МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. Г. КАЛОЕВА»
Рассмотрено на заседании МК
Точных и естественных наук
«__ » __________2015 г. Протокол №___
Председатель МК________ Етдзаева С.Т.
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине «Химия» на тему
«Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость».
Разработала: преподаватель Дзагоевой Ф.Б.
г. Владикавказ - 2015 год
Методическая разработка учебного занятия по химии на тему «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость»
Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость» студентами 1 курса средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы и межпредметных связей.
Технологическая карта урока
Тема урока | «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость» |
Цели | Познакомить обучающихся с понятием «скорость химических реакций» и факторами, от которых они зависят. |
Задачи | Образовательные: дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции. Углубить знания о катализаторах. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенности. Развивающие: развивать у обучающихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствование практических навыков при выполнении лабораторных опытов; развитие умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывающие: формировать коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; развивать самостоятельность; стремление к цели, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы. |
Тип урока | Урок усвоение новых знаний с элементами исследовательской деятельности комбинированный. |
Форма организации работы | Фронтальная, индивидуальная и парная. |
Методы и приемы проведения урока | Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабораторного эксперимента. |
Планируемые результаты | Предметные: - знать определение скорости химических реакций; - знать факторы, влияющие на скорость химических реакций: - иметь навыки решения задач. Личностные: - развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формировать уважительное отношение к чужому мнению; - осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные: - уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока; - уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Межпредметные связи | Физика, математика, биология. Спецтехнология. |
Образовательные ресурсы | Источники информации: - учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для профессий и специальностей технического профиля, Москва, издательский центр «Академия» 2013; - интернет-ресурсы. Оборудование и реактивы: - Компьютер, проектор, экран, презентация; - инструкции для проведения эксперимента; - химические реактивы: металлический цинк, уксусная кислота, серная кислота, мел, оксид меди, перекись водорода, оксид марганца (IV); - пробирки, спиртовка, штатив. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 | Организацион-ный момент (1 мин) | - Приветствует обучающихся; - проверяет отсутствующих; - проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме | Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. | Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового. Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков. Коммуникативные: построение речевого высказывания. |
3 | Актуализация знаний (10мин) | Фронтальный опрос по прошедшей теме: «Типы химических реакций» (слайд 3) | - Выполняют задания по карточкам; - обосновывают выбор правильного ответа; - производят самоконтроль. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: оценивание результатов деятельности. Коммуникативные: построение речевого высказывания. |
4 | Проектирование и фиксация новых знаний (20 мин) | Предлагает обсудить следующие понятия: 1. Химическая реакция; 2. Скорость химической реакции; 3. Зачем нужно знать о скорости химической реакции и факторах влияющих на скорость? (слайды 4, 5, 6, 7). Предлагает провести исследователь-скую работу по определению факторов, влияющих на скорость реакции. (Инструкции) Формулирует основные законы кинетики: закон действующих масс и правило Вант-Гоффа. (слайд 8,9) | - Отвечают на вопросы учителя; - обосновывают выбор правильного ответа; - знакомятся с определением скорости гомогенной и гетерогенной реакций и единицами их измерения; - проводят исследовательскую работу; - записывают уравнения химических реакций; - решают задачи. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний. Регулятивные: составление плана и последовательности деятельности. Коммуникативные: умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, построение речевого высказывания. |
5 | Первичная проверка понимания нового материала (3 мин) | Задает вопросы на усвоение нового материала | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: Контроль. Коррекция. Познавательные: Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. |
6 | Первичное закрепление нового материала (5 мин) | Предлагает решить задачи из учебника на определение скорости реакций. | Решают задачи | Познавательные: Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Осознанное и произвольное построение высказывания. |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Задает вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились. Предлагает оценить свою работу на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка. | Личностные: самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: соотношение цели и результата. |
8 | Домашнее задание (1мин) | § 6.3 стр. 101 – 104 упр. № 6, 7. | Записывают задание на дом | Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового. |
Ход урока
Организационный этап.
- приветствие обучающихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности к уроку.
Постановка цели и задач урока. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость.
Цель: Освоить важнейшие химические понятия - скорость химической реакции. Научиться объяснять зависимость скорости химической от различных факторов. Применять полученные теоретические знания при решении заданий.
Формирование мотивации.
Понятие скорость химической реакции и химическое равновесие это одни из важных параметров при получении многих химических веществ: волокон, красителей, полимерных материалов, лекарственных веществ, аммиака, серной кислоты и других. Чем выше скорость реакции, тем меньше энергетических затрат, и больше выход продукта за определенное время. Таким образом, увеличивается производительность и экономический эффект.
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос темы: «Типы химических реакций»
Для того чтобы освоить изучаемую тему повторим следующие вопросы:
Что такое химическая реакция?
Что происходит с молекулами при протекании химических реакций?
Что такое гомогенная и гетерогенная реакция?
Что такое обратимая и необратимая реакция?
Какими энергетическими процессами сопровождается химическая реакция? (слайд 3)
Ответы:
Явления, при которых из одних веществ получаются другие, называются химическими явлениями или реакциями.
Между молекулами разрываются «старые» связи и образуются «новые».
Гомогенная - это реакция, протекающая между веществами, которые находятся в одной фазе. Гетерогенные реакции – вещества находятся в разных фазах.
Химические реакции протекают с выделением тепла – экзотермические, и с поглощением тепла – эндотермические.
Реакция, протекающая в одном направлении с выделением газа, осадка, слабого электролита называется необратимой. Реакция, идущая одновременно в двух противоположных направлениях называется обратимой.
Первичное усвоение новых знаний.
Обсудим следующие понятия:
1. Скорость химической реакции;
2. Факторы влияют на скорость химической реакции;
Зачем нужно знать о скорости химической реакции и факторах влияющих на скорость? (слайд 4)
Одним из основных параметров химических процессов, осуществляемых в промышленности, является скорость, с которой эти процессы протекают. Иногда для получения готового продукта требуется время, и такие процессы становятся экономически невыгодными. Вопрос о скорости химической реакции представляет большой теоретический и практический интерес. Для практических целей очень важно максимально увеличивать скорость осуществляемых химических процессов на производстве, что бы получать быстрее и наибольшее количество продуктов реакции.
Раздел химии, изучающий скорость реакции и факторы, влияющие на скорость, называется химической кинетикой.
Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни. Мгновенно протекают реакции: взрыв петарды, горение пороха, взрыв гремучего газа, реакции между ионами. Медленно - ржавление, окисление золотых изделий, гниение листвы, брожение сока и др.
5.1. Понятие скорости химической реакции
Из курса физики вам известно понятие «скорость движения». Вспомните, что собой представляет скорость механического движения? Что изменяется во времени при механическом движении? Т.е. скорость какого-либо процесса - это изменение какой-либо физической величины за единицу времени.
Скорость - это отношение перемещения тела в пространстве к промежутку времени, в которое произошло это перемещение.
Вспомним, что такое химическая реакция. (Слайд 5). Это активное сталкивание молекул, где происходит разрыв старых связей и образование новых связей. Скорость реакции это число элементарных актов в единицу времени в единице объема.
Давайте рассмотрим, что происходит в процессе химической реакции с веществами. Мы видим, что концентрации исходных веществ А и Б уменьшаются, а концентрация продукта реакции В увеличивается. Почему скорость реакции уменьшается со временем?
Уменьшается концентрация вещества А и Б, и в конце реакции вещества А и Б полностью прореагировали, получилось вещество В. Скорость реакции уменьшается.
Исходя их всего выше сказанного, какая величина изменяется в ходе химической реакции? Концентрация.
Дадим определение скорости химической реакции. Скорость химической реакции - это изменение концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени. (Слайд 6)
υ= - ∆C / ∆t = - С2 - С1 / t2 – t1 [моль /л· с]
Известно, что химические реакции бывают гомогенными и гетерогенными. Для гетерогенных реакций скорость зависит от поверхности соприкосновения веществ.
υ = - ∆n / ∆t·S [моль / с · м2]
Зачем нужны знания о скорости химической реакции? Для управления реакцией.
5.2. Факторы, влияющие на скорость
А как можно увеличить, или уменьшить скорость химической реакции? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? К ним относятся природа вещества, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, концентрация веществ, температура, катализатор (слайд 7).
Теперь экспериментально проверим, влияние природы веществ, концентрации веществ, поверхности соприкосновения веществ и катализатора на скорость химической реакции. Для этого у нас работают 5 экспериментальные группы. У вас на столах все необходимые реагенты и карточка с заданиями. (Проводится инструктаж по технике безопасности)
Задание 1. Природа реагирующих веществ
Под природой реагирующих веществ понимают их состав, строение, взаимное влияние атомов в веществах.
Проведите опыт: В две пробирки поместите по грануле цинка. В одну
прилейте соляную кислоту, а во вторую уксусную.
Что наблюдали в результате реакции? Почему
реакции имеют разные скорости?
Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от природы
реагирующих веществ.
Задание 2. Поверхность соприкосновения веществ
Проведите опыт: В две пробирки прилейте уксусную кислоту.
В одну поместите порошок мела, а во вторую кусочек мела.
Что наблюдали в результате реакции? Почему
реакции имеют разные скорости?
Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от
поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Задание 3. Концентрация реагирующих веществ
Проведите опыт: В две пробирки прилейте 2-3 мл соляной кислоты. В одну пробирку прилейте столько же воды, как кислоты 2-3 мл. Затем в каждую пробирку поместите гранулу цинка.
Что наблюдали в результате реакции? Почему
реакции имеют разные скорости?
Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
Задание 4. Температура реагирующих веществ
Проведите опыт: В две пробирки поместите небольшое количество оксида меди и в каждую прилейте 2-3 мл серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте.
Что наблюдали в результате реакции? Почему реакции имеют разные скорости?
Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от увеличения температуры.
Задание 5. Влияние катализатора.
Проведите опыт: Раствор пероксида водорода разлейте в две пробирки. Одну из них нагрейте, а в другую добавьте немного порошка оксида марганца (IV).
Что наблюдали в результате реакций? Почему реакции имеют разные скорости?
Сформулируйте зависимость скорости реакций от действия катализатора.
Первичная проверка понимания и выводы.
Каковы факторы, влияющие на скорость реакций? Сделайте выводы.
- Чем активнее от природы вещество, тем больше скорость реакции.
- Чем больше поверхность соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.
- Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем больше скорость химической реакции.
- Чем выше температура, тем больше скорость реакции.
- Катализаторы - ускоряют химическую реакцию.
Обратите внимание на слайд 8.
В 1865 году русский ученый Н.И. Бекетов сформулировал основной закон кинетики: «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их стехиометрическим коэффициентам в уравнении реакции»
Этот закон называется законом действующих масс.
Для реакции: А+2Б = С скорость реакции будет равна: υ = k∙[A]∙[Б]2
k – коэффициент пропорциональности или константа скорости, который зависит от природы вещества. Данное уравнение называется кинетическим уравнением. Равновесные концентрации в химии обозначаются квадратными скобками.
Рассмотрим, как влияет температура на скорость реакции. Зависимость скорости реакции от температуры сформулировал голландский ученый Вант-Гофф в 90-х годах 19 века. (слайд 9) Закон Вант-Гоффа: «При увеличении температуры на каждые 10 градусов скорость реакции увеличивается в 2-4 раза». Математически закон выражается формулой:
υ2 = υ1 · γ Dt/10 = υ1 · γ t2 - t1 /10
γ - температурный коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении температуры на 10 градусов.
Рассмотрим влияние катализатора на скорость реакции. Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не расходующиеся. (слайд 10) Использование катализаторов – это один из важнейших и самых эффективных способов повышения скорости химических реакций. Современную химическую промышленность невозможно представить без использования каталитических процессов. Около 90 % всех химических производств используют катализаторы – это, например, производство серной кислоты (у нас на заводе «Электроцинк»), аммиака, уксусной кислоты, полимеров, нефтепереработка и производство лекарственных препаратов. Если катализатор находится в одной фазе с реагирующими веществами, его называют гомогенным. Очевидно, что твердых гомогенных катализаторов не бывает, они всегда гетерогенные.
В этом случае каталитическая реакция протекает на поверхности катализатора. Например, разложение пероксида водорода при обычных условиях протекает довольно медленно:
2Н2О2 (р) → 2Н2О (ж) + О2 (г)
При добавлении нескольких капель раствора хлорида железа (III) реакция протекает достаточно бурно. Катионы Fe3+ в растворе осуществляют гомогенный катализ. Такой же эффект наблюдается при добавлении к раствору пероксида водорода твердого оксида марганца ( IV). В этом случае катализатор является гетерогенным.
Вещества, замедляющие химические реакции называются ингибиторами. Ингибиторы используются для замедления нежелательных процессов. Например разложение пероксида водорода в растворе, используемом в медицине. Ингибируют с помощью глицерина.
Первичное закрепление нового материала.
1. Охарактеризуйте скорость химической реакции. В каких единицах измеряется и от каких факторов зависит скорость химической реакции?
2. Почему продукты хранят в холодильнике?
3. Почему костёр разжигают с помощью бумаги и небольших щепочек?\
Решим задачи.
За 10 сек концентрация одного из реагирующих веществ изменилась от о,44 до 0,22 моль /л. Рассчитайте среднюю скорость реакции за данный промежуток времени.
Дано:
∆t = 10 с
С1 = 0.44 моль /л
С2 = 0,22 моль /л
Найти:
υ - ?
Решение:
υ= - ∆C / ∆t = - С2 - С1 / ∆t подставим значения в формулу
υ = - 0,22 - 0.44 / 10 = 0,022 моль /л· с
Ответ: υ=0,022 моль /л· с
Как изменится скорость реакции, при повышении температуры от 100 до 500 С. Температурный коэффициент равен 3?
Дано:
t1=10 ◦С
t2= 50 ◦С
γ= 3
Найти:
υ2/ υ1 - ?
Решение:
υ2/ υ1 = γt/10 подставим значения в формулу
υ2/ υ1 = 3⁵0 -10 /10 = 3⁴= 81
Ответ: в 81 раз возрастет скорость
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Домашнее задание. § 6.3 стр. 101 – 104 упр. № 6, 7