СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Географические карты". 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Введение

Предмет.  География

Класс 7-а, 7-б

Дата: 10. 09 19г.

Учитель Заярная Л.И.

Урок №3

Тема урока: Географические карты

 Цели:

Образовательные: сформировать понятие «географическая карта», «картографическая проекция», каким способом отображают информацию на картах.

Развивающие: развивать у обучающихся стремление к самостоятельному получения географических знаний, умений и навыков, используя географические карты.

Воспитательные:  воспитывать уважение к труду географов  ученых - исследователей

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД. Познакомить обучающихся как выглядит наша Земля на картах разных проекций, каким способом отображают информацию на картах.

Регулятивные УУД: умение планирования и регуляции своей деятельности; владение, устной        речью.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу.

Личностные УУД:  осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник География А. И. Алексеева 7 класс,  телевизор, ПК, презентация «Географические карты», карта полушарий, глобус.

Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;   проверка  готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания.

II. Актуализация

Какие источники географической  информации вы знаете?  

Привести пример описания объектов по выбранным фото, картинкам.

  III  Мотивация

 Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с  источниками  географической информации.

 Какова роль географической карты в жизни человека и хозяйстве страны?  

Что мы будем изучать на уроке?

Определяем тему и цели урока.(слайд 2)

Цели урока: обобщить знания о карте. Познакомиться  со способами изображения земной поверхности на плоскости .Сформировать знания о картографической проекции.

Отцом картографии считают Птоломея, что жил в г. Александрия во II ст.. На его карте были обозначены все известные на то время земли и для 100 объектов были определены координаты. По этой картой плавал Колумб.

  Первым, кто создал математически точную модель Земли на плоскости был Герард Меркатор, которого и сегодня называют королем картографии. Именно он основал в основу карт класть разные виды проекций, о которых сегодня на уроке и пойдет речь.(сл.5)

 

IV.Приобретение новых знаний

1.Где можно увидеть наиболее точное изображение нашей планеты Земля?

- на глобусе.

Как получить изображение земной поверхности на плоскости?(сл.6-7)

Понятие картографическая проекция.

Итак, что такое картографическая проекция? (сл.8)

Работа с текстом учебника стр. 8

По виду вспомогательной геометрической поверхности

Картографические проекции в зависимости от вида использования вспомогательной геометрической поверхности называются азимутальными, цилиндрическими, коническими . (сл.9)

Цилиндрические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность цилиндра, касательную к эллипсоида Земли (геоида). Линия соприкосновения - это линия нулевых искажений. (сл.13-14)

Конические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса. Здесь тоже существует линия нулевых искажений. В конических проекциях градусная сетка глобуса переносится на боковые поверхности нескольких конусов, которые потом с определенными математическими правилами разворачиваются в плоскость.(15)

Азимутальная проекция как вспомогательную геометрическую поверхность использует плоскость, касательную к эллипсоида (геоида). Точка соприкосновения - это точка нулевых искажений.(сл.11-12) Как вы считаете, где на таких картах будут наименьшие искажения? (В точке касания искажения отсутствуют). Как видим, в которой проекции не была бы сделана карта, избежать искажений не возможно.

Вывод.

Работа с текстом учебника стр. 9.Работа в парах

физминутка

 

2.Способы изображения информации на картах.

 Условные знаки – это система символических графических обозначений(знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.(16)

Рассмотрите рисунок 3. На нём показаны некоторые способы картографическо­го изображения.

 Работа в  парах.. Прочитать текст и выписать в тетрадь, какие условные знаки используют на геокартах. (сл.17)

Условные знаки

Пример

 

 

 

 (сл. 18 – 24)

.Внемасштабными значками можно показать местоположение важ­ных объектов, которые в масштабе выразить нельзя. Это могут быть значки место­рождений полезных иско­паемых, морских или речных портов, природных и культурных памятников. 

.Линейными знаками показывают реки, дороги, границы государств.

С помощью площадных знаков показывают дей­ствительные размеры объ­ектов, которые выражаются в масштабе карты, напри­мер, озёра, лесные массивы.

Особые и очень важные знаки — изолинии, или ли­нии равных значений. С их помощью дают количест­венную характеристику яв­лений. Знакомые вам изо­линии — горизонтали. Час­то вы будете сталкиваться с изотермами —линиями одинакового значения тем­ператур воздуха и изобара­ми — линиями равных зна­чений атмосферного дав­ления.

Способом качественного (цветового) фона выделяют территории, однородные по какому-то признаку. В на­шем учебнике это показанные цветом типы литосферных плит, строение земной ко­ры, а в атласе, например, типы почв на почвенной карте.

Ареалами обозначают области распространения какого-нибудь явления (нап­ример, области распространения руд, обитания животных и растений), а знаками движения (чаще всего в виде стре­лок) — перемещения в пространстве (например, ветров, течений и др.).

С картами, выполненными то­чечным способом, а также способами картодиаграммы и картограммы, вы познакомитесь в старших классах.

 Беседа по теме.   Взаимооценка.

 3. Вспомним, как классифицируют карты?

 Географические карты различаются: (сл.25)

  • по охвату территории;
  • по содержанию;
  • по масштабу.

По охвату территории выделяют:

  • карты мира и полушарий;
  • карты материков и их частей;
  • карты стран и их частей.

По содержанию( сл.26-28)

  • общегеографические карты;
  • тематические карты.

По масштабу(сл.29)

  • крупномасштабные (масштаб 1:200 ООО и более);
  • среднемасштабные (масштаб 1:200 ООО —1:1 ООО ООО);
  • мелкомасштабные (масштаб 1:1 ООО ООО и менее).

Кроме карт есть другие источники географических знаний.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Зачем карты классифицируют? Классификация карт помогает выбрать именно ту карту, которая нужна для выполнения определенного задания, то есть содействует генерализации — одной из главных географических проблем. Генерализация (от фр. «обобща­ющий, главный») — процесс отбора главного, существенного, без лишних деталей, и его целеустремленное обобщение (определение К. Салищева).

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее, что карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку.

физминутка

 

  V Закрепление

 

2. Какую проекцию лучше использовать при построении карты   России?

3. Какую проекцию лучше использовать при построении политической карты мира? 4.Какую проекцию лучше применить при составлении карты Северного Ледовитого океана?

VI. Итог урока

Какова роль географической карты в жизни человека и хозяйстве страны? На важную роль карты указывал еще Н. Н. Баранский, утверждая, что карта альфа и омега географии, второй язык географии.

— Благодаря кропотливой работе многих поколений география накопила огромный арсенал знаний, представленных в различных источниках. Современные географические исследования базируются на новейших методах с использованием космических и компьютерных технологий, а также знаниях и достижениях других наук.

— Важнейшим средством научного познания в географии являются географические карты. Их делят по масштабу, охвату территории, содержанию и назначению. Карта является необходимым «наглядным приспособлением», разговаривающим со своим читателем языком условных знаков.

  — Проектирование земной поверхности на плоскость осуществляется с помощью вспомогательной геометрической поверхности. По способу построения проекции бывают...

VII.Рефлексия

Мне больше всего удалось ...

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за...

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что ...

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

В жизни я использую знания..

Достиглт цели урока

VIII.Домашнее задание 

1 уровень – прочитать § 3, ответить на вопросы 1-3 стр. 10.

2 уровень - прочитать § 3. ответить на вопросы 1-3стр. 10.    Вопрос 4 на стр. 10

3 уровень – прочитать § 3. ответить на вопросы 1-3 стр. 10.  Творческое задание вопрос 5 на стр. 10

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Географические карты". 7 класс»

Тема. Введение

Предмет. География

Класс 7-а, 7-б

Дата: 10. 09 19г.

Учитель Заярная Л.И.

Урок №3

Тема урока: Географические карты

Цели:

Образовательные: сформировать понятие «географическая карта», «картографическая проекция», каким способом отображают информацию на картах.

Развивающие: развивать у обучающихся стремление к самостоятельному получения географических знаний, умений и навыков, используя географические карты.

Воспитательные:  воспитывать уважение к труду географов ученых - исследователей

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД. Познакомить обучающихся как выглядит наша Земля на картах разных проекций, каким способом отображают информацию на картах.

Регулятивные УУД: умение планирования и регуляции своей деятельности; владение, устной речью.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу.

Личностные УУД:  осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник География А. И. Алексеева 7 класс, телевизор, ПК, презентация «Географические карты», карта полушарий, глобус.


Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания.


II. Актуализация

Какие источники географической  информации вы знаете?  

Привести пример описания объектов по выбранным фото, картинкам.

III Мотивация

 Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с  источниками  географической информации.

 Какова роль географической карты в жизни человека и хозяйстве страны?

Что мы будем изучать на уроке?

Определяем тему и цели урока.(слайд 2)

Цели урока: обобщить знания о карте. Познакомиться со способами изображения земной поверхности на плоскости .Сформировать знания о картографической проекции.

Отцом картографии считают Птоломея, что жил в г. Александрия во II ст.. На его карте были обозначены все известные на то время земли и для 100 объектов были определены координаты. По этой картой плавал Колумб.

Первым, кто создал математически точную модель Земли на плоскости был Герард Меркатор, которого и сегодня называют королем картографии. Именно он основал в основу карт класть разные виды проекций, о которых сегодня на уроке и пойдет речь.(сл.5)

IV.Приобретение новых знаний

1.Где можно увидеть наиболее точное изображение нашей планеты Земля?

- на глобусе.

Как получить изображение земной поверхности на плоскости?(сл.6-7)

Понятие картографическая проекция.


Итак, что такое картографическая проекция? (сл.8)

Работа с текстом учебника стр. 8

По виду вспомогательной геометрической поверхности

Картографические проекции в зависимости от вида использования вспомогательной геометрической поверхности называются азимутальными, цилиндрическими, коническими . (сл.9)

Цилиндрические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность цилиндра, касательную к эллипсоида Земли (геоида). Линия соприкосновения - это линия нулевых искажений. (сл.13-14)

Конические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса. Здесь тоже существует линия нулевых искажений. В конических проекциях градусная сетка глобуса переносится на боковые поверхности нескольких конусов, которые потом с определенными математическими правилами разворачиваются в плоскость.(15)

Азимутальная проекция как вспомогательную геометрическую поверхность использует плоскость, касательную к эллипсоида (геоида). Точка соприкосновения - это точка нулевых искажений.(сл.11-12)
Как вы считаете, где на таких картах будут наименьшие искажения? (В точке касания искажения отсутствуют).
Как видим, в которой проекции не была бы сделана карта, избежать искажений не возможно.

Вывод.

Работа с текстом учебника стр. 9.Работа в парах

физминутка


2.Способы изображения информации на картах.

Условные знаки – это система символических графических обозначений(знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.(16)

Рассмотрите рисунок 3. На нём показаны некоторые способы картографическо­го изображения.

Работа в парах.. Прочитать текст и выписать в тетрадь, какие условные знаки используют на геокартах. (сл.17)

Условные знаки

Пример




(сл. 18 – 24)

.Внемасштабными значками можно показать местоположение важ­ных объектов, которые в масштабе выразить нельзя. Это могут быть значки место­рождений полезных иско­паемых, морских или речных портов, природных и культурных памятников.

.Линейными знаками показывают реки, дороги, границы государств.

С помощью площадных знаков показывают дей­ствительные размеры объ­ектов, которые выражаются в масштабе карты, напри­мер, озёра, лесные массивы.

Особые и очень важные знаки — изолинии, или ли­нии равных значений. С их помощью дают количест­венную характеристику яв­лений. Знакомые вам изо­линии — горизонтали. Час­то вы будете сталкиваться с изотермами —линиями одинакового значения тем­ператур воздуха и изобара­ми — линиями равных зна­чений атмосферного дав­ления.

Способом качественного (цветового) фона выделяют территории, однородные по какому-то признаку. В на­шем учебнике это показанные цветом типы литосферных плит, строение земной ко­ры, а в атласе, например, типы почв на почвенной карте.

Ареалами обозначают области распространения какого-нибудь явления (нап­ример, области распространения руд, обитания животных и растений), а знаками движения (чаще всего в виде стре­лок) — перемещения в пространстве (например, ветров, течений и др.).

С картами, выполненными то­чечным способом, а также способами картодиаграммы и картограммы, вы познакомитесь в старших классах.

Беседа по теме. Взаимооценка.

3. Вспомним, как классифицируют карты?

Географические карты различаются: (сл.25)

  • по охвату территории;

  • по содержанию;

  • по масштабу.

По охвату территории выделяют:

  • карты мира и полушарий;

  • карты материков и их частей;

  • карты стран и их частей.

По содержанию( сл.26-28)

  • общегеографические карты;

  • тематические карты.

По масштабу(сл.29)

  • крупномасштабные (масштаб 1:200 ООО и более);

  • среднемасштабные (масштаб 1:200 ООО —1:1 ООО ООО);

  • мелкомасштабные (масштаб 1:1 ООО ООО и менее).

Кроме карт есть другие источники географических знаний.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Зачем карты классифицируют? Классификация карт помогает выбрать именно ту карту, которая нужна для выполнения определенного задания, то есть содействует генерализации — одной из главных географических проблем. Генерализация (от фр. «обобща­ющий, главный») — процесс отбора главного, существенного, без лишних деталей, и его целеустремленное обобщение (определение К. Салищева).

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее, что карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку.

физминутка


V Закрепление


2. Какую проекцию лучше использовать при построении карты России?

3. Какую проекцию лучше использовать при построении политической карты мира? 4.Какую проекцию лучше применить при составлении карты Северного Ледовитого океана?


VI. Итог урока

Какова роль географической карты в жизни человека и хозяйстве страны? На важную роль карты указывал еще Н. Н. Баранский, утверждая, что карта альфа и омега географии, второй язык географии.


— Благодаря кропотливой работе многих поколений география накопила огромный арсенал знаний, представленных в различных источниках. Современные географические исследования базируются на новейших методах с использованием космических и компьютерных технологий, а также знаниях и достижениях других наук.

— Важнейшим средством научного познания в географии являются географические карты. Их делят по масштабу, охвату территории, содержанию и назначению. Карта является необходимым «наглядным приспособлением», разговаривающим со своим читателем языком условных знаков.

— Проектирование земной поверхности на плоскость осуществляется с помощью вспомогательной геометрической поверхности. По способу построения проекции бывают...


VII.Рефлексия

Мне больше всего удалось ...

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за...

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что ...

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

В жизни я использую знания..

Достиглт цели урока


VIII.Домашнее задание

1 уровень – прочитать § 3, ответить на вопросы 1-3 стр. 10.

2 уровень - прочитать § 3. ответить на вопросы 1-3стр. 10. Вопрос 4 на стр. 10

3 уровень – прочитать § 3. ответить на вопросы 1-3 стр. 10. Творческое задание вопрос 5 на стр. 10








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!