично поисковый), наглядный.

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль NaCl, карбонат кальция CaCO3 (мел, известняк), медный купорос CuSO4∙5H2O; дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; карточки с заданиями и критериями оценивания.

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002.


Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012.



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

1.

Организационный этап

Приветствует кадет.

Проверяет у кадет: форму одежды, наличие учебных принадлежностей и письменного домашнего задания. Разбирает вопросы, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.

Дежурный кадет докладывает о готовности класса к уроку.

Обучающиеся проверяют свои рабочие места. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, возникших при выполнении домашнего задания. (Л: смыслообразование; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.)

2.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Задает вопросы: Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков? О каких соединениях химических элементов вы уже имеете представление?
Создает проблемную ситуацию путем демонстрации задания № 1: «Распределить предложенные вещества по классам» (приложение 1), разделив этот пример среди учащихся на три группы.

Работают в группах. (П: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; общеучебные – смысловое чтение; умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме)


3.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Задает вопросы (приложение 2).

Отвечают на вопросы.

(П: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

4.

Этап выявления места и причины затруднения. Целеполагание

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3)

Составляет совместно с обучающимися план урока.


Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. Составляют план изучения солей:

•Определение, состав, номенклатура

•Физические свойства

•Составление их формул

(Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)

5.

Этап построения проекта выхода из затруднения; освоение новых знаний и способов деятельности

Предлагает проанализировать состав формул солей из задания № 1 и сформулировать определение, подходящее данному классу.

Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей (раздает каждому обучающемуся – приложение 4). Объясняет составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.

Демонстрирует образцы солей.

Предлагает назвать соли, оставшиеся после выполнения задания №1




Слушают; анализируют; приходят к выводу, что соли – производные кислот и оснований.


Обсуждение найденных ответов.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Р: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция.

П: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические–построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

6.

Этап первичного закрепления материала

Организует работу по отработке умений составлять формулы солей по их названиям, предлагая выполнить задание № 2 (приложение 5).

Выполняют задание № 2


Осуществляют взаимную проверку в парах (критерии оценивания на листочках, приложение 10)


(П. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме

К: Уметь слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала

Организует самостоятельную работу (приложение 6)

Записывают в тетрадях.

Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, (критерии оценивания на листочках у каждого, приложение 10)

Применяют знания на практике.

(П: общеучебные; Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценка.; Л: самоопределение.)



8.

Информация о домашнем задании

Записывает разноуровневое домашнее задание на доске, поясняет на что обратить внимание (приложение 7)

Записывают в домашнее задание

(Л: самоопределение

Р: оценка, саморегуляция)

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - соль (приложение 8)

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 9)

Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

(П: Умение анализировать результаты своей деятельности.

Р:Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.)


Приложение 1.

Задание № 1: «Распределите предложенные вещества по классам, дайте определения известных классов: H2SO4, NaCl, MgO, КOH, N2O5, Zn(OH)2, СuSO4, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4, СаСО3, Н2О, НNO3, Сa3(PO4)2, LiOH»

(Ученики делятся на три группы по рядам: 1-ый – выписывает «Оксиды», 2-ой – «Кислоты», 3-ий – «Основания»).

От каждой группы по одному представителю отвечают на вопросы:

- Какие вещества называются оксидами? Назовите выделенные оксиды.

- Какие вещества называются основаниями? Назовите выделенные основания.

- Какие вещества называются кислотами? Как называются выделенные вами кислоты?

Приложение 2

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4, Сa3(PO4)2

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

Приложение 3

О каком веществе идет речь?

Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.


Ответ: соль

В данном случае: поваренная соль - NaCl


Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы - в их состав входят соли.



Приложение 4

Памятка

Алгоритм составления формул и названий солей

  1. Записываем ионы, из которых состоит соединение.

  2. Определяем заряды ионов.

  3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

  4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

  5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.



Название соли = название кисл. ост-ка + название металла (в родительном падеже) + ст. окисл. мет.



Приложение 5

Задание № 2: Составьте формулы следующих солей: нитрат железа (II), хлорид меди (II), бромид ртути (II), силикат кальция, фосфат калия, сульфат кальция.

Приложение 6

Задание №3. Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей


K

Ba

Al

Соляная кислота




Серная кислота




Фосфорная кислота






Приложение 7

Разноуровневые домашние задания: «1 уровень (для всех): параграф 22, упр.2,3 (133 С); выучить название кислотных остатков по таблице №5 на стр. 128; 2 уровень (по выбору): Используя дополнительные источники информации, подготовьте доклад на любую из предложенных тем: «Соли в моем организме», «Цветные соли: формулы, значение и применение в жизни».

Приложение 8

«Синквейн» для солей

Составить по схеме: Ответ:

  • Название темы – одно существительное Соль

  • Описание темы - два прилагательных Твердая , кристаллическая

  • Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет

  • Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты

  • Суть темы – одно слово Компонент жизни



Приложение 9

Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным

Приложение 10

Критерии оценивания

Оценка «5» - все формулы записаны верно

Оценка «4» - допущены одна ошибка

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину: допущены 2-3 ошибки

Оценка «2»- работа выполнена меньше, чем наполовину: допущены 4, 5 ошибок; работа не выполнена

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!