1 | Титульный лист | Тема | «Век кинематографа» |
Название | «Кинолихорадка» |
Форма дела | Конкурс, концерт |
ФИО студентов | Зайнудинова Арина Валерьевна Зайцева Дарья Евгеньевна Колмогорова Ирина Михайловна Сидорова Ксения Константиновна Ситникова Дарья Владимировна Шевченко Алёна Сергеевна |
Год создания | 2023 |
2 | Пояснительная записка | Цели и задачи дела | Цели: Расширение представления детей о кинематографе; Развитие речи, мышления, воображения, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения эстетического искусства; Формирование личности способной к творческой деятельности; Воспитание интереса к кинематографическому искусству; Овладение элементарными умениями, навыками, способами постановочной и актерской деятельности; Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства (продуктов деятельности отрядов); Формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности; Создание и реализация моделей социального поведения при работе в группах (обеспечение благоприятных условий для коммуникативной практики и социальной адаптации в целом); Воспитание познавательной активности, креативности, интереса и инициативы. Задачи: Образовательные: 1) актуализировать знания о кинематографе, 2) расширить общий кругозор; Развивающие: 1) создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая и диалогическая речь), 2) создать условия для развития памяти, внимания, воображения, 3) содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; Воспитательные: 1) способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, 2) способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе, 3) содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи. |
Место дела в проекте лагерной смены или отрядной деятельности | Отрядное дело – одно из звеньев в цепи событий жизни детского отряда, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции участников. Отрядные дела выстраиваются в логике тематического проекта смены, они планируются, готовятся, проводятся и анализируются педагогом и детьми, исходя из общих интересов и целей, помогают глубже разбираться в жизненных процессах и явлениях, выводят на индивидуальное осознание себя, своей позиции в обществе и жизни. Отрядное дело должно соответствовать содержанию, целям и задачам общелагерного проекта смены, учитывать интересы и способности каждого подростка, предоставлять им возможность найти в общем деле значимое для себя место. При этом личные цели не должны противоречить целям отряда, а, наоборот, вожатый должен помочь ребёнку увидеть, как поставленная им цель на смену может реализоваться в совместной деятельности всего отряда. Преемственность заключается во взаимодействии участников процесса: детей между собой и с вожатыми. Умело организованное дело развивает личность ребенка, развивает самостоятельность и предоставляет возможность самореализации личности. |
Состав участников | Возраст: 13 – 16 лет (дети старшей возрастной группы). Количество: 70 человек (1 и 2 отряд в полном составе). При организации дела были учтены возрастные и психологические особенности участников: для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Предусмотрен большой охват участников, так как задания разноплановые, дают возможность реализовать различные виды деятельности (познавательную, творческую, художественную, работу с интернет-сервисами на разных цифровых платформах), проявить широкий спектр способностей участников. Для стимулирования активности команд начисляются баллы, размещаются фото команд, анонсируются дополнительные баллы, создаются тематические наградные материалы. |
Основная идея дела | Отрядное дело – часть воспитательного процесса, специальным образом организованное событие, направленное на достижение личностного или социально значимого результата путём совместной деятельности детей и взрослых в определённое время, в определённом месте. Старшие подростки открывают других, им наиболее интересны задания, в которых проявляется межличностное общение. Для них также важны мнение и оценка себя другими, поэтому в деле обязательно должны быть моменты, позволяющие ребятам высказать свою позицию, свою точку зрения, своё отношение к обсуждаемому событию или факту, именно поэтому кинофестиваль является наилучшим вариантом формирования взаимодействия между членами отряда: участники будут коллективно обсуждать поставленные вопросы, организуют обсуждение, распределят роли, осуществят постановку, будут предлагать различные вариации развития событий. |
Особые условия проведения | Мероприятие важно проводить в основной период лагерной смены (распределены роли: выявлен лидер, члены отряда имеют представление друг о друге, возможно, сформированы внутриотрядные группы, дети включены в деятельность), когда кризис адаптационного процесса («пик эмоциональной усталости») миновал. Должен быть соблюден следующий алгоритм проведения (этапы воспитательного дела): Диагностический этап: Определена степень важности, актуальности мероприятия для его участников; Поставлены ориентировочные цели и задачи; Определена готовность или неготовность детей к участию; Этап целеполагания: сформулированы цели, задачи, определены необходимые и достаточные условия для их эффективного решения; Этап планирования; Подготовка мероприятия: Подготовлен сценарий; Подготовлен реквизит, компьютерное сопровождение; Этап рефлексии: Проанализированы и оценены результаты мероприятия на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными; Проанализированы результаты проведенного мероприятия; Оценена собственная деятельность каждым участником. |
Список необходимых материалов, оборудования и реквизита | Элементы мебели (стулья, столы); Канцелярские товары (бланки для заполнения протоколов, пишущие принадлежности, бумага для «жеребьевки»); Элементы костюмов (шляпы, мантии, аксессуары); Технические средства (компьютер, микрофоны, колонки, камера, проектор). |
Рекомендации по выбору помещения | Просторное, хорошо проветренное и в меру освещенное помещение. Возможность отделить одну команду от другой благодаря большому расстоянию между ними. Пространство для репетиции постановки. Фронтальное расположение жюри и команд. Большая сцена. |
3 | План подготовки дела | Предварительная подготовка педагогов | Вожатые лишь наблюдают за детьми, отвечают на все заданные вопросы, вожатый может проверить идею, проконтролировать репетиции и подать новые идеи, но ни в коем случае не навязывать своё желание и видение. |
Этапы работы с детьми по разработке идеи, распределению и выполнению поручений при подготовке дела | Постановка проблемы (определение (жеребьевкой) фильма и эпохи для подготовки номера); Оценка возможностей для решения проблемы (кто каким талантом обладает и что каждый ребёнок может внести в сценку, определение кто вообще хочет участвовать в сценке); Разработка идеи, способствующей решению проблемы (решение как именно будет выглядеть итоговая сценка, каждый выносит свои предложения и пожелания (если идей очень много можно использовать анонимное голосование)); Формулирование целей и предположений (донести мысль сценки так, чтобы она была понятна всем и соответствовала цензуре лагеря, правилам мероприятия); Сбор и обработка необходимой информации (капитан каждого отряда собирает в кучу все предложения); Разработка вариантов решения проблемы выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта; Организация и выполнение поставленной задачи (вожатый выделяет время для репетиции, определяет место, где дети могут реализовать идею, определяет вместе с детьми, что требуется для организации поставленной идеи и старается достать всё нужное); Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы (от оценки трудов детей вожатым очень многое зависит, поэтому педагог просто обязан намекнуть детям что у них всё классно получается; также детям самим должно нравиться то, что у них получается). Распределяет обязанности по подготовке мероприятия капитан, вожатый только наставляет. Распределение поручений происходит по желанию и талантам. |
4 | План проведения дела | Смысловая последовательность этапов: от настраивающего момента до подведения итогов и анализа | 1 этап – подготовительный (отряды собираются в актовом зале); 2 этап – предосновной: Проведение киновикторины (30 минут), где победителям присуждается 3 дополнительных балла; Жеребьевка для определения фильма и эпохи, по которым будут подготавливаться номера; 3 этап – подготовка к основному вечернему мероприятию (до вечернего мероприятия отрядам необходимо продумать все ключевые моменты, подготовить реквизит, музыкальное/видео сопровождение при необходимости); 4 этап – основной (демонстрация номеров); 5 этап – подведение итогов (во время подведения итогов жюри, отряды смотрят мультфильм); 6 этап – заключительный (награждение участников и объявление победителей). |
5 | Полный сценарий | Обозначенные способы взаимодействия детей | Групповое внутриотрядное обсуждение; Фронтальное обсуждение с вожатым своего отряда; Проигрывание сценок; Репетиции. |
Критерии оценивания | Наличие и качество сценических образов; Вовлеченность всех участников отряда; Знание текста; Продолжительность номера; Понятность замысла; Логичность; Эмоциональность. |
Способ подведения итогов | Суммирование полученных баллов и вынесение итогов. |
6 | Дидактические материалы | Информационно-методическое обеспечение | Дидактические визуальные средства: Тематическое оформление пространства (сцена, места общего сбора детей, места сбора отрядов); Тематические аксессуары, присутствующие в инвентаре лагеря; Справочные материалы по игротехнике для вожатых и воспитателей; Методические сборники по развитию системы самоуправления; Печатные материалы для организации смены (эмблема смены, блокноты, бейджи); Дидактические аудиовизуальные средства: детские художественные фильмы, заявленные детьми: сборник советских мультфильмов, сборник современных мультфильмов, фильмов; Дидактические аудиальные средства: Сборник песен из известных кинофильмов; Музыкальная подборка песен о лидерстве, активном образе жизни и т.д. |
7 | Рекомендации по проведению подобного дела | Как в дальнейшем закрепить полученные материалы, как создать эмоциональный настрой детей и заинтересовать их, как провести анализ с организаторами и участниками и др. | Для создания эмоционального настроя можно спросить у детей, хотели ли бы они снять фильм. Погрузить отряд в киносферу, задавать вопросы на счет их любимых фильмов или персонажей, чтобы они почувствовали нужный настрой; После мероприятия, если у детей возникла проблема с нахождением отличительных черт какой-либо эпохи, стоит посоветовать им, например, посмотреть разнообразные фильмы или видео-уроки в интернете; Обязательно в конце мероприятия, проводя рефлексию, закрепить, что понравилось детям, что было сложно в реализации/понимании. После чего, при проведении планерки с организаторами/вожатыми, нужно обсудить минусы и плюсы, которые высказали дети или увидели вы сами. |
8 | Список источников, которые использовались при разработке и подготовке дела | Примерные цели и задачи (воспитательных мероприятий) [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Сборник методических разработок воспитательных мероприятий классных руководителей Свердловской области [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Методика организации коллективных творческих дел и игр [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Методическая разработка воспитательного проекта «Азбука семейного воспитания» [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Каким образом формируются отряды и сколько в них детей? [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Возрастные особенности детей и подростков [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Возрастные особенности подросткового возраста (12 – 16 лет) [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Процессы адаптации детей в лагере [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Положение от 31.08.2016 о проведении воспитательного мероприятия [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Пики трудностей и их преодоление [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23); Статья https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskii-sad%2Fvospitatelnaya-rabota%2F2017%2F03%2F14%2Fmetod-proektov-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do&cc_key (дата обращения 1.05.23); Брошюра https://infourok.ru/broshyura-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-meropriyatiy-posvyaschyonnih-godu-kino-1118179.html (дата обращения 1.05.23); Развлекательная программа https://multiurok.ru/index.php/files/konkursnaia-razvlekatelnaia-programma-dlia-letnego.html (дата обращения 1.05.23). |