СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость" . Урок построен с применением методов проблемного обучения, использованием ИКТ, элементами исследовательской деятельности и межпредметных связей. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. Г. КАЛОЕВА»



Рассмотрено на заседании МК

Точных и естественных наук

«__ » __________2015 г. Протокол №___

Председатель МК________ Етдзаева С.Т.





МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине «Химия» на тему



«Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость».




Разработала: преподаватель Дзагоевой Ф.Б.






г. Владикавказ - 2015 год



Методическая разработка учебного занятия по химии на тему «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость»

Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость» студентами 1 курса средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы и межпредметных связей.


Технологическая карта урока


Тема урока

«Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость»

Цели

Познакомить обучающихся с понятием «скорость химических реакций» и факторами, от которых они зависят.

Задачи

Образовательные: дать понятие о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции. Углубить знания о катализаторах. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку фазности (агрегатного состояния): гомо- и гетерогенности.

 Развивающие: развивать у обучающихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствование практических навыков при выполнении лабораторных опытов; развитие умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Воспитывающие: формировать коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; развивать самостоятельность; стремление к цели, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.


Тип урока

Урок усвоение новых знаний с элементами исследовательской деятельности комбинированный.

Форма организации работы

Фронтальная, индивидуальная и парная.


Методы и приемы проведения урока

Метод проблемного изложения материала,  метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабораторного эксперимента.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определение скорости химических реакций;

- знать факторы, влияющие на скорость химических реакций:

- иметь навыки решения задач.

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

- уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока;

- уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Межпредметные связи

Физика, математика, биология. Спецтехнология.

Образовательные ресурсы




Источники информации:

- учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для профессий и специальностей технического профиля, Москва, издательский центр «Академия» 2013;

- интернет-ресурсы.

Оборудование и реактивы:

- Компьютер, проектор, экран, презентация;

- инструкции для проведения эксперимента;

- химические реактивы: металлический цинк, уксусная кислота, серная кислота, мел, оксид меди, перекись водорода, оксид марганца (IV);

- пробирки, спиртовка, штатив.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Организацион-ный момент

(1 мин)

- Приветствует обучающихся;

- проверяет отсутствующих;

- проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2

Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

(2 мин)

Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме.


Личностные:

формирование положительной мотивации к изучению нового.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

3

Актуализация знаний

(10мин)

Фронтальный опрос по прошедшей теме: «Типы химических реакций»

(слайд 3)


- Выполняют задания по карточкам;

- обосновывают выбор правильного ответа;

- производят самоконтроль.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

4

Проектирование и фиксация новых знаний (20 мин)

Предлагает обсудить следующие понятия:

1. Химическая реакция;

2. Скорость химической реакции;

3. Зачем нужно знать о скорости химической реакции и факторах влияющих на скорость? (слайды 4, 5, 6, 7).

Предлагает провести исследователь-скую работу по определению факторов, влияющих на скорость реакции. (Инструкции)

Формулирует основные законы кинетики: закон действующих масс и правило Вант-Гоффа. (слайд 8,9)

- Отвечают на вопросы учителя;

- обосновывают выбор правильного ответа;

- знакомятся с определением скорости гомогенной и гетерогенной реакций и единицами их измерения;

- проводят исследовательскую работу;

- записывают уравнения химических реакций;

- решают задачи.


Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний.

Регулятивные: составление плана и последовательности деятельности.

Коммуникативные: умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, построение речевого высказывания.

5

Первичная проверка понимания нового материала

(3 мин)

Задает вопросы на усвоение нового материала

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: Контроль. Коррекция.

Познавательные:

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

6

Первичное закрепление нового материала

(5 мин)

Предлагает решить задачи из учебника на определение скорости реакций.

Решают задачи

Познавательные:

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Осознанное и произвольное построение высказывания.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Задает вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились. Предлагает оценить свою работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка.

Личностные:

самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные:

соотношение цели и результата.

8

Домашнее задание

(1мин)

§ 6.3 стр. 101 – 104 упр. № 6, 7.

Записывают задание на дом

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.


Ход урока


  1. Организационный этап.

- приветствие обучающихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности к уроку.


  1. Постановка цели и задач урока. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость.

Цель: Освоить важнейшие химические понятия - скорость химической реакции. Научиться объяснять зависимость скорости химической от различных факторов. Применять полученные теоретические знания при решении заданий.

Формирование мотивации.

Понятие скорость химической реакции и химическое равновесие это одни из важных параметров при получении многих химических веществ: волокон, красителей, полимерных материалов, лекарственных веществ, аммиака, серной кислоты и других. Чем выше скорость реакции, тем меньше энергетических затрат, и больше выход продукта за определенное время. Таким образом, увеличивается производительность и экономический эффект.


  1. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос темы: «Типы химических реакций»

Для того чтобы освоить изучаемую тему повторим следующие вопросы:

  1. Что такое химическая реакция?

  2. Что происходит с молекулами при протекании химических реакций?

  3. Что такое гомогенная и гетерогенная реакция?

  4. Что такое обратимая и необратимая реакция?

  5. Какими энергетическими процессами сопровождается химическая реакция? (слайд 3)

Ответы:

  1. Явления, при которых из одних веществ получаются другие, называются химическими явлениями или реакциями.

  2. Между молекулами разрываются «старые» связи и образуются «новые».

  3. Гомогенная - это реакция, протекающая между веществами, которые находятся в одной фазе. Гетерогенные реакции – вещества находятся в разных фазах.

  4. Химические реакции протекают с выделением тепла – экзотермические, и с поглощением тепла – эндотермические.

  5. Реакция, протекающая в одном направлении с выделением газа, осадка, слабого электролита называется необратимой. Реакция, идущая одновременно в двух противоположных направлениях называется обратимой.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

Обсудим следующие понятия:

1. Скорость химической реакции;

2. Факторы влияют на скорость химической реакции;

Зачем нужно знать о скорости химической реакции и факторах влияющих на скорость? (слайд 4)

Одним из основных параметров химических процессов, осуществляемых в промышленности, является скорость, с которой эти процессы протекают. Иногда для получения готового продукта требуется время, и такие процессы становятся экономически невыгодными. Вопрос о скорости химической реакции представляет большой теоретический и практический интерес. Для практических целей очень важно максимально увеличивать скорость осуществляемых химических процессов на производстве, что бы получать быстрее и наибольшее количество продуктов реакции.

Раздел химии, изучающий скорость реакции и факторы, влияющие на скорость, называется химической кинетикой.

Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни. Мгновенно протекают реакции: взрыв петарды, горение пороха, взрыв гремучего газа, реакции между ионами. Медленно - ржавление, окисление золотых изделий, гниение листвы, брожение сока и др.


5.1. Понятие скорости химической реакции

Из курса физики вам известно понятие «скорость движения». Вспомните, что собой представляет скорость механического движения? Что изменяется во времени при механическом движении? Т.е. скорость какого-либо процесса - это изменение какой-либо физической величины за единицу времени.

Скорость - это отношение перемещения тела в пространстве к промежутку времени, в которое произошло это перемещение.

Вспомним, что такое химическая реакция. (Слайд 5). Это активное сталкивание молекул, где происходит разрыв старых связей и образование новых связей. Скорость реакции это число элементарных актов в единицу времени в единице объема.

Давайте рассмотрим, что происходит в процессе химической реакции с веществами. Мы видим, что концентрации исходных веществ А и Б уменьшаются, а концентрация продукта реакции В увеличивается. Почему скорость реакции уменьшается со временем?

Уменьшается концентрация вещества А и Б, и в конце реакции вещества А и Б полностью прореагировали, получилось вещество В. Скорость реакции уменьшается.

Исходя их всего выше сказанного, какая величина изменяется в ходе химической реакции? Концентрация.

Дадим определение скорости химической реакции. Скорость химической реакции - это изменение концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени. (Слайд 6)


υ= - ∆C / ∆t = - С2 - С1 / t2 – t1 [моль /л· с]

Известно, что химические реакции бывают гомогенными и гетерогенными. Для гетерогенных реакций скорость зависит от поверхности соприкосновения веществ.


υ = - ∆n / ∆t·S [моль / с · м2]


Зачем нужны знания о скорости химической реакции? Для управления реакцией.

5.2. Факторы, влияющие на скорость

А как можно увеличить, или уменьшить скорость химической реакции? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? К ним относятся природа вещества, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, концентрация веществ, температура, катализатор (слайд 7).

Теперь экспериментально проверим, влияние природы веществ, концентрации веществ, поверхности соприкосновения веществ и катализатора на скорость химической реакции. Для этого у нас работают 5 экспериментальные группы. У вас на столах все необходимые реагенты и карточка с заданиями. (Проводится инструктаж по технике безопасности)

Задание 1. Природа реагирующих веществ

Под природой реагирующих веществ понимают их состав, строение, взаимное влияние атомов в веществах.

Проведите опыт: В две пробирки поместите по грануле цинка. В одну

прилейте соляную кислоту, а во вторую уксусную.

Что наблюдали в результате реакции? Почему

реакции имеют разные скорости?

Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от природы

реагирующих веществ.

Задание 2. Поверхность соприкосновения веществ

Проведите опыт: В две пробирки прилейте уксусную кислоту.

В одну поместите порошок мела, а во вторую кусочек мела.

Что наблюдали в результате реакции? Почему

реакции имеют разные скорости?

Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от

поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Задание 3. Концентрация реагирующих веществ

Проведите опыт: В две пробирки прилейте 2-3 мл соляной кислоты. В одну пробирку прилейте столько же воды, как кислоты 2-3 мл. Затем в каждую пробирку поместите гранулу цинка.

Что наблюдали в результате реакции? Почему

реакции имеют разные скорости?

Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Задание 4. Температура реагирующих веществ

Проведите опыт: В две пробирки поместите небольшое количество оксида меди и в каждую прилейте 2-3 мл серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте.

Что наблюдали в результате реакции? Почему реакции имеют разные скорости?

Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от увеличения температуры.

Задание 5. Влияние катализатора.

Проведите опыт: Раствор пероксида водорода разлейте в две пробирки. Одну из них нагрейте, а в другую добавьте немного порошка оксида марганца (IV).

Что наблюдали в результате реакций? Почему реакции имеют разные скорости?

Сформулируйте зависимость скорости реакций от действия катализатора.


  1. Первичная проверка понимания и выводы.

Каковы факторы, влияющие на скорость реакций? Сделайте выводы.

- Чем активнее от природы вещество, тем больше скорость реакции.

- Чем больше поверхность соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.

- Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем больше скорость химической реакции.

- Чем выше температура, тем больше скорость реакции.

- Катализаторы - ускоряют химическую реакцию.

Обратите внимание на слайд 8.

В 1865 году русский ученый Н.И. Бекетов сформулировал основной закон кинетики: «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их стехиометрическим коэффициентам в уравнении реакции»

Этот закон называется законом действующих масс.

Для реакции: А+2Б = С скорость реакции будет равна: υ = k∙[A]∙[Б]2

k – коэффициент пропорциональности или константа скорости, который зависит от природы вещества. Данное уравнение называется кинетическим уравнением. Равновесные концентрации в химии обозначаются квадратными скобками.

Рассмотрим, как влияет температура на скорость реакции. Зависимость скорости реакции от температуры сформулировал голландский ученый Вант-Гофф в 90-х годах 19 века. (слайд 9) Закон Вант-Гоффа: «При увеличении температуры на каждые 10 градусов скорость реакции увеличивается в 2-4 раза». Математически закон выражается формулой:

υ2 = υ1 · γ Dt/10 = υ1 · γ t2 - t1 /10

γ - температурный коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении температуры на 10 градусов.


Рассмотрим влияние катализатора на скорость реакции. Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не расходующиеся. (слайд 10) Использование катализаторов – это один из важнейших и самых эффективных способов повышения скорости химических реакций. Современную химическую промышленность невозможно представить без использования каталитических процессов. Около 90 % всех химических производств используют катализаторы – это, например, производство серной кислоты (у нас на заводе «Электроцинк»), аммиака, уксусной кислоты, полимеров, нефтепереработка и производство лекарственных препаратов. Если катализатор находится в одной фазе с реагирующими веществами, его называют гомогенным. Очевидно, что твердых гомогенных катализаторов не бывает, они всегда гетерогенные.

В этом случае каталитическая реакция протекает на поверхности катализатора. Например, разложение пероксида водорода при обычных условиях протекает довольно медленно:

2О2 (р) → 2Н2О (ж) + О2 (г)

При добавлении нескольких капель раствора хлорида железа (III) реакция протекает достаточно бурно. Катионы Fe3+ в растворе осуществляют гомогенный катализ. Такой же эффект наблюдается при добавлении к раствору пероксида водорода твердого оксида марганца ( IV). В этом случае катализатор является гетерогенным.

Вещества, замедляющие химические реакции называются ингибиторами. Ингибиторы используются для замедления нежелательных процессов. Например разложение пероксида водорода в растворе, используемом в медицине. Ингибируют с помощью глицерина.


  1. Первичное закрепление нового материала.

1. Охарактеризуйте скорость химической реакции. В каких единицах измеряется и от каких факторов зависит скорость химической реакции?

2. Почему продукты хранят в холодильнике?

3. Почему костёр разжигают с помощью бумаги и небольших щепочек?\


Решим задачи.

  1. За 10 сек концентрация одного из реагирующих веществ изменилась от о,44 до 0,22 моль /л. Рассчитайте среднюю скорость реакции за данный промежуток времени.

Дано:

t = 10 с

С1 = 0.44 моль /л

С2 = 0,22 моль /л

Найти:

υ - ?

Решение:

υ= - ∆C / ∆t = - С2 - С1 / ∆t подставим значения в формулу

υ = - 0,22 - 0.44 / 10 = 0,022 моль /л· с

Ответ: υ=0,022 моль /л· с

  1. Как изменится скорость реакции, при повышении температуры от 100 до 500 С. Температурный коэффициент равен 3?

Дано:

t1=10 С

t2= 50 С

γ= 3

Найти:

υ2/ υ1 - ?

Решение:

υ2/ υ1 = γt/10 подставим значения в формулу

υ2/ υ1 = 30 -10 /10 = 3= 81

Ответ: в 81 раз возрастет скорость

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

  2. Домашнее задание. § 6.3 стр. 101 – 104 упр. № 6, 7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!