СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей в условиях ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка методического чопровождения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей в условиях ДОУ"»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА»













Методическая разработка





«Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей в условиях ДОУ»

























Подготовила:

Музыкальный руководитель

Бадовская Светлана Анатольевна









г.Симферополь 2018 год

Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.



Задачи:

1. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

4. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.





Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский















Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

Музыкально одаренные дошкольники часто проявляют способности к театральной, хореографической и другим видам художественной деятельности.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

• выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

• подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

• актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида). Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

• Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

• Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

• Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творчество

Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Несмотря на это, нужна особая диагностика одаренных детей, а именно – по результатам дополнительных занятий в кружковой и индивидуальной деятельности. Ведь только при такой организации музыкального воспитания в ДОУ возможно качественное развитие музыкально одаренных детей!

Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Музыкальный материал, предлагаемый детям на дополнительных занятиях не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбираться он должен с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала.

В нашем ДОУ я являюсь руководителем вокального кружка «Ассоль. Ко мне дополнительно приходят ребята, чтобы в непринужденной форме и в творческой атмосфере развивать свои музыкальные способности. В конце учебного года в мае я провожу отчетный концерт для родителей, где ребята в увлекательной форме демонстрируют все свои умения и навыки, приобретенные в течение года. Костюмированное шоу снимается на видео.

Мечтаю о кружке юных музыкантов «Веселый оркестр». Первые шаги уже сделаны. Учреждением приобретено достаточное количество детских музыкальных и шумовых инструментов.

Пробы оркестра на утренниках увенчались успехом. Родители и руководство по достоинству оценили выступления детей в шумовом оркестре.

Заинтересовались воспитатели групп и уже организовывают деятельность детей и родителей по изготовлению шумовых инструментов.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

• разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

• осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

• организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

• способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

• организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Стоит сказать, что для родителей детей с высоким уровнем музыкальности необходимо проводить индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей.

Для детей с высоким уровнем развития музыкальности необходимо организовать дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

• участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

• подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

На сайте учреждения создана и моя страничка, на которой я имею возможность общаться со всеми родителями ДОУ, опубликовывать свой творческий материал, с целью просветительской работы, а также оказания помощи в подборе материалов для родителей и детей ДОУ для ознакомления с ними в домашних условиях.

Библиография

1. "Одаренный ребенок" /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

2. "Психология одаренности детей и подростков"/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина - М; 2000 г.

3. Белова Е.С. "Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать" - М; 1998 г.

4. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. "Рабочая концепция одаренности" под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2006.

8. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

9. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. - М.: Академия, 2000.

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия "Ладушки" - "Композитор", Санкт-Петербург, 1999 г.

12. Лейтес Н.С. "Возрастная одаренность и индивидуальные различия", Москва - Воронеж; 1997 г.

13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, академия равзития, 1997.

14. Попова Л.В. "Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности", М., 1993.

15. Савенков А.И. "Детская одаренность: развитие средствами искусства" - М; 1999 г.

16. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе" - М; 2000 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!