Тема: Экономика и её роль в жизни общества
Цель: углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях
Задачи:
- образовательные: расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества; изучить особенности различных видов экономики.
- развивающие: выработать умение анализировать и использовать разнообразные источники информации; развивать умение делать выводы.
- воспитательные: выработка собственной позиции к проблемам экономики; формирование экономической культуры учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Основные понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию, озвучивание темы и план урока.
Актуализация знаний.
Учитель задает вопросы:
- Может ли общество развиваться без экономики?
- Зачем изучать экономику?
- Как побороть бедность и добиться экономического процветания?
На эти и другие вопросы мы сегодня и попытаемся дать ответы.
Изучение нового материала.
План урока:
Определение понятия экономика.
Разделы экономической науки.
Задача, вопросы, проблема экономики.
Функции экономики.
Роль экономики в жизни общества.
Определение понятия экономика.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить об экономике.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. Я уверена сегодня каждый из вас вступил в экономические отношения хотя бы раз: зашли в магазин, купили какие-нибудь товары, оплачивали коммунальные платежи т.д. Все это сфера экономики. На ваш взгляд, с чем ассоциируется у вас понятие «экономика»?
Обучающиеся отвечают.
Экономика (с греч.) – ведение домашнего хозяйства. (1 слайд).
Каждый из нас в своей жизни принимает экономические решения: пойти работать или учиться, куда вложить деньги, как их заработать. По сути каждое конкретное решение мы принимаем после анализа альтернатив и просчитывания предполагаемой выгоды. Мы делаем выбор каждый день. Вы, например, имея в кармане 30 рублей предпочли бы чай с булочкой или поездку на транспорте домой. И на сколько рационален бы был ваш выбор. Экономические отношения важны также и на уровне производства.
Экономические знания необходимы в современной жизни любому специалисту, а не только экономисту. Пол Энтони Самуэльсон, Нобелевский лауреат по экономике и автор учебника Экономика писал, что для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность дать ответы на вопросы: почему растут цены, куда идут налоги и так далее.
Кроме того, современный человек живет в мире, насыщенном различной информацией, которую он получает от окружающих его людей, из газет, журналов, радио, телевидения и так далее. Многие экономические термины имеют иностранное происхождение и являются новыми для русского языка, однако часто используются в жизни, поэтому необходимо уметь разбираться в сущности и содержании этих понятий и явлений. Экономика повсеместно проникает в нашу жизнь и очень важно понимать природу экономических явлений и процессов на разных уровнях, как устроены экономическая система России и других стран, а также как решение принимаемые в экономической политике влияют на нашу повседневную жизнь.
Попробуем выяснить: что такое экономика, что изучает экономическая наука, что является предметом экономической теории, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты для изучения тех или иных экономических явлений и процессов, как развивалась экономическая наука. Мы поговорим об экономике как о науке.
Еще в 4 веке до нашей эры древнегреческий ученый Ксенофонт написал трактат «Ойкономия». Его название произошло из двух слов «ойкос» - oikos–хозяйство, nomos – закон, правила. Именно с этого времени появился термин экономика. Тогда «экономика» это было хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
Понятие экономика греческого происхождения, что в переводе означает управление домашним хозяйством.
Однако не будем ограничиваться только данным пониманием экономики. Это многозначное понятие, изучим его в двух значениях: 1. Экономика как хозяйство и экономика как наука.
Рассмотрим экономику как хозяйство. Огромная значимость экономики как в жизни общества и государства в целом так и отдельного человека заключается в удовлетворении потребностей в материальных и нематериальных товарах и услугах.
Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. (Обучающиеся записывают в тетрадь).
Экономическая деятельность включает 4 взаимосвязанных и взаимозависимых сфер экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Рассмотрим их.
И теперь давайте дадим определение экономике, как науке.
Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. (Обучающиеся записывают в тетрадь).
Общие законы, принципы и методы хозяйствования изучает экономическая теория.
Разделы экономической науки.
Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Она включает в себя основные разделы – макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.
Макроэкономика – это раздел экономической науки, который исследует экономику как единой целое с помощью всеохватывающих показателей и их связи с денежным обращением, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением.
То есть изучает, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов.
Микроэкономика – это раздел экономической науки, который исследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.
Мировая экономика – раздел экономической науки, который исследует экономику всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий.
Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.
Определения обучающиеся записывают в тетрадь.
Обучающиеся заполняют таблицу «Разделы экономической науки».
Макроэкономика | Микроэкономика | Мировая экономика |
- снижение темпов экономического роста; - занятость населения; - уровень и темпы инфляции; -причины экономического кризиса. | - условия заключения предпринимательской сделки; - конкуренция производителей; - взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; - издержки и рентабельность предприятия. | - оборот международного валютного рынка; - углубление международного разделения труда; - внешнеторговая политика стран. |
Задача, вопросы, проблема экономики
Как Вы думаете исходя из определений, которые мы с Вами записали, таблицы, какая главная задача экономики? (Главная задача направлена на удовлетворение потребностей)
Подумайте, какие основные вопросы решает экономика? (Что? Как? Для кого производить?)
И какая же главная проблема экономики? (Ограничение ресурсов)
Функции экономики.
Экономическая наука выполняет следующие функции:
Итак, мы с вами познакомились с таким понятием как экономика. Экономика – это хозяйственная деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ.
Экономика – это наука, изучающая развитие и функционирование хозяйства, анализирующая проблемы эффективного и рационального его ведения, разрабатывающая оптимальные способы решения проблем.
Роль экономики в жизни общества.
Она огромна.
Общественное производство, разделение труда, отношение собственности определяют развитие социальной структуры общества. Например, высокие материальные доходы семьи обеспеченность их жильем влияет на уровень рождаемости и состояния здоровья семьи.
Таким образом, Экономическая сфера – это главная сфера жизни общества, она определяет ход развития других сфер.
Экономика – это общественная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социологией, юриспруденцией, психологией и т.д.
Так, например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы – совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
Домашнее задание: написать эссе на тему: «Изменится ли роль экономики в будущем обществе?»
4