Предметные | Метапредметные | личностные |
Обучающиеся смогут | Обучающиеся получат возможность научиться | Регулятивные УУД: Умение ставить цель. Способность в течении урока регулировать свою работу. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения Познавательные УУД: Самостоятельно находить в учебнике нужную информацию. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: Организация работы в парах, учет личных особенностей одноклассника, его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента | продолжить развитие химической речи обучающихся, расширить кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации; воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения; воспитывать культуру речи, поведения; чувство ответственности за сохранение оксидов (на примере воды); самоконтроль и самооценка. |
научить выделять оксиды и водородные соединения элементов среди других веществ; научить составлять формулы и называть оксидов и водородные соединения элементов на основе знаний о степени окисления; | моделировать строение химических веществ; раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека; |
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕФОРМЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) | Примечание |
УЧИТЕЛЯ | ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1. Формирование положительной мотивации. | Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова встретились в кабинете химии. А какое у вас сегодня настроение? Создаём проблемную ситуацию путем предложения задания (на слайде). | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Отвечают на проблемный вопрос, участвуют в диалоге. Формулируют тему урока «Оксиды». | |
2. Целеполагание (формулировка цели и постановка учебных задач). | Какие цели ставим на уроке? Что нам поможет достичь поставленной цели на уроке? Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока. Формулирование гипотезы. | Высказывают свою точку зрения, формулируют цели и задачи урока. Цель: на основе полученных знаний сформулировать понятие о физических свойствах металлов обусловленных сходством строения. | |
3. Решение учебных задач, «открытие нового знания». | Организует процесс решения учебных задач. | Обучающиеся работают с рабочей тетрадью, текстом § 19 учебника. Самостоятельно выбирают способ решения учебных задач. | |
4. Включение нового знания в систему знаний. Применение полученных знаний на практике. | Организует работу в малых группах. Создаёт ситуацию успеха. | Применяют полученные знания на практике. Участвуют в обсуждении способов действия, выполняют лабораторный опыт. Демонстрируют результат деятельности, объясняют полученные результаты. | |
5. Рефлексия и оценивание. | Помогает обучающимся оценить свой действия и действия товарищей. | Отвечают на вопросы в карточке. Осуществляют самооценку работы каждого члена группы. | |
6. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание. | Обучающиеся записывают домашнее задание. | |
Этапы урока | Деятельность учителя (методы и приёмы, задания и упражнения…) | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова встретились в кабинете химии. А какое у вас сегодня настроение? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | 1 МИН |
2. Мотивация. | Учитель: Свой урок я бы хотела начать с притчи Сократа: «Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх. Одного спросили: – Что ты делаешь? – Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: – Что ты делаешь? – Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он. Третий на тот же вопрос улыбнулся: – Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!» Учитель: Ребята, как вы понимаете эти слова? Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага. Учитель: дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое. Когда то и я, будучи ученицей, открыла для себя химические формулы. Сейчас я знаю их много, и мне не надо их заучивать. Для того, чтобы написать формулу вещества, достаточно знать всего лишь одно химическое понятие «Степень окисления». С этим понятием вы познакомились на прошлом уроке. | -Привлечение внимания учащихся. Отвечают на вопросы. Формулируют определение степени окисления | 2 МИН |
3. Актуализация знаний и выявление возникших затруднений | -Я бы хотела продолжить наш урок высказыванием французского писателя Антуан де Сент – Экзюпери об одном из веществ :«Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». Как вы думаете, о каком веществе он написал такие слова? Ответ прост – вода. -А к какому классу неорганических соединений относится вода ? ( Оксиды). Правильно, эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке. Составим формулу оксида водорода и определим степени окисления каждого химического элемента. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли. На 60-80 % организм человека состоит из воды (в зависимости от возраста). Она играет огромную роль в жизни человека и в жизни всех живых организмов на Земле. Поиграйте в "Составь формулу". Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Назовите составленные оксиды. В – 1: К2О, Р2О5 , N H3 B – 2 : FeO, Cl2O7 , NaН B – 3: N2O3 , BaO, HCl | Отгадывают вещество. Отвечают на вопросы. Составляют формулы, названия Отвечают на вопросы. | 5 мин |
4. Планирование | -Все карточки были использованы? -Какие вещества у вас получились? -Предположите тему нашего урока и ее цель | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока. | 2мин |
5. Реализация плана (Открытие нового знания) | -Что общего у этих соединений? Важнейшими классами бинарных соединений являются – оксиды и водородные соединения Сформулируйте определение водородных соединений. Водородными называют бинарные соединения, в состав которых входит водород. Определить степень окисления химических элементов дать названия веществам. HCl, N H3 , NaH По какому признаку можно классифицировать представленные водородные соединения. Классифицируйте представленные водородные соединения. Водородные соединения элементов Гидриды Летучие водородные соединения Можем ли отнести воду к водородным соединениям? (Можем условно: гидроксид водорода, гидроксильная кислота) Работа с учебником: В – 1 с. 112. Опишите физические свойства гидридов. В – 2 с. 113. Опишите физические свойства летучих водородных соединений. -Чем обусловлены физические свойства водородных соединений? Учитель проводит опыт по получению аммиака и растворению его в воде с фенолфталеином. Какие физические свойства аммиака наблюдали? Где в быту применяются изученные физические свойства аммиака? Раствор аммиака в воде называют нашатырный спирт, применяется в медицине. Газообразный аммиак уже при содержании 0,05% его в воздухе очень сильно раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. При остром отравлении им в сильной форме появляются поражения глазных тканей и дыхательных путей, отдышка (вплоть до приступов удушья) и воспаление легких. Средствами первой помощи служат свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание паров. Хроническое отравление аммиаком вызывают упорные катары дыхательного горла и воспаление голосовых связок | Отвечают на вопросы. Формулируют определение. Определяют степени окисления составляют названия. Классифицируют водородные соединения. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Отвечают на вопросы. Наблюдают, отвечают на вопросы. | 15 мин |
Включение в систему знаний и повторение | Выполняют самостоятельную работу по вариантам. Вариант – 1. Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями. Формулы оксидов | Названия оксидов | 1. P2O3 2. HCl 3. СrO3 4. MgH2 5. Na2O | А. Гидрид магния Б. Оксид натрия В. Оксид фосфора (III) Г. Хлорид водорода Д. Оксид хрома (III) | Вариант – 2. Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями. Формулы оксидов | Названия оксидов | 1. LiH 2. CaO 3. SO3 4. H3N 5. Al2O3 | А. Оксид серы (VI) Б. Нитрид водорода В. Оксид кальция Г. Гидрид лития Д. Оксид алюминия | | Выполняют самостоятельную работу по вариантам с последующей взаимопроверкой. Вариант – 1. ВГДАБ Вариант – 2. ГВАБД Оценивают работу одноклассника. | 5 МИН |
Рефлексия | Расставаясь с вами, я хочу, чтобы вы проанализировали, все то, что происходило сегодня на уроке. - Считаете ли вы для себя этот урок полезным? - На все ли вопросы вы смогли найти ответ? - Чувствовали ли вы поддержку учителя и товарищей? Давайте вспомним тему нашего урока. Цель урока. Достигли мы ее? Пригодятся ли вам полученные знания? Я узнал… Мне трудно… Быстро запомнил… Понравилась работа… Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, и сдайте ее, а я посмотрю на результат. Учитель: Я вам предлагаю оценить вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежит таблица с критериями: Прием «Что я за птица?» Критерии | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Активность | высокая | средняя | низкая | Материал урока | усвоил хорошо | усвоил частично | усвоил слабо | Объяснить тему товарищу | могу сам | могу с подсказкой | затрудняюсь | | Отвечают на вопросы. Самооценка. | 5 МИН |
Домашнее задание | Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. Если вы набрали: 8 – 9 баллов § 19 составить задачу по теме «Оксиды» 6 - 7 баллов § 19 небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека». 4 -5 балла § 19, упр. 4,6. | Слайд 14. | 2 МИН |