ТЕМА УРОКА: Наши реки
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: · выявить особенности рек России;
· углубить знания обучающихся о российских реках и реках своего края;
· определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам;
· составлять описание рек по типовому плану;
· раскрывать значение рек для человека;
· объяснять понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами параграфа; 2) осуществлять смысловое чтение и делать самостоятельные выводы; 3) анализировать рисунки; 4) создавать схемы; 5) подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении.
Личностные: понимание значения рек для человека и хозяйства России.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка знаний
1. Покажите на физической карте моря, омывающие берега России.
2. Выберите верный ответ. На севере Россия омывается морями:
а) Балтийским и Белым; б) Беринговым и Лаптевых; в) Белым и Карским.
3. Дайте сравнительную характеристику Восточно-Сибирского и Берингова морей по типовому плану.
4. Выявите основные особенности российских морей.
5. Сформулируйте экологические проблемы российских морей. Предложите пути их решения.
6. Вы бывали когда-нибудь на море? Если да, то на каком? Расскажите о впечатлении, которое на вас произвело впервые увиденное море.
3. Мотивационный этап.
В начале урока учитель задаёт обучающимся вопросы: «Являются ли для вас реки ценностью? Если да, то в чём эта ценность?» Из ответов учеников становится ясно, что реки для них являются и ресурсом, и источником здоровья, и источником вдохновения, и эстетической ценностью, т. е. роль реки многосторонняя, в этом её ценность.
4. Изучение нового материала
«А каковы особенности российских рек? Что о реках вы уже знаете? Что называется рекой? Имеется ли у вас любимая речка? Какими компонентами природы определяются особенности рек?» — ответив на эти вопросы, школьники создают схему, раскрывающую особенности речной сети и её зависимость от рельефа и климата.
Речная сеть
Направление течения, характер течения (падение, уклон)
Густота речной сети, питание и режим реки, годовой сток
Климат
Рельеф
Изучая вопрос, как измерить реку (с. 108 учебника), обучающиеся оценивают водоносность, выясняют, от чего она зависит. Определяют, что основные характеристики водоносности — расход воды и годовой сток. По рисунку 54 (с. 108 учебника) определяют, что такое годовой речной сток и каковы его различия у разных рек. Далее по тексту выясняют, что такое падение и уклон реки, от чего они зависят, и учатся их рассчитывать на примере задания 9 на с. 111 учебника.
Закрепление.
Используя рубрику «Читаем карту» (с. 109—111 учебника), ученики выясняют особенности российских рек.
Они последовательно изучают текст от пункта к пункту, анализируют рисунки 55, 56, 57 (с. 109—110 учебника), делают самостоятельные выводы.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание. 1) изучить § 27; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) описать реку своего края по плану;