СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии по теме "Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока химии по теме "Оксиды" предназначена для студентов 1 курса среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии по теме "Оксиды"»

Технологическая карта урока

 

Предмет: Химия        1 курс

Автор УМК О.С.Габриелян

Тема урока «Оксиды»

Тип урока открытие нового знания

Ресурсы:     Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия учебник для СПО.- М.: Академия,2018. Лабораторное оборудование. Карточки самооценки, раздаточный материал (на каждого обучающегося).

Основные понятия: оксиды, степень окисления, гидриды, летучие водородные соединения,

Цель урока: Сформировать у обучающихся понятие бинарных соединений на примере оксидов и летучих водородных  соединений.

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

личностные

Обучающиеся смогут

Обучающиеся получат возможность научиться

Регулятивные УУД:

Умение ставить цель. Способность в течении урока регулировать свою работу. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения

Познавательные УУД:

Самостоятельно находить в учебнике нужную информацию. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Организация работы в парах, учет  личных особенностей одноклассника, его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента

продолжить развитие химической речи обучающихся,

расширить кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации;

воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения;

воспитывать культуру речи, поведения;

чувство ответственности за сохранение оксидов (на примере воды);

самоконтроль и самооценка.

научить выделять оксиды и водородные соединения элементов среди других веществ;

научить составлять формулы и называть оксидов и водородные соединения элементов на основе знаний о степени окисления;

 

моделировать строение химических веществ;

 раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;

 

 

 

 

 

 

  

СТРУКТУРА УРОКА

 

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕФОРМЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Примечание

УЧИТЕЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Формирование положительной мотивации.

Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова встретились в кабинете химии. А какое у вас сегодня настроение?

Создаём проблемную ситуацию путем предложения задания (на слайде).

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Отвечают на проблемный вопрос, участвуют в диалоге. Формулируют тему урока «Оксиды».

 

2. Целеполагание (формулировка цели и постановка учебных задач).

Какие цели ставим на уроке?

Что нам поможет достичь поставленной цели на уроке?

Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока. Формулирование гипотезы.

Высказывают свою точку зрения, формулируют цели и задачи урока.

Цель: на основе полученных знаний сформулировать понятие о физических свойствах металлов обусловленных сходством строения.

 

3. Решение учебных задач, «открытие нового знания».

Организует процесс решения учебных задач.

Обучающиеся работают с рабочей тетрадью, текстом § 19 учебника. Самостоятельно выбирают способ решения учебных задач.

 

4. Включение нового знания в систему знаний. Применение полученных знаний на практике.

Организует работу в малых группах.

Создаёт ситуацию успеха.

Применяют полученные знания на практике. Участвуют в обсуждении способов действия, выполняют лабораторный опыт.

Демонстрируют результат деятельности, объясняют полученные результаты.

 

5. Рефлексия и оценивание.

Помогает обучающимся оценить свой действия и действия товарищей.

Отвечают на вопросы в карточке. Осуществляют самооценку работы каждого члена группы.

 

6. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

 

 







Организационная структура урока

(урок комбинированный)

 

Этапы урока

Деятельность учителя

(методы и приёмы, задания и упражнения…)

Деятельность учащихся

Примечания

1. Орг. момент

 

Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова встретились в кабинете химии. А какое у вас сегодня настроение?

 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

1 МИН

2. Мотивация.

 

Учитель: Свой урок я бы хотела начать с притчи Сократа:

 «Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

– Что ты делаешь?

– Тащу эту проклятую ношу.

 Второго спросили:

– Что ты делаешь?

– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Учитель: Ребята, как вы понимаете эти слова?

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Учитель: дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое. Когда то и я, будучи ученицей, открыла для себя химические формулы. Сейчас я знаю их много, и мне не надо их заучивать. Для того, чтобы написать формулу вещества, достаточно знать всего лишь одно химическое понятие «Степень окисления». С этим понятием вы познакомились на прошлом уроке.

-Привлечение внимания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Отвечают на вопросы.

 

Формулируют определение степени окисления

 

2 МИН

3. Актуализация

знаний и выявление возникших затруднений

-Я бы хотела продолжить  наш урок высказыванием  французского писателя Антуан де Сент – Экзюпери об одном из веществ :«Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».

 Как вы думаете,  о каком веществе он написал такие слова? Ответ прост – вода.

-А к какому классу неорганических соединений относится вода ? ( Оксиды).   Правильно, эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.

Составим формулу оксида водорода и определим степени окисления каждого химического элемента.

Вода покрывает 71% площади поверхности Земли. На 60-80 % организм человека состоит из воды (в зависимости от возраста).  Она играет огромную роль в жизни человека и в жизни всех живых  организмов на Земле.

 

Поиграйте в "Составь формулу".

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Назовите составленные оксиды.

В – 1: К2О, Р2О5 , N H3

B – 2 : FeO, Cl2O7  , NaН

B – 3: N2O3 , BaO, HCl

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают вещество.

 

 

 

  Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют формулы, названия

Отвечают на вопросы.

5 мин

4. Планирование

 

-Все карточки были использованы?

-Какие вещества у вас получились?

 

-Предположите тему нашего урока и ее цель

 

Отвечают на вопросы.

 

Формулируют тему и цель урока. 

2мин

5. Реализация

плана

(Открытие нового знания)

 

-Что общего у этих соединений?

Важнейшими классами бинарных соединений являются – оксиды и водородные соединения

Сформулируйте определение водородных соединений.

Водородными называют бинарные соединения, в состав которых входит водород.

Определить степень окисления химических элементов дать названия веществам.

 

HCl, N H, NaH

 

По какому признаку можно классифицировать представленные водородные соединения.

Классифицируйте представленные водородные соединения.

 

                            Водородные соединения элементов

 

                Гидриды                        Летучие водородные соединения

 

Можем ли отнести воду к водородным соединениям? (Можем условно: гидроксид водорода, гидроксильная кислота)

 

Работа с учебником: В – 1 с.  112. Опишите физические свойства гидридов.

В – 2 с. 113. Опишите физические свойства летучих водородных соединений.

-Чем обусловлены физические свойства водородных соединений?

 

Учитель проводит опыт по получению аммиака и растворению его в воде с фенолфталеином.

 

Какие физические свойства аммиака наблюдали?

Где в быту применяются изученные физические свойства аммиака?

Раствор аммиака в воде называют нашатырный спирт, применяется в медицине.

  Газообразный аммиак уже при содержании 0,05% его в воздухе очень сильно раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. При остром отравлении им в сильной форме появляются поражения глазных тканей и дыхательных путей, отдышка (вплоть до приступов удушья) и воспаление легких. Средствами первой помощи служат свежий воздух, обильное промывание глаз водой, вдыхание паров. Хроническое отравление аммиаком вызывают упорные катары дыхательного горла и воспаление голосовых связок

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Формулируют определение.

 

 

 

 

Определяют степени окисления составляют названия.

 

 

 

Классифицируют водородные соединения.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают с учебником.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Наблюдают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

Включение в систему знаний и повторение

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

Вариант – 1. Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. P2O3

2. HCl

3. СrO3

4. MgH2

5. Na2O

А. Гидрид магния

Б.  Оксид натрия

В. Оксид фосфора (III)

Г. Хлорид водорода

Д. Оксид хрома (III)

 

Вариант – 2. Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. LiH

2. CaO

3.   SO3

4. H3N

5. Al2O3

А. Оксид серы (VI)

Б.  Нитрид водорода

В. Оксид кальция

Г.  Гидрид лития

Д. Оксид алюминия


 

Выполняют самостоятельную работу по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 

Вариант – 1. ВГДАБ

Вариант – 2. ГВАБД

 

 

 

 

Оценивают работу одноклассника.

5 МИН

Рефлексия

Расставаясь с вами, я хочу, чтобы вы проанализировали, все то, что происходило сегодня на уроке.

- Считаете ли вы для себя этот урок полезным?

- На все ли вопросы вы смогли найти ответ?

- Чувствовали ли вы поддержку учителя и товарищей?

Давайте вспомним тему нашего урока. Цель урока. Достигли мы ее?

Пригодятся ли вам полученные знания?

Я узнал…

Мне трудно…

Быстро запомнил…

Понравилась работа…

Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, и сдайте ее, а я посмотрю на результат.

 

Учитель: Я вам предлагаю оценить вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежит таблица с критериями:

 

Прием «Что я за птица?»

 

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал

урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь


 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

5 МИН

Домашнее

задание

Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы.

Если вы набрали: 8 – 9 баллов § 19 составить задачу по теме «Оксиды»

6 - 7 баллов  § 19 небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».

4 -5 балла § 19, упр. 4,6.

Слайд 14.

2 МИН

 














 

 

N

 

H3

 

 

 

О 

 

 

Fe

 

 

 

O

 

 

Cl2

 

 O7

 

Н

   

 

Na

 


Cl 

  

N2

 

 Ba

 

O3

 

 

H

 

О

 






 

 ФИ _________________________________

Вариант – 1.

Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

 

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. P2O3

2. HCl

3. СrO3

4. MgH2

5. Na2O

А. Гидрид магния

Б.  Оксид натрия

В. Оксид фосфора (III)

Г. Хлорид водорода

Д. Оксид хрома (III)

Ответы:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА______________________

 

  ФИ_________________________________ _________

Вариант – 1.

Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

 

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. P2O3

2. HCl

3. СrO3

4. MgH2

5. Na2O

А. Гидрид магния

Б.  Оксид натрия

В. Оксид фосфора (III)

Г. Хлорид водорода

Д. Оксид хрома (III)

Ответы:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА______________________

 

 ФИ _________________________________ _________

Вариант – 2.

Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. LiH

2. CaO

3.   SO3

4. H3N

5. Al2O3

А. Оксид серы (VI)

Б.  Нитрид водорода

В. Оксид кальция

Г.  Гидрид лития

Д. Оксид алюминия

 

Ответы:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА______________________

ФИ _________________________________ _________

Вариант – 2.

Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.

     Формулы оксидов

Названия оксидов

1. LiH

2. CaO

3.   SO3

4. H3N

5. Al2O3

А. Оксид серы (VI)

Б.  Нитрид водорода

В. Оксид кальция

Г.  Гидрид лития

Д. Оксид алюминия

 

Ответы:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА______________________ 

 

 

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

 

ИТОГ___________________

 

 

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

 

ИТОГ___________________

 

 

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

 

ИТОГ___________________

 

 

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

 

ИТОГ___________________

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!